Такой вопрос родители задают часто, и, конечно, единого ответа на все случаи жизни не существует. Причин может быть много, и главная задача родителей — определить, что именно происходит в их конкретной ситуации. А определив, понять, как тут нужно действовать. Об этом рассказывает учитель с 50-летним стажем Нина Наумовна Иващенко.

Диагностика

Ребенок не хочет идти в школу... Звучит как «доктор, отчего у меня болит голова?». Много от чего может болеть, но надо же поставить правильный диагноз. Вот и в нашем случае точно так же. Давайте попробуем поставить диагноз, вернее разобраться, как именно он выставляется. Доктор, слыша о головной боли, начинает задавать пациенту вопросы. Вот и мы должны сами себе задать вопросы.

1. Это разовая ситуация или систематическая?

Если ситуация разовая — ничего страшного в ней нет. Все дети время от времени не хотят идти в школу, это абсолютно естественно. Например, предстоит сложная контрольная, или не выспался, или поссорился с приятелем. Если такое происходит не слишком часто, то беспокоиться не о чем. Вы, родители, каждый день на свою работу с радостью идете? Вот и ребенок тоже.

Но если это происходит постоянно, если раньше ребенок охотно шел на занятия, а потом вдруг начались капризы, нытье, если проходят дни, недели, месяцы, а школа ребенку не в радость, значит, дело серьезное и надо разбираться.

2. Рассказывает ли ребенок о том, что происходит в школе?

Вот этот признак — очень важный. Если по своей инициативе ребенок о школе не заговаривает, а на родительские расспросы отвечает, что все нормально, — тут надо насторожиться. Потому что такая замкнутость может свидетельствовать сразу о двух вещах: во-первых, что в школе действительно происходит что-то неладное, а во-вторых, что есть проблема в семейных отношениях. Когда между детьми и родителями стопроцентное доверие, дети о своих школьных неприятностях не боятся рассказать. Правда, дело может быть не только в страхе: иногда детям (особенно в начальных классах) просто не приходит в голову, что какие-то напрягающие их ситуации ненормальны, что об этом можно и нужно говорить взрослым. Например, учитель на завтраке в столовой принуждает все съесть или не выпускает с урока в туалет, первоклассник страдает, но не рассказывает маме, потому что не понимает: это именно тот случай, когда мама должна вмешаться.

3. Что изменилось в жизни ребенка, помимо нежелания ходить в школу?

Обычно, если у ребенка в школе возникают серьезные проблемы (с учебой, с отношениями, с самооценкой), то это отражается и на прочих сторонах его жизни, причем это трудно не заметить со стороны. Например, ребенок подавлен, он перестал интересоваться тем, что раньше его увлекало. Ребенок стал капризнее, чем раньше, постоянно нервничает, раздражается. Или, к примеру, раньше все время напевал что-то, а теперь перестал. У ребенка ухудшился аппетит, начались проблемы со сном. Успеваемость тоже ухудшилась. Все это признаки большого неблагополучия, и родителям нужно срочно действовать. Подробнее о признаках и методах действий смотрите в статье «Как понять, что у ребенка проблемы в школе».

Ребенок не хочет идти в школу. В чем причина?

Типовой набор причин

Причин, по которым ребенку не хочется идти в школу, может быть очень много, но все они делятся на две большие группы: во-первых, это проблемы с отношениями (как с детьми, так и с учителями), во-вторых, проблемы с учебой. Давайте посмотрим подробнее.

1. Одна из самых распространенных причин — это буллинг, как детский, так и, к сожалению, учительский

Я не буду много распространяться, как действовать в этих случаях, просто сошлюсь на подробные статьи в «Фоме»: «Ребенка обижают в школе: что делать?» и «Что делать, если ребенка в школе обижают учителя?». От себя лишь добавлю, что в ситуации учительского буллинга жалобы малоэффективны. Да, можно добиться, чтобы учитель перестал делать что-то, явно противоречащее закону и школьному уставу, но если уж он невзлюбил ребенка, то станет проявлять свое недоброжелательство, формально ничего не нарушая. Так что тут кардинальный выход лишь один — сменить школу.

2. Помимо явного буллинга, могут быть и другие проблемы с отношениями

Над ребенком вроде не издеваются, но, скажем так, недолюбливают. Не принимают его всерьез, не берут в компанию. То же касается, кстати, и отношений с учителями. Учитель может вести себя вполне корректно, но не проявлять к этому ребенку особого интереса, не уделять ему внимания ни на уроке, ни вне класса. А ведь такой, как выражается молодежь, игнор может травмировать вполне сопоставимо с типичным буллингом. Только, в отличие от типичного буллинга, с которым существуют вполне эффективные методы борьбы, здесь что-то сделать труднее, потому что обвинить людей вроде как не в чем, а насильно мил не будешь.

Однако и тут есть способы хотя бы частично изменить ситуацию. Родители (в контакте с классным руководителем) могут организовать для класса какие-то интересные активности, в которых их собственный ребенок сумел бы раскрыть свои сильные стороны. Например, турпоход, и дети видят, что этот скучный Вася, оказывается, лучше всех умеет разводить костер, ставить палатку, вязать узлы. Или экскурсия по городу, где скучный Вася, оказывается, может проявить себя в роли экскурсовода и рассказать что-то интересное. Или какой-то квест, который дети проходят лишь благодаря Васиной сообразительности. Важно только, чтобы это были действительно интересные детям активности, а не отчетные мероприятия для галочки, куда всех загоняют во внеучебное время. В общем, «скучному» Васе надо создать ситуацию успеха, в которой и он воспрянет, и дети поймут, что недооценивали его.

Ребенок не хочет идти в школу. В чем причина?

У старшеклассников, кстати, бывает еще одна причина — дела романтические. Мальчик симпатизирует девочке, а той он безразличен, и в школе мальчик вынужден видеть, как объект его мечты симпатизирует другим мальчикам. Вот и не хочется в школу.

3. Проблемы с учебой

Это ничуть не менее частая причина, чем «отношенческая». В какой-то момент у вполне успевающего ученика случается по какому-то предмету затык, что-то он пропустил по болезни, что-то прослушал, что-то недопонял и махнул на это рукой. И вот такие «непонятки» копятся-копятся, а потом оказывается, что непонятно вообще всё, оценки ухудшаются, учителя им недовольны, родители ругают, одноклассники смотрят на него как на «лузера». Особенно тяжело, если такое случается сразу с несколькими предметами. Тогда ребенок видит, что с учебой у него полный завал, самооценка его стремится к нулю, он уверен, что, как ни барахтайся, как ни занимайся, все равно поставят два, так зачем же тратить силы и время, зачем напрягаться?

Ну и какое в этом случае будет отношение к школе? Школу такой ребенок воспринимает как место своего неуспеха, если не сказать — позора. Он будет туда обреченно ходить, пока родители еще могут заставлять, но уже в старших классах бывают случаи, когда подросток бросает школу. Что тут делать? Тащить его на уроки силой? Глупо и бесполезно. Если уж это случилось, надо устроить ему какую-то работу, причем такую, где реально приходится напрягаться. Знаю случай (правда, очень давно, еще в советское время), когда шестиклассник взбунтовался и напрочь отказался ходить в школу. Его отец сказал: ладно, не хочешь учиться — будешь работать. И устроил его на завод. Спустя пару недель мальчик взмолился: нет уж, лучше в школу!

Но в большинстве случаев такие неуспешные дети бунтовать не решаются, а просто тащатся в школу из-под палки. Что тут можно посоветовать? Прежде всего, поговорить с учителями всех проблемных предметов и разработать вместе с ними «антикризисную» программу. Подробнее об этом можно посмотреть в статье Ирины Лукьяновой «Всё, всё пропало!». Возможно, выходом станет помощь репетитора (об этом почитайте статью Антона Буслаева «Девять мифов о репетиторах и репетиторстве».

4. Усталость

Допустим, с отношениями все в школе у ребенка нормально, его успеваемость тоже не вызывает тревог. Но ребенок перегружен, постоянно чем-то занят — помимо школы и приготовления уроков, у него еще и курсы, и секции, и кружки, и художка, и музыкалка... Родителям кажется, что чем больше активностей они обеспечивают ребенку, тем лучше для его развития. Но это вопрос меры. У любого человека, и ребенка, и взрослого, существует предел, больше которого он не потянет без вреда для психики, да и для соматики.

Поэтому если вы четко понимаете: ребенок устал, ребенок не восстанавливает силы за время каникул, ребенок еле тянет возложенный на него груз обязанностей и ответственностей, значит, надо его разгрузить. Надо отказаться от чего-то в принципе полезного, но не совсем обязательного, надо спокойнее реагировать на то, что он что-то в школе не сделал (не сдал какую-то презентацию, не подготовил доклад, написал контрольную хуже, чем вы рассчитывали, и так далее). Поверьте, лучше быть здоровым и счастливым, чем быть отличником ценой угробленной психики и соматики.

Ребенок не хочет идти в школу. В чем причина?

5. Лень

Это причина, которую многие, наверное, поставили бы на первое место. Мол, не хочет в школу? Да он просто ленится! Но я ставлю ее на последнее, и вот почему: лень вообще не существует сама по себе, как некое стержневое свойство личности. Лень — это всегда индикатор чего-то другого. Например, индикатор той же усталости, перегруженности. Как еще будет реагировать психика? Только нежеланием что-то делать, которое мы и называем ленью.

Но дело может быть и не в усталости, а, например, в жизненных ценностях. Если ребенок видит смысл жизни в том, чтобы лежать на диване и тупить в смартфон, то, с его точки зрения, учеба — это тяжелый и, главное, ненужный труд. Напрягаться ведь надо только ради чего-то значимого для тебя, а тебе без разницы, что у тебя будет в аттестате, куда ты поступишь, кем станешь. Главное же — в смартфоне!

Наконец, лень, особенно необъяснимая лень может быть одним из проявлений психического заболевания. Той же депрессии, к примеру. Тут уж, безусловно, необходимо обращаться к врачу. Если, конечно, все прочие причины уже исключены.

Что делать?

О диагностике поговорили, о типовых причинах поговорили, переходим к главному: что делать-то? И речь даже не о том, что конкретно делать в случае той или иной причины, а о том общем, что нужно делать в любом случае.

1. Первое и самое главное — установить (или восстановить) контакт с ребенком

Проблемы у него в школе могут быть самыми разными, но их острота всегда умножается на коэффициент, который назовем «погода в доме». Как бы скверно ни было в школе, если ребенок знает, что дом — это его надежный тыл, что там его всегда обнимут, выслушают, защитят, что он дорог маме с папой сам по себе, безотносительно отметок по алгебре или английскому, то его школьные неприятности — это именно неприятности, а не безвыходная трагедия. И наоборот, если дома он никому не нужен, неинтересен, то банальная двойка по физике разрастается для него до масштаба «быть или не быть».

Как устанавливать контакт? Частично тут поможет статья «Как научиться понимать ребенка?», но я бы хотела добавить, что установка контакта — дело непростое и затратное. Затратное прежде всего в смысле времени. Но совершенно необходимое. Поверьте, это важнее вашей работы. Возьмите на неделю отпуск, отгулы — и поезжайте с ребенком куда-то, где ему интересно. В деревню к бабушке, в лес, в Грецию... главное, чтобы ему было хорошо там, и чтобы никакие деловые обстоятельства не препятствовали вашему общению. Если никак не получается вырваться из будничных дел, хотя бы раскидайте эти дела так, чтобы каждый день иметь возможность общаться с ребенком. Общаться не на предмет его школьных оценок, а о жизни, о том, что вам обоим интересно. Пускай это будет всего 15 минут в день, но это должно быть! Найдите какое-то дело, которое вас обоих увлекает, — фантастические фильмы, 3D-моделирование, кулинария, фотоискусство, кинолюбительство, походы, и так далее.

2. Нужно уметь разговаривать с ребенком о том, что у него происходит в школе

Ребенок не хочет идти в школу. В чем причина?

Иначе не выставишь правильный диагноз. Прямые вопросы в лоб (как у тебя с отметками? как к тебе относятся в классе? не обижают ли тебя учителя?) могут вызвать у ребенка ступор, и он выдаст классический ответ «все нормально». Помните: ребенку, особенно до подросткового возраста, бывает очень трудно сформулировать свою мысль, он теряется и смущается. Поэтому правильнее вести разговор исподволь. Какие уроки сегодня были самыми интересными? Кто у вас в классе самый веселый? А какие смешные случаи у вас происходили? А вот коллега на работе мне рассказала про ситуацию в классе, где учится ее дочка, — как думаешь, правильно поступила учительница? А представь, если бы ты вот так прямо взял и стал директором вашей школы, что бы ты изменил? Вот в таком разговоре, который не превращается в допрос, ребенок сам расскажет все необходимые подробности.

3. В чем бы ни заключалась причина нежелания идти в школу, когда она стала ясна, с ребенком нужно на эту тему говорить

Но цель такого разговора не прочитать мораль, не заставить изменить свое отношение к школе.

Во-первых, цель — помочь ребенку самому четко понять, что с ним происходит, что к этому привело, какие могут быть последствия. Ребенок чаще всего сам на такой анализ неспособен. Он еще не умеет отделять ключевые моменты от второстепенных.

Во-вторых, цель — дать ребенку понять, что вы его понимаете, что готовы помочь ему в решении его школьных проблем, что ваша любовь к нему безусловна, ее не могут поколебать двойки по математике или насмешки одноклассников.

В-третьих, цель — наметить вместе с ребенком план решения проблемы. Четко определить, что он может и должен будет сделать самостоятельно, что должен сделать с вашей помощью, а что будете делать именно вы, взрослый человек. После такого разговора у ребенка должно стать не тяжелее, а легче на душе, о каких бы неприятных вещах ни шла речь.

Ну и последний совет: сами для себя определитесь с приоритетами. Что для вас важнее — внешние достижения ребенка или состояние его души? Нежелание идти в школу — это серьезная проблема, но это не крах всего и вся. Решать эту проблему нужно для того и так, чтобы ребенок стал счастливее, чтобы в жизни его стало больше смысла. А не для того, чтобы в дневник вернулись пятерки.

Подготовил Виталий Каплан

0
1
Сохранить
Поделиться: