Уже скоро девятиклассникам сдавать ОГЭ. А что потом? Идти в десятый класс — или в колледж? Что такое система среднего профессионального образования, чем это отличается от школы? В каких случаях это разумное решение? Как к этому подготовиться? Каких ошибок следует избегать? Попробуем разобраться вместе с Риммой Исаковной Зандман, заслуженным учителем России, преподавателем русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.
О чем речь?
Что такое вообще система среднего профессионального образования? Представление о ней многие родители (а уж тем более бабушки и дедушки) черпают из воспоминаний о советской эпохе — когда эта система была развита и состояла из двух ступеней, ПТУ (профессионально-технических училищ) и техникумов.
На данный момент профтехучилищ и техникумов в России нет. А что есть? Есть система довузовского профессионального образования, и эти учебные заведения все называются колледжами.
Колледжи бывают разные — и по специализации, и по качеству обучения, и по дальнейшим перспективам устроиться по специальности. Лучше всего дело обстоит с колледжами, специализирующимися на сфере обслуживания, туристическом бизнесе, кулинарии. Есть очень неплохие колледжи, дающие специальности в сфере высоких технологий — например, где учат всему, что связано с мобильными телефонами: от их продаж до настройки и ремонта. Кстати сказать, в такие колледжи иногда идут ребята и после одиннадцатого класса.
Но вот с рабочими специальностями сейчас дело обстоит хуже. Эти специальности по-прежнему востребованы (например, в сфере ЖКХ), а те старые советские ПТУ, которые этому учили, во множестве позакрывались. Далеко не всем из них удалось выжить и переименоваться в колледжи. То же касается и строительных колледжей — их сейчас осталось очень мало, а когда-то они были, и их выпускники нередко поступали в МИСИ (Московский инженерно-строительный институт).
Путь в лузеры?
Есть еще одна серьезная проблема — бытующий с советских времен и по сей день социальный миф о том, что не пойти в десятый класс, а поступить в профтехучилище — это позор, это жизненная катастрофа, это путь, как сейчас выражаются, в лузеры.
Миф этот имеет под собой определенные основания. Действительно, в советское время в ПТУ шли, как правило, дети, которые плохо учились в школе, едва-едва на троечку. И бОльшая часть ПТУ тогда выпускала специалистов невысокого уровня. Все это отложилось в памяти родителей, а в особенности бабушек, которые и транслируют такие представления своим детям.
Миф этот опасен тем, что может искалечить жизнь ребенку. Скажем честно: не каждый выпускник девятого класса способен учиться в десятом и одиннадцатом. Причин тому может быть много: и серьезная запущенность учебы, чуть ли не с начальных классов, и состояние здоровья, и отсутствие мотивации. И вот вместо того, чтобы учиться в посильном и интересном ему колледже, приобрести нужную профессию, подросток вынужден просиживать штаны в старших классах школы, а потом идти в вуз, куда его пристроят родители — только потому, что перспектива среднего профессионального образования повергает маму с папой в ужас.
В чем разница со школой?
Надо сразу предупредить: преподавание общеобразовательных предметов в колледжах дается значительно слабее, чем в старших классах школы. Причина тому совершенно очевидна: в колледжах изучается множество специальных предметов, а общее количество учебных часов ограничено нормами СанПина и не может превышать такого-то числа часов в неделю. Для студентов колледжей это количество часов точно такое же, как и для их сверстников-старшеклассников. Значит, на ту же математику, или химию, или литературу отводится меньше часов в неделю, чем в массовой школе.
Это означает, что программа там сокращена, какие-то темы опускаются. При этом, замечу, преподавание общеобразовательных предметов там, в отличие от школы, не заточено на сдачу ЕГЭ. Однако сокращение программы вовсе не влечет за собой невозможность сдать ЕГЭ, потому что задания ЕГЭ охватывают далеко не всю школьную программу.
А что там с ЕГЭ?
Есть колледжи, которые организовывают своим выпускникам сдачу ЕГЭ, а есть те, где выпускники должны заниматься этим самостоятельно — если оно вообще им надо. Колледж выдает выпускнику диплом о получении среднего профессионального образования (причем выпускники сдают по этим специальным дисциплинам госэкзамены, защищают дипломную работу). А если выпускник хочет поступить в вуз, то он должен сдать ЕГЭ по русскому языку и математике. Сдает он ЕГЭ на общих основаниях, так же, как и одиннадцатиклассники, никакой разницы тут нет. Сдав ЕГЭ, выпускник получает сертификат и аттестат о среднем образовании. Замечу, что без сертификата аттестат не выдадут.
То есть сдавать ЕГЭ или не сдавать, решает сам выпускник, колледж его к этому не принуждает. Если хочет идти в вуз, то сдает, если не хочет — не сдает. Для приемной комиссии вуза нет никакой разницы, что абитуриент окончил — среднюю школу или колледж. Имеет значение только результат ЕГЭ.
Какие плюсы в том, чтобы пойти в колледж?
Если речь о конъюнктурных соображениях — то плюсов никаких. То есть колледж не дает никаких преимуществ для поступления в вузы, даже в профильные. В советское время было иначе: тогда после ПТУ можно было поступить в техникум (а также в техникум можно было поступить и после десятого класса), а выпускник техникума мог поступить в профильный вуз на льготных основаниях, причем сразу на второй курс (а после некоторых техникумов даже сразу на третий). Сейчас ничего этого нет.
Что касается отсрочки от армии на период обучения — то ее дают очень немногие колледжи. Раньше такую отсрочку давали ПТУ и техникумы, готовившие рабочих и техников для оборонной промышленности и авиации. Вопрос об отсрочке нужно выяснять в каждом конкретном случае, причем задолго до поступления.
А если говорить о педагогических и общечеловеческих соображениях, то основной плюс колледжа — он позволяет получить профессию тем детям, которые просто не потянут школьную программу 10-11 классов. И для их социализации, и для психологического здоровья колледж будет полезнее.
Впрочем, тут надо сказать честно: окончание даже очень хорошего колледжа еще не гарантирует трудоустройство. Особенно это касается рабочих специальностей (в сфере обслуживания, в банковском деле — проще).
Да, есть группа детей, которым колледж был бы предпочтительнее школы. Но такому решению препятствует, с одной стороны, миф о социальном лузерстве, а с другой — экономическая нестабильность.
В колледже могут испортить ребенка?
К сожалению, некоторые родители считают, что в колледже их ребенка могут испортить однокурсники — научить пить, курить и так далее. На самом деле это глупость. Социализация в колледже не представляет собой большей опасности, чем социализация в любом другом месте — будь то школа, вуз, военное училище... Не существует никакой корреляции между видом учебного заведения и особенностями отношений со сверстниками. Если ребенок не социализирован, то неприятности с ним могут случиться где угодно, хоть просто на улице. Если же он дома не одинок, если у него нормальная семья, если у него есть тыл, есть доверительные отношения с родными и близкими, то с ним не случится нигде и ничего.
Есть ли в колледже дисциплина?
По сравнению со школой тут нет никакой разницы. В колледжах, как и в школе, существует электронный журнал, с помощью которого родители вовремя оповещаются о всех проблемах их ребенка. В колледже, как и в школе, есть классный руководитель, только там он называется мастер. Он ежедневно проверяет посещаемость, контролирует дисциплину на уроках, если что-то случилось (например, ребенок не явился на занятия), тут же связывается с родителями. В колледже есть завуч по воспитательной работе, как и в любой школе. То есть не надо думать, будто раз учащиеся колледжа называются студентами, то там такая же вольница, как в вузе.
Если подросток решил идти в колледж, как действовать родителям?
Прежде всего, не истерить. Надо спокойно и рассудительно сказать: «Хорошо. Давай с тобой поездим по разным колледжам и выберем то, что тебе больше понравится». А дальше надо вместе с ребенком ездить в эти колледжи (информацию о них можно легко найти в интернете). При этом лучше, чтобы ребенок заявил о своем нежелании идти в десятый класс как можно раньше (а для этого родители должны регулярно общаться с ребенком и уметь задавать наводящие вопросы).
Возможно, поездив с родителями и посмотрев колледжи, ребенок скажет: «Нет, не хочу, пойду в десятый класс». А возможно, в процессе таких поездок действительно найдется хороший колледж, устраивающий и его, и родителей. Ведь хорошие колледжи есть, и их немало.
Если подросток хочет идти в десятый класс, а родители считают, что не потянет, что лучше в колледж — как ему это объяснить?
Главная ошибка — это когда не объясняют, а ставят перед фактом, да еще и начинают ругать: ты лентяй, тупица, бездарь. Естественно, будет протестная реакция, будут скандалы.
Если родители видят, что ребенку лучше пойти в колледж — его заранее нужно к этому готовить психологически. Лучше всего — с конца восьмого класса. Раньше не стоит. Но и сильно затягивать тоже не следует — после Нового года в девятом классе уже поздно будет начинать процесс убеждения и подбирать хороший колледж.
С ребенком нужно спокойно разговаривать, показывать ему разные варианты, ездить вместе с ним на день открытых дверей туда, сюда (а дни открытых дверей, кстати, обычно бывают либо в конце, либо в начале учебного года), обсуждать впечатления — тогда все пройдет нормально.
Какие вопросы родители должны задать самим себе, если хотят отдать ребенка в колледж?
1. Какова сфера интересов нашего ребенка? Интересуется ли он чем-либо вообще? Какие у него склонности? Что ему дается лучше, что хуже? Очень плохо, когда родители этого не знают. Но и в этом случае не все потеряно: в крупных городах существуют Центры занятости молодежи, нужно обратиться в такой центр. Там есть толковые консультанты, там есть социальные психологи, которые умеют говорить с подростком, умеют выявить сферу его интересов. После посещения такого центра нужно снова поговорить с ребенком.
2. В разговоре с ребенком нужно будет приводить доводы практического плана. То есть зачем идти учиться именно туда? Что даст это обучение? Где и кем потом работать? Как найти работу и какие плюсы и минусы есть у этой профессии? У ребенка 14-15 лет еще нет ответа на эти вопросы, ему не хватает жизненного опыта, тут именно родители должны объяснить. Но чтобы объяснить, они сперва сами должны найти ответы. Им придется как минимум прошерстить интернет в поисках нужной информации, а лучше — поездить по разным учреждениям и фирмам, пообщаться с людьми, работающими в этой сфере. И только после этого говорить с детьми, обсуждать с ними их перспективы уже после окончания колледжа. На этом этапе какие-то варианты, возможно, придется отбросить — например, если выяснится, что по избранной специальности почти невозможно найти работу.
3. Насколько наш ребенок самостоятелен? Насколько он социализирован? От ответов на эти вопросы может зависеть выбор профессии. Допустим, ребенок не слишком-то социализирован — тогда, если он пойдет, например, в кулинарию, то особых проблем не возникнет, но совсем другое дело, если пойдет в строительную индустрию. Разный контингент учащихся, разный формат производственных отношений, разные профессиональные риски...
Решено! Идем в колледж. Как это сделать?
Все просто: нужно подать заявление в выбранный колледж. Просто прийти в учебную часть и подать заявление. Если ребенок более или менее социализирован, он может и самостоятельно туда съездить, без родителей. Это можно сделать и после того, как он сдаст ОГЭ, и до того — в последнем случае придется туда еще раз съездить, привезти аттестат о неполном среднем образовании. На этом все заканчивается, сейчас в колледжах даже собеседования нет.
Подготовил Виталий Каплан
Читайте также:
Выбираем колледж: взгляд изнутри