
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В праздник Крещения Господня непременно совершается церковное освящение воды в водоемах с проточной водой — источниках, реках, озерах. Крещенскую воду люди берут домой, где и используют ее в течение всего последующего года. Однако в народе бытует немало суеверий о крещенской воде, которые не имеют никакого обоснования и полностью отрицаются Православной Церковью.
Миф 1.
Крещенскую воду стоит набирать только 18 и 19 января, так как именно в эти дни она обладает особой силой. При этом вода, освященная 19 января, более «сильная», чем освященная накануне
Это суеверие основано на магизме, то есть вере в особое магическое (волшебное) действие крещенской воды. На самом же деле крещенская вода исполняется благодатью Божией по молитвам священнослужителей. При этом она не обладает какой-либо магической «силой», и количество благодати в ней не зависит от дня освящения. Подобное отношение к святой воде для христианина недопустимо.
При этом действительно, исторически сложилось так, что воду освящают два раза: накануне праздника — 18 января, и в сам праздник (там, где есть такая возможность — на открытом водоеме). Сам чин освящения в обоих случаях один и тот же. Брать же воду можно не только в эти два дня, но в течение недели и даже чуть больше, так как зачастую желающих ее получить очень много.
Что касается целебной силы крещенской воды, то здесь тоже необходимо пояснение. Освященную воду не стоит воспринимать как некую таблетку или зелье, от одного глотка которого непременно произойдет чудо. Однако если употреблять эту воду с благоговением и искренней молитвой к Богу, то тогда, по воле Божией, возможно получить облегчение недуга или даже полное исцеление. По крайней мере, Церковь такие примеры знает.
Миф 2.
С того, кто окунется в крещенскую воду, смываются все грехи
В Церкви ничего не происходит автоматически. Очищение человека от страстей и грехов — это долгий путь личного, осознанного покаяния. Собственно, для этого в Церкви и существует конкретное таинство.
Более того, как таковое купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня. Крещенское купание не является обязательным и уж тем более не очищает от грехов автоматически. Если же человек хочет благочестиво искупаться в крещенской проруби, то лучше всего окунуться три раза с головой, произнося при этом: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Однако даже это не является строго установленным церковным обрядом.
Миф 3.
Крещенская вода обладает целебными свойствами и долго хранится из-за того, что ее освящают серебряным крестом. Именно ионы серебра, которые попадают в воду, делают ее полезной для здоровья
Этот миф развенчан уже довольно давно. Никакие ионы серебра на благодатные свойства освященной крещенской воды, конечно же, не влияют. Во-первых, серебряные кресты используются священниками не везде и не так уж часто. В основном священнослужители освящают воду медными, золочеными, никелевыми и даже деревянными крестами. Во-вторых, крест опускается в воду всего на несколько секунд, а если учесть площадь открытого водоема и его проточность, то говорить о воздействии каких-либо частиц не приходится.
Православная Церковь говорит о другом — вода в день Крещения Господня освящается благодатью Самого Господа Бога по молитвам священнослужителей, а для проявления ее целебных свойств необходима прежде всего искренняя вера человека.
Миф 4.
Крещенская и богоявленская вода — это два разных вида освященной воды
Есть такое поверье, что вода, освященная 18-го января и 19-го — это разная вода, богоявленская и крещенская. Это суждение также ошибочно. Крещенская и богоявленская вода — это одно и то же. И та вода, которая освящается 18 января в храме, и та, что освящается 19 января на водоемах, абсолютно одинакова по своим свойствам и по той благодати, которой наделяет ее Господь Бог. Крещение и Богоявление — разные названия одного праздника. Подробнее об этом здесь.
В этом материале мы назвали 4 основных мифа, но вопросов о крещенской воде — когда набирать, как хранить, употреблять и каковы ее свойства — множество. Мы собрали основные из них в материале о Крещенской воде.
Фото Владимира Ештокина
Самовнушение мощная штука)
Чего только не пишут выдумывая? Где в Евангелии вы хоть раз слышите или читаете обо всём этом? Крещение без покаяния никому ничего не даст. Крещением человек подтверждает своё покаяние пред Богом и оставление прежный греховный образ жизни. Слушайте и внимайте, что говорит Дух Святой устами Апостола Петра: "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа." (Деян.2:38)
Это правда
Спасибо вам за статью!!!Сама сегодня развивала воду, и все это слушала, единственное, не знала, как отвечать на миф, что бутылки с крещенской водой нельзя ставить на землю, может подскажите на будущее
Ответили тут: https://foma.ru/chto-mozhno-delat-so-svyatoy-vodoy.html
Объясните,откуда взялась дата именно с 18 на 19 января, есть ли библейские подтверждения,что именно в этот день произошло крещение господне и конкретно с какого времени правослпвная церковь отмечает этот праздник. Срасибо.
https://foma.ru/kreshhenie-gospodne-bogoyavlenie-dva-sobyitiya-v-odnom.html
https://foma.ru/kak-rodilsya-prazdnik-kreshheniya-gospodnya.html
А что насчёт 5-го мифа - что крещенская вода не портится?
Владимир, при благоговейном к ней отношении, она действительно не портится!
Килияс, освящение воды, равно как и прорубей, не является Церковным таинством - это именно водосвятный молебен. Таинств в Церкви семь и освящение воды не входит в их число. Купание в проруби не является и обрядом - троекратное погружение в воду ради очищения от греха происходит лишь единожды в жизни человека во время его крещения. Здесь же именно традиция, призванная, как это часто происходит в Церкви, событием из жизни Христа вытеснить языческий ритуал окунания в ледяную воду в честь идола холода. Таким образом исправляются языческие предрассудки. Кроме того, не совсем понятна ваша фраза "участвует в церковном таинстве соборности". Видимо вы путаете с таинством соборования, которое опять же к Крещению не имеет никакого отношения.