Числа с Мариной Борисовой
Немощь Патриарха. Как святитель Тихон победил в информационной войне против богоборческой власти
Да, хороший миссионер, да, человек достойный, добрый, образованный, но мало кому известный и уж никак не похожий на лидера. Почему Господь избрал именно его?
«Религия — опиум для народа!» История первых двадцати лет борьбы с церковью и людьми
В 1932 году Сталин объявил начало «безбожной пятилетки», поставив цель — к 1 мая 1937 года на всей территории страны должны забыть имя Бога.
Все началось с массовой «промывки мозгов», особую роль в которой сыграл Союз воинствующих безбожников, возглавляемый руководителем специальной Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП (б) Емельяном Ярославским. Еще в декабре 1922 года с его легкой руки стала издаваться газета «Безбожник». А осенью 1923-го, когда на заседании Антирелигиозной комиссии обсуждался вопрос «о формах и способах антирелигиозной пропаганды в деревне», Ярославский предложил организовывать кружки воинствующих безбожников.
Дело Веры Засулич: что не так с версией о невинной жертве режима?
Адвокат Веры Петр Александров оказался гением пиар-технологий: он сумел навсегда внушить нарождавшемуся российскому гражданскому обществу чувство вины за собственную благонадежность и превратил суд над Засулич в суд над системой. Нет, он не лгал, он всего лишь расставлял акценты: показал, что политический строй порочен, что в стране царит произвол должностных лиц, что тюремная система уродлива, а общество с этим всем мирится. И вот является чистая девочка и своим поступком разрушает этот постыдный негласный «общественный договор». И ее теперь за это накажут? Да она же героиня, а не преступница!..
Наполеон: чего и сейчас не хотят замечать толпы его поклонников?
В 1799 году Наполеон приказал военному доктору Десгенне дать смертельную дозу опиума всем французским солдатам, заболевшим чумой. Доктор отказался.
Савонарола: монах у власти
23 мая 1498 года был повешен священник, харизматик, пламенный проповедник, обличитель язв общества и Римской курии, одно время фактический правитель Флоренции Джироламо Савонарола. Свою жизнь он закончил на виселице под восторженный рев той самой толпы, которая еще недавно была готова выполнить любой его призыв.
За всех, иже во власти суть…
Сегодня нам трудно представить себе, какой была власть раньше, и каким было отношение к ней наших предков. Сегодня интеллигентному человеку, поддерживающему власть, могут и руки кое-где не подать.
Может, поэтому нам так близок образ священномученика Ермогена, отстаивавшего святость царской власти, несмотря на жестокие конфликты с недостойными людьми, ею облеченными
Та самая Оптина. Очерки истории обители
Когда говорят об оптинских старцах, обычно вспоминают преподобных Амвросия и Макария. Ну, кто-то, может, назовет еще Льва, или Варсонофия, который ездил на станцию Астапово к умирающему Толстому в надежде примирить его с Богом. Или Нектария, изгнанного из обители большевиками. И редко кто припомнит преподобного Моисея, человека, благодаря которому Оптина из ничем не примечательной местной пустыньки стала тем духовным идеалом, который не потускнел и в XXI веке. А ведь именно его пример сегодня, возможно, самый ценный.
Анатомия протеста
Легендарное «соловецкое сидение» было так давно, что сегодня уже трудно разобраться, что же там было на самом деле. Для нас это, скорее, литературный образ, поэтический символ идейного протеста — хоть и не совсем понятного по сути современному человеку, но вызывающего уважение готовностью умереть за свои идеалы.
Жизнь в эпоху перемен
Юбилейные торжества прошли с небывалой для Советского Союза помпой. Теперь о них говорят как о переломе во взаимоотношениях Церкви и государства. Но с чего вдруг они так резко изменились? Ведь еще за несколько месяцев до праздника ни светские, ни церковные власти понятия не имели, во что он в итоге выльется.
НЕЛЬЗЯ МОЛИТЬСЯ ЗА ЦАРЯ ИРОДА?
Так уж случилось, что вот уже почти двести лет — спасибо классику — царь Борис для нас не столько историческая фигура или даже литературный персонаж, сколько ключ к загадке: как, не впадая в крайности и оставаясь человеком православным и церковным, совместить в собственной душе апостольское «несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим.13, 1) и пушкинское «нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит»?
AND ORTHODOXY FOR ALL
В Сан-Франциско я не была и Форт-Росс не видела. Русская Америка для меня началась в Москве, в Ленкоме — с «Юноны и Авось». Православные молитвы и песнопения, развивающийся на сцене Андреевский флаг, Богоматерь с младенцем — в 1981 году мы смотрели на это, как калифорнийские индейцы на первых русских колонистов.
ДЕМОКРАТИЯ ИЛИ "ВЕРТИКАЛЬ"
В 1478 году в Москву из второго похода на Новгород вернулся Иван III. Несколько дней спустя сюда же как трофей был доставлен новгородский вечевой колокол. Его подняли на соборную колокольню в московском Кремле, и звонил он теперь только вместе с другими колоколами.
— Слушай, ты же православная христианка! Как же ты не признаешь, что в Новгороде был практически достигнут идеал вашей православной симфонии — демократия во главе с архиепископом? Да еще и архиепископа сами себе на вече выбирали. А потом пришли ваши московские с их византийской вертикалью — и все, конец мечтам, все подмяли под царя. И церковь, кстати, тоже. А пошли бы по новгородскому путь…