Суббота перед Богоявлением. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), 18 января 2025 года: что будет в храме?

В воскресенье 19 января Церковь отмечает праздник Богоявление, которому предшествует Нáвечерие Богоявления, или Крещенский сочельник. В этом году 18 января приходится на субботу, а значит, будет легче попасть в этот день на богослужение.

В числе святых первых веков христианской эры 18 января Церковь чествует священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского, и мученика Феону волхва, а также преподобных Синклитикию Александрийскую, Аполлинарию, Фостирия, Мину Синайского, Григория Акритского. Пророка Михея и русского святого ХХ века преподобного Симеона Псково-Печерского почитает Церковь в Крещенский сочельник. Память священномучеников Андрея Зимина, Сергия Лаврова, мученицы Евгении Домодировой, Матфея Гусева, Иосифа Беспалова и с ним 37 мучеников совершает Церковь 18 января.

Суббота, 18 января 2025 года, Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Церковь установила всего один день поста накануне великого праздника Богоявления, или Крещения Господня. Этот день называется Навечерием Богоявления, или Крещенским сочельником. Если 17 января — последний день святок, то 18-е уже целиком посвящено подготовке к Богоявлению.

Особенности православного богослужения

В Крещенский сочельник 18 января будет совершатся литургия святителя Иоанна Златоуста, поскольку в 2025 году Навечерие Богоявления приходится на субботу. После литургии совершается великая вечерня и затем чин освящения воды.

Все богослужебные тексты этого дня посвящены событиям и смыслу Крещения Иисуса Христа.

Во время великой вечерни звучат 13 паремийотрывков из Священного Писания (чаще всего из Ветхого Завета), которые читаются на богослужении для того, чтобы глубже передать суть праздника.

В Навечерие Богоявления паремий так много не только потому, что богослужение очень торжественное. Дело в том, что в Древней Церкви крещение новообращенных происходило два раза в год: в Великую субботу перед Пасхой и в Навечерие Богоявления, которое в древности объединяло праздники Рождества Христова и Крещения Господня. Основная часть таинства Крещения совершалась в отдельном помещении во время чтения этих паремий, после чего новокрещеные христиане входили в храм и принимали участие в богослужении. Получалось, что, пока священник подводил будущих христиан к купели, все остальные слушали отрывки из Священного Писания.

Царские врата открываются после чтения третьей, шестой паремии и по завершении всего чтения. В эти моменты богослужения можно услышать припев (окончание тропаря), который исполняет хор: «Человеколюбче, слава Тебе».

После чтения паремий и открытия царских врат читаются следующие отрывки из Нового Завета:

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 10, стихи 1–4

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

Евангелие от Луки, глава 3, стихи 1–18

Комментирует священник Павел Великанов

Читать текст

В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Свернуть

Особенностью богоявленского богослужения является чин великого освящения воды, который совершается дважды в год: в Крещенский сочельник и в самый день праздника. В этом году сочельник приходится на субботу, поэтому великое водоосвящение совершается на вечерне после просительной ектении и молитвы главопреклонения «Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Чаще всего освящение воды происходит в храме. Если же воду освящают вне храма, то верующие идут к иордани (прорубь в водоеме, вырезанная во льду в форме креста) крестным ходом: впереди несут фонарь, крест и хоругви, затем идет хор, после него — духовенство и миряне.

При этом звучат следующие песнопения на 8-й глас:

Трижды: Глас Господень на водах вопиет, глаголя:/ приидите, приимите вси/ Духа премудрости,/ Духа разума,/ Духа страха Божия,// явльшагося Христа.

Дважды: Днесь вод освящается естество,/ и разделяется Иордан,/ и своих вод возвращает струи,// Владыку зря крещаема.

Дважды: Яко Человек, на реку пришел еси, Христе Царю,/ и рабское Крещение прияти тщишися, Блаже,/ от Предтечеву руку// грех ради наших, Человеколюбче.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Ко гласу вопиющаго в пустыни:/ уготовайте путь Господень,/ пришел еси, Господи, зрак рабий приим,/ Крещения прося, не ведый греха./ Видеша Тя воды и убояшася./ Трепетен бысть Предтеча и возопи, глаголя:/ како просветит светильник Света?/ Како руку положит раб на Владыку?// Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

Далее читают отрывки из пророка Исаии.

Во время чина освящения воды читаются следующие отрывки из Священного Писания:

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 10, стих 1 — 4

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

Евангелие от Марка, глава 1, стихи 9–11

Комментирует епископ Феоктист Игумнов

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Произнося молитву на водоосвящение, священник повторяет трижды:

Велий еси, Господи,/ и чудна дела Твоя,/ и ни едино же слово довольно будет// к пению чудес Твоих.

Во время троекратного произнесения следующих слов священник каждый раз благословляет воду:

Ты убо, Человеколюбче Царю,/ прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа// и освяти воду сию.

Когда священник погружает крест в воду, то он и все сослужащие ему запевают начало крещенского тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». И хор продолжает: «Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе».

Затем священник кропит святой водой всех молящихся. В это время хор поет тропарь праздника. Так проходит самый запоминающийся и радостный для детей момент богослужения.

После великого освящения воды священнослужители входят в алтарь, и вечерня завершается. После отпуста: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш...» посреди храма поставляется свеча. Священнослужители вновь выходят из алтаря в центр храма и поют тропарь и кондак праздника Богоявления.

Тропарь Крещения Господня, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Троическое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся, Христе Боже,// и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!

Кондак Крещения Господня, глас 4

Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет неприступный.

Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!»

Тропарь Навечерия Богоявления, глас 4

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/ вознесшуся Илии,/ и разделяхуся воды сюду и сюду/ и бысть ему сух путь, иже мокрый,/ во образ воистинну Крещения,/ имже мы текущее жития преходим шествие:// Христос явися во Иордане освятити воды.

Перевод: Вспять обращалась некогда Иордан-река от милоти Елисея по вознесении Илии, и разделялись воды туда и сюда, и стал для него сухим путь по влаге, как прообраз истинный крещения, которым мы переходим путь текучей жизни. Христос явился во Иордане, освящая воды.

Кондак Навечерия Богоявления, глас 4

Во струях днесь Иорданских быв, Господь/ Иоанну вопиет:/ не убойся крестити Мя,/ спасти бо приидох// Адама первозданнаго.

Перевод: Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь Иоанну возглашает: «Не бойся крестить Меня, ибо Я пришел спасти Адама первозданного!»

Поскольку в 2025 году Крещенский сочельник приходится на субботу, то на литургии читается больше отрывков из Священного Писания: так называемое рядовое чтение и чтение субботы пред Богоявлением.

Чтение Евангелия

Евангелие от Матфея, глава 3, стихи 1–11

Комментирует священник Антоний Борисов

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

Евангелие от Луки, глава 18, стихи 2–8

Комментирует священник Антоний Борисов

говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел.

А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Апостольское чтение:

Первое послание апостола Павла к Тимофею, глава 3, стих 14 — глава 4, стих 5

Комментирует епископ Феоктист Игумнов

Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 5, стихи 1–8

Комментирует священник Стефан Домусчи

Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света.

Традиции праздника

Накануне великого праздника — в Крещенский, как и Рождественский, сочельник — принято соблюдать строгий пост. Свое название «сочельник» этот день получил от постного блюда сочива. В его состав входят обычно пшеница или рис, смешанные с орехами, маком и медом. Иногда его синонимом выступает слово «кутья».

Одна из популярных народных традиций на Крещение — купание в водоемах и прорубях. К этой экстремальной традиции в Церкви неоднозначное отношение. Полагать, что, окунаясь не Крещение в прорубь, человек смывает с себя грехи — ошибка. Если же человек обладает слабым здоровьем, лезть в ледяную воду зимой вообще не стоит. Это самый настоящий грех. Как сказано в «Настольной книге священнослужителя», «купаться зимою — значить требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своею жизнию и здоровьем».

День памяти святых

Пророк Михей (IX век до Рождества Христова)

Суббота перед Богоявлением. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), 18 января 2025 года: что будет в храме?

Слушайте рассказ о пророке, предсказавшем место рождения Спасителя, на радио «Вера».

Священномученик Феопемпт Никомидийский и мученик Феон волхв (303)

Волхв хотел отравить епископа, а священномученик его крестил. Слушайте рассказ о святых на радио «Вера».

Преподобная Аполлинария (470)

Суббота перед Богоявлением. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), 18 января 2025 года: что будет в храме?

Краткое житие знатной девушки, ставшей ученицей великого подвижника Макария Египетского, на радио «Вера».

Преподобный Симеон Псково-Печерский (1869–1960)

Суббота перед Богоявлением. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), 18 января 2025 года: что будет в храме?

«Надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил», — говорил старец Симеон. Слушайте рассказ о нем на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Мученик Иосиф и с ним 37 мучеников (1921)

Иосиф Яковлевич Беспалов был старостой в Никольской церкви в станице Талгар Верненского уезда Семиреченской области. 18 января 1921 года он был расстрелян большевиками вместе с тридцатью семью православными прихожанами.

Священномученик Андрей Зимин (14 августа 1872 — 18 января 1920)

Суббота перед Богоявлением. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), 18 января 2025 года: что будет в храме?

Тела убиенных большевиками настоятеля отца Андрея и членов его семьи — жены Лидии, тещи Домники, четырех дочерей — погребли в общей могиле рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Черниговке. Точное место погребения сегодня утрачено, но прихожане установили рядом с церковью, где он был настоятелем, мемориальный крест, к которому приезжают паломники.

ЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Протоиерей Андрей Симеонович Зимин родился в семье забайкальского казака. После окончания Благовещенской духовной семинарии был рукоположен в сентябре 1894 года в диакона и священника. В связи с образованием Владивостокской епархии он был в 1900 году переведен на место настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы села Черниговка, где прослужил до мученической кончины. За годы его настоятельства под его руководством в селе было построено двухэтажное здание под четырехклассное училище и одноклассную министерскую школу. В 1901 году назначен благочинным в Черниговской волости. За первые десять лет его служения количество церквей благочиния увеличилось вдвое. Его стараниями при нескольких храмах были открыты «Братства трезвости». В 1916 году протоиерей Андрей Зимин был награжден государем орденом святой Анны (II степени) «за особые труды, понесенные по обстоятельствам военного времени».

После 1918 года в Приморье действовали партизанские отряды большевиков, которые в июне 1919 года ограбили жителей Черниговки, уведя с собой в тайгу настоятеля храма как заложника. Продержав отца Андрея в плену примерно месяц, после унижений и оскорблений отпустили домой в июле того же года. Но через несколько месяцев в ночь на 18 января 1920 года, в его дом ворвались вооруженные люди, которые стали жестоко истязать его и членов его семьи, после чего застрелили жену, тещу и дочерей священника, а его самого повалили на пол, положили на его грудь дверь и, встав на нее, раздавили отца Андрея своей тяжестью.

Отец Андрей, по свидетельству его родственника, священника Иоанна Коноплева, незадолго до гибели видел сон, в котором ему была показана его будущая страдальческая кончина. Описав увиденное в письме, он передал его отцу Иоанну с разрешением вскрыть конверт после смерти.

Свернуть

Мученица Евгения Доможирова (1871–1933)

Суббота перед Богоявлением. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), 18 января 2025 года: что будет в храме?
Евгения Петровна Доможирова. Тверская тюрьма. 1932 год

Мученица Евгения была дочерью генерала Петра Доможирова, училась в институте благородных девиц в Варшаве и одновременно в школе Красного Креста. До 1917 года трудилась сестрой милосердия.

ЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Постоянно дававшие знать о себе болезни побудили ее уйти из госпиталя, и она уехала в Тверь, поселилась в одном доме с сестрой и вскоре вышла на пенсию. Как глубоко церковный и образованный человек, она была хорошо знакома с духовенством Твери. 15 марта 1932 года ОГПУ арестовало несколько тверских священников и мирян, и среди них рабу Божию Евгению. Виновной в антигосударственной деятельности она себя не признала. 9 июля 1932 года тройка ОГПУ приговорила арестованных священников и Евгению Доможирову к высылке в Казахстан на три года. Мученица Евгения не выдержала тяжелых этапов для заключенных и скончалась в алма-атинской тюрьме.

Свернуть

Редакция «Фомы» желает вам радости Крещенского сочельника в храме!

0
22
Сохранить
Поделиться: