
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Уже скоро девятиклассникам сдавать ОГЭ. А что потом? Идти в десятый класс — или в колледж? Что такое система среднего профессионального образования, чем это отличается от школы? В каких случаях это разумное решение? Как к этому подготовиться? Каких ошибок следует избегать? Попробуем разобраться вместе с Риммой Исаковной Зандман, заслуженным учителем России, преподавателем русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.

О чем речь?
Что такое вообще система среднего профессионального образования? Представление о ней многие родители (а уж тем более бабушки и дедушки) черпают из воспоминаний о советской эпохе — когда эта система была развита и состояла из двух ступеней, ПТУ (профессионально-технических училищ) и техникумов.
На данный момент профтехучилищ и техникумов в России нет. А что есть? Есть система довузовского профессионального образования, и эти учебные заведения все называются колледжами.
Колледжи бывают разные — и по специализации, и по качеству обучения, и по дальнейшим перспективам устроиться по специальности. Лучше всего дело обстоит с колледжами, специализирующимися на сфере обслуживания, туристическом бизнесе, кулинарии. Есть очень неплохие колледжи, дающие специальности в сфере высоких технологий — например, где учат всему, что связано с мобильными телефонами: от их продаж до настройки и ремонта. Кстати сказать, в такие колледжи иногда идут ребята и после одиннадцатого класса.
Но вот с рабочими специальностями сейчас дело обстоит хуже. Эти специальности по-прежнему востребованы (например, в сфере ЖКХ), а те старые советские ПТУ, которые этому учили, во множестве позакрывались. Далеко не всем из них удалось выжить и переименоваться в колледжи. То же касается и строительных колледжей — их сейчас осталось очень мало, а когда-то они были, и их выпускники нередко поступали в МИСИ (Московский инженерно-строительный институт).
Путь в лузеры?
Есть еще одна серьезная проблема — бытующий с советских времен и по сей день социальный миф о том, что не пойти в десятый класс, а поступить в профтехучилище — это позор, это жизненная катастрофа, это путь, как сейчас выражаются, в лузеры.
Миф этот имеет под собой определенные основания. Действительно, в советское время в ПТУ шли, как правило, дети, которые плохо учились в школе, едва-едва на троечку. И бОльшая часть ПТУ тогда выпускала специалистов невысокого уровня. Все это отложилось в памяти родителей, а в особенности бабушек, которые и транслируют такие представления своим детям.
Миф этот опасен тем, что может искалечить жизнь ребенку. Скажем честно: не каждый выпускник девятого класса способен учиться в десятом и одиннадцатом. Причин тому может быть много: и серьезная запущенность учебы, чуть ли не с начальных классов, и состояние здоровья, и отсутствие мотивации. И вот вместо того, чтобы учиться в посильном и интересном ему колледже, приобрести нужную профессию, подросток вынужден просиживать штаны в старших классах школы, а потом идти в вуз, куда его пристроят родители — только потому, что перспектива среднего профессионального образования повергает маму с папой в ужас.
В чем разница со школой?
Надо сразу предупредить: преподавание общеобразовательных предметов в колледжах дается значительно слабее, чем в старших классах школы. Причина тому совершенно очевидна: в колледжах изучается множество специальных предметов, а общее количество учебных часов ограничено нормами СанПина и не может превышать такого-то числа часов в неделю. Для студентов колледжей это количество часов точно такое же, как и для их сверстников-старшеклассников. Значит, на ту же математику, или химию, или литературу отводится меньше часов в неделю, чем в массовой школе.
Это означает, что программа там сокращена, какие-то темы опускаются. При этом, замечу, преподавание общеобразовательных предметов там, в отличие от школы, не заточено на сдачу ЕГЭ. Однако сокращение программы вовсе не влечет за собой невозможность сдать ЕГЭ, потому что задания ЕГЭ охватывают далеко не всю школьную программу.
А что там с ЕГЭ?
Есть колледжи, которые организовывают своим выпускникам сдачу ЕГЭ, а есть те, где выпускники должны заниматься этим самостоятельно — если оно вообще им надо. Колледж выдает выпускнику диплом о получении среднего профессионального образования (причем выпускники сдают по этим специальным дисциплинам госэкзамены, защищают дипломную работу). А если выпускник хочет поступить в вуз, то он должен сдать ЕГЭ по русскому языку и математике. Сдает он ЕГЭ на общих основаниях, так же, как и одиннадцатиклассники, никакой разницы тут нет. Сдав ЕГЭ, выпускник получает сертификат и аттестат о среднем образовании. Замечу, что без сертификата аттестат не выдадут.
То есть сдавать ЕГЭ или не сдавать, решает сам выпускник, колледж его к этому не принуждает. Если хочет идти в вуз, то сдает, если не хочет — не сдает. Для приемной комиссии вуза нет никакой разницы, что абитуриент окончил — среднюю школу или колледж. Имеет значение только результат ЕГЭ.
Какие плюсы в том, чтобы пойти в колледж?
Если речь о конъюнктурных соображениях — то плюсов никаких. То есть колледж не дает никаких преимуществ для поступления в вузы, даже в профильные. В советское время было иначе: тогда после ПТУ можно было поступить в техникум (а также в техникум можно было поступить и после десятого класса), а выпускник техникума мог поступить в профильный вуз на льготных основаниях, причем сразу на второй курс (а после некоторых техникумов даже сразу на третий). Сейчас ничего этого нет.
Что касается отсрочки от армии на период обучения — то ее дают очень немногие колледжи. Раньше такую отсрочку давали ПТУ и техникумы, готовившие рабочих и техников для оборонной промышленности и авиации. Вопрос об отсрочке нужно выяснять в каждом конкретном случае, причем задолго до поступления.
А если говорить о педагогических и общечеловеческих соображениях, то основной плюс колледжа — он позволяет получить профессию тем детям, которые просто не потянут школьную программу 10-11 классов. И для их социализации, и для психологического здоровья колледж будет полезнее.
Впрочем, тут надо сказать честно: окончание даже очень хорошего колледжа еще не гарантирует трудоустройство. Особенно это касается рабочих специальностей (в сфере обслуживания, в банковском деле — проще).
Да, есть группа детей, которым колледж был бы предпочтительнее школы. Но такому решению препятствует, с одной стороны, миф о социальном лузерстве, а с другой — экономическая нестабильность.
В колледже могут испортить ребенка?
К сожалению, некоторые родители считают, что в колледже их ребенка могут испортить однокурсники — научить пить, курить и так далее. На самом деле это глупость. Социализация в колледже не представляет собой большей опасности, чем социализация в любом другом месте — будь то школа, вуз, военное училище... Не существует никакой корреляции между видом учебного заведения и особенностями отношений со сверстниками. Если ребенок не социализирован, то неприятности с ним могут случиться где угодно, хоть просто на улице. Если же он дома не одинок, если у него нормальная семья, если у него есть тыл, есть доверительные отношения с родными и близкими, то с ним не случится нигде и ничего.
Есть ли в колледже дисциплина?
По сравнению со школой тут нет никакой разницы. В колледжах, как и в школе, существует электронный журнал, с помощью которого родители вовремя оповещаются о всех проблемах их ребенка. В колледже, как и в школе, есть классный руководитель, только там он называется мастер. Он ежедневно проверяет посещаемость, контролирует дисциплину на уроках, если что-то случилось (например, ребенок не явился на занятия), тут же связывается с родителями. В колледже есть завуч по воспитательной работе, как и в любой школе. То есть не надо думать, будто раз учащиеся колледжа называются студентами, то там такая же вольница, как в вузе.
Если подросток решил идти в колледж, как действовать родителям?
Прежде всего, не истерить. Надо спокойно и рассудительно сказать: «Хорошо. Давай с тобой поездим по разным колледжам и выберем то, что тебе больше понравится». А дальше надо вместе с ребенком ездить в эти колледжи (информацию о них можно легко найти в интернете). При этом лучше, чтобы ребенок заявил о своем нежелании идти в десятый класс как можно раньше (а для этого родители должны регулярно общаться с ребенком и уметь задавать наводящие вопросы).
Возможно, поездив с родителями и посмотрев колледжи, ребенок скажет: «Нет, не хочу, пойду в десятый класс». А возможно, в процессе таких поездок действительно найдется хороший колледж, устраивающий и его, и родителей. Ведь хорошие колледжи есть, и их немало.
Если подросток хочет идти в десятый класс, а родители считают, что не потянет, что лучше в колледж — как ему это объяснить?
Главная ошибка — это когда не объясняют, а ставят перед фактом, да еще и начинают ругать: ты лентяй, тупица, бездарь. Естественно, будет протестная реакция, будут скандалы.
Если родители видят, что ребенку лучше пойти в колледж — его заранее нужно к этому готовить психологически. Лучше всего — с конца восьмого класса. Раньше не стоит. Но и сильно затягивать тоже не следует — после Нового года в девятом классе уже поздно будет начинать процесс убеждения и подбирать хороший колледж.
С ребенком нужно спокойно разговаривать, показывать ему разные варианты, ездить вместе с ним на день открытых дверей туда, сюда (а дни открытых дверей, кстати, обычно бывают либо в конце, либо в начале учебного года), обсуждать впечатления — тогда все пройдет нормально.
Какие вопросы родители должны задать самим себе, если хотят отдать ребенка в колледж?
1. Какова сфера интересов нашего ребенка? Интересуется ли он чем-либо вообще? Какие у него склонности? Что ему дается лучше, что хуже? Очень плохо, когда родители этого не знают. Но и в этом случае не все потеряно: в крупных городах существуют Центры занятости молодежи, нужно обратиться в такой центр. Там есть толковые консультанты, там есть социальные психологи, которые умеют говорить с подростком, умеют выявить сферу его интересов. После посещения такого центра нужно снова поговорить с ребенком.
2. В разговоре с ребенком нужно будет приводить доводы практического плана. То есть зачем идти учиться именно туда? Что даст это обучение? Где и кем потом работать? Как найти работу и какие плюсы и минусы есть у этой профессии? У ребенка 14-15 лет еще нет ответа на эти вопросы, ему не хватает жизненного опыта, тут именно родители должны объяснить. Но чтобы объяснить, они сперва сами должны найти ответы. Им придется как минимум прошерстить интернет в поисках нужной информации, а лучше — поездить по разным учреждениям и фирмам, пообщаться с людьми, работающими в этой сфере. И только после этого говорить с детьми, обсуждать с ними их перспективы уже после окончания колледжа. На этом этапе какие-то варианты, возможно, придется отбросить — например, если выяснится, что по избранной специальности почти невозможно найти работу.
3. Насколько наш ребенок самостоятелен? Насколько он социализирован? От ответов на эти вопросы может зависеть выбор профессии. Допустим, ребенок не слишком-то социализирован — тогда, если он пойдет, например, в кулинарию, то особых проблем не возникнет, но совсем другое дело, если пойдет в строительную индустрию. Разный контингент учащихся, разный формат производственных отношений, разные профессиональные риски...
Решено! Идем в колледж. Как это сделать?
Все просто: нужно подать заявление в выбранный колледж. Просто прийти в учебную часть и подать заявление. Если ребенок более или менее социализирован, он может и самостоятельно туда съездить, без родителей. Это можно сделать и после того, как он сдаст ОГЭ, и до того — в последнем случае придется туда еще раз съездить, привезти аттестат о неполном среднем образовании. На этом все заканчивается, сейчас в колледжах даже собеседования нет.
Подготовил Виталий Каплан
Читайте также:
Выбираем колледж: взгляд изнутри
Даже читать не стану. В первых строчках - и уже грубые фактические ошибки. Очень жаль, что автор, несомненно, с высшим образованием, непроверенную информацию публикует.
Уважаемые родители выпускников колледжей! Согласна с теми авторами, которые советуют поступать в колледж, а потом идти в вуз, сдавая экзамены в самом университете. Я зав. кафедрой "Менеджмент и маркетинг" в ПГУПС, всегда курирую поступающих к нам (как правило на заочную форму обучения) ребят, окончивших колледж: провожу с ними предварительные собеседования, довожу до них основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при подготовке к вступит. экзаменам. Ребята имеют возможность работать (в Санкт-Петербурге самая низкая безработица по стране) и получать высшее образование. Военной кафедры нет, поэтому ряд абитуриентов поступает на очную форму; хотя совмещать работу и учебу при очной форме обучения становится возможным только с 3-го курса. Обучение платное (166 тыс руб в уч. год), но большинство наших даже студентов-дневников подрабатывают.
Почему в статье варианты поступления рассматриваются только с позиции «ребёнок не может учиться. Ребёнок тупой. Ребёнок не хочет в 10 класс.»...... Много людей поступают, потому что они определились с профессией....... И они не просто могут сдать ЕГЭ, но и получить аттестат за 11 классов. В таком случае получается, что в колледже студенты избегают двухгодовой подготовки к ЕГЭ, обучаются профессии, а в итоге выходят и с аттестатом за 11 классов и с дипломом. Также, непонятно, почему не указаны колледжи культуры и искусств... Статья основана на устаревших понятиях человека, который ничего не знает о СПО....
Спасибо, читателям за комментарии! А то было поверил дезинформации в статье.
В тексте есть существенные ошибки.
1. Несмотря на то, что ПТУ закрыли и разница между ПТУ и техникумом, казалось бы, исчезла, , фактически основное сохранилось: есть программа НПО (начальное профессиональное образование) и СПО (среднее профессиональное образование. С разным подходом, разными традициями и т.д. С разным сроком обучения и разными дипломами. Собственно, с этим и надо сначала определиться. Учиться по программам СПО подростку, у которого не было никаких перспектив нормально закончить 10-11 класс, наверное, не стоит. Мягко говоря.
2.Родителям стоит и самим, без ребенка, съездить к выбранному колледжу, посмотреть на ребят, постоять и послушать разговоры в курилке. Уровень обучающихся может быть очень и очень разным даже при одном статусе.
3.Поступление в профильный ВУЗ без ЕГЭ по сокращенной программе возможно, если подписан с ВУЗом договор. Вот тут родителям стоит самим досконально узнать об этом и перепроверить - подростки могут перепутать или им просто навешают лапши на уши.
4.Отсрочку от армии юношам ДАЮТ. Раньше - только до 20 лет, теперь - на весь срок обучения.
5.И родители, и дети должны четко понимать, что решение ответственное. Если студент передумал, даже накануне диплома, то у он останется только с аттестатом за 9 классов. Если решил поменять специальность СПО - то можно перевестись в другой колледж на 2 курс (на СПО 1 курс - программа средней школы). Если профессию НПО - то только поступать заново, ибо там профессиональные и общеобразовательные дисциплины начинаются сразу с 1 курса.
ИМХО, авторы не очень в теме
Странная история с этой статьей... О системе среднего профессионального образования рассказывает педагог, который в ней не работает. Вероятно из-за этого складывается ощущение полной безысходности для выпускников 9 класса. Давайте разбираться по порядку.
Как не обидно будет автору, но с нашей стране по сей день существуют и училища и техникумы. Вместе с колледжами они и составляют систему среднего профессионального образования - СПО. Действительно какая-то училищ закрывается, но, как правило, путем присоединения к более крупным учреждениям, и это не влечет за собой невозможность получения тех же строительных профессий и специальностей.
Действительно преподаватели СПО не натаскивают своих студентов на сдачу ЕГЭ, а дают им знания необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Огорчу автора статьи, но выпускники учреждений СПО могут поступить в ВУЗ без ЕГЭ, сдав внутренние экзамены. Надо просто внимательно изучить правила поступления интересующего вас ВУЗа. И возможность поступить на 2 или 3 курс ВУЗа тоже есть. Это называется "освоение образовательной программы в ускоренные сроки".
И отсрочка от армии предоставляется во всех учреждениях СПО, если профессия или специальность имеют государственную аккредитацию, до конца освоения этой программы.
Что касается трудоустройства, то, простите, но окончание даже хорошего ВУЗа не гарантирует 100% трудоустройство. И уж тем более в банковской сфере. А вот в сфере обслуживания эта вероятность для выпускников СПО очень велика. Вкусно кушать, иметь хорошую прическу, маникюр, красивую одежду по размеру и т. д. хотят все. Этих специалистов готовят в учреждениях СПО.
Что касается уровня подготовки студентов, то у меня есть достаточное количество примеров преподавателей ВУЗов и руководителей предприятий, которые начинали свой трудовой путь с учебы в училище или техникуме.
Для многих выпускников школ учеба в учреждении СПО становиться шансом начать все с чистого листа. Кто-то не мог себя проявить в классе в силу характера, кому-то знаний не хватало. В СПО эти дети начинают раскрываться и проявлять себя по-новому.
И да, вольницы нет,и еще неизвестно где строже в школе или в СПО. И да, есть классный руководитель, и он называется классный руководитель (или куратор), а вот мастер (производственного обучения) - это совсем другая история!
А вот с чем соглашусь, так это с тем, что бояться не надо! Приходите к нам учиться!!!!
Да простят меня авторы, но в статье много неточностей и сама тема плохо раскрыта. Сейчас дети остаются в 10 класс чаще всего потому, что не определились с выбором профессии. Колледжи - это не аналог ПТУ, а скорее образовательное учреждение, которое объединило ПТУ и техникумы, так как обучение в них идет по разным программам :1) НПО ( начально-профессиональное образование) то есть то, что раньше было в ПТУ .Куда шли и идут дети "неудобь учащиеся"и это для них шанс получить только профессию ( обычно обучение 2,5 года) . 2) СПО ( средне-профессиональное образование) - это уровень техникума, где помимо профессии получаешь среднее образование, возможность сдать ЕГЭ и потом поступить в ВУЗ или в самом ВУЗе (при условии, что не меняешь специальность) сдать экзамены минуя ЕГЭ. Поступить на СПО не так -то и просто, учитывается средний балл аттестата и во многих колледжах этот проходной балл от 4 и выше ( так что ребенок как минимум должен быть хорошистом). Учиться труднее чем в школе, так как здесь вопрос не только дисциплины ( пропуск грозит отчислением), но и должна быть сдача всех работ, которые ты проболел ( пропустить по болезни контрошку или лабораторку не получится, должен досдать). Электронных дневников, к сожалению, в колледжах нет. Основной упор, как в ВУЗах, на лекции - учебников мало, а по некоторым предметам и вовсе нет. Еще одна проблема, для технических колледжей, что в большинстве школ убрали черчение. Со 2 курса начинается Инженерная графика, надо сразу чертить детали и узлы, а дети даже не знают " что карандаши бывают разной твердости". Собеседование и даже испытания , в колледжах имеются, но не на все профессии. Заявления в приемную комиссию подаются в электронном виде ( так что ехать не надо) и можно подать в несколько колледжей и даже на разные специальности. Отсрочка от армии есть во всех колледжах, а с этого года и для тех, кто поступает после 11 класса ( раньше для них не было). И основной, весьма не маловажный плюс по нашим временам, что в колледжах еще есть бюджетные места, особенно в регионах ( в Москве и других крупных городах с каждым годом все меньше). Так что поступление в колледж дает возможность ребенку получить специальность за счет бюджетных средств, что с высшим образованием весьма сомнительно.
Выпускники колледжа поступают в ВУЗ по внутренним экзаменам конкретного ВУЗа, а не по результатам егэ. В колледжах есть руководители групп или кураторы, а мастер это наследие ПТУ