Ребенок вернулся из школы. Мы его встречаем: «Привет! Как день прошел?» — «Нормально…» Что ж, нормально так нормально. Можно продолжать заниматься своими делами.

Или нет? Или что-то в ответе ребенка нас задело? Какой-то червячок сомнения появился и как-то неспокойно внутри?.. Так ли все «нормально» у нашей дочери, у нашего сына? Как понять, что у ребенка проблемы в школе? Узнаем, что говорят об этом психологи...

Основных школьных проблем у ребенка может быть три: успеваемость, отношения с другими ребятами и отношения с учителями. Эти проблемы могут быть связаны, но могут быть и автономны: отличники и любимчики учителей порой оказываются изгоями в классе, а двоечники — неформальными лидерами и так далее.

Понятно, что о проблемах с успеваемостью мы можем судить по оценкам, о проблемах с одноклассниками — по сигналам от учителей и родителей одноклассников, но это срабатывает не всегда. Иногда стоит обратить внимание на «косвенные» признаки. Какие?

Проблемы с успеваемостью: на что обратить внимание?

1. Ребенок не хочет обсуждать школу

«А что вы сейчас проходите?..» — «Да так, ничего...» «По математике?.. По русскому?..» — «Отстань!» Такое поведение может свидетельствовать о том, что с этими предметами у ребенка что-то не так.

2. Отношение ребенка к школе резко изменилось

Школьник, который раньше бежал в школу вприпрыжку, вдруг от школы отстранился, озлобился, и учеба его совсем не радует. Это может быть связано как с успеваемостью, так и с проблемами в отношениях с одноклассниками.

3. Ребенку в школе стало скучно

Такое бывает или если ребенок ничего не понимает на уроках, или если он уже все понял на уроках. Как ни странно, в обоих случаях реакция схожая: «Мне ску-учно...»

4. Сын или дочка часам сидят над домашним заданием

Мы уже десять раз подходили к письменному столу ребенка, а тот уныло смотрит все на тот же абзац в учебнике или замер с ручкой над недописанным в тетради примером. На прогулку и отдых времени опять не осталось. При этом в электронном дневнике напротив каждого задания указывается примерное «среднестатистическое» время, которое ребенок должен на выполнение этого задания потратить. Понятно, что темпы у каждого свои и буквально ориентироваться на «официальное» время не стоит, но и «зависать» над домашкой на целые часы — тоже ненормально.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

5. В дневнике появились «неуды» по поведению

Это может быть признаком проблем с успеваемостью. Ребенок не справляется с учебой, расстраивается и сердится по этому поводу, но осмыслить, сформулировать и высказать свое состояние пока не умеет. Не справляясь с эмоциями, он плохо ведет себя на уроках и переменах.

6. У ребенка пропал аппетит и появилась бессонница

Наш младший школьник переживает, боится нас огорчить и получить нагоняй за плохую успеваемость, отсюда — стресс, проблемы с едой и со сном. Наш старший школьник, более ответственный и взрослый, беспокоится о своем будущем, и мысли о том, что плохая успеваемость скажется на дальнейшем образовании, на карьере, на имидже не дают ему ни есть, ни спать.

В ЭЖД (электронный дневник и журнал) есть опции, которые родители не используют или о которых вообще не знают: например, комментарий. Он обозначен буквой «к» и служит для объяснения поставленной учителем отметки, для замечаний об участии в уроке. Родители не знают об этом зачастую потому, что эта опция не видна на гаджетах с операционной системой Android. Кстати, на этих устройствах видны не все отметки. Надо смотреть хотя бы на ноутбуке. Через журнал учитель видит, контролируют ли родители учебу ребенка. С его помощью родители могут связаться с учителем.

Знание возможностей журнала снимет многие недоразумения.

Проблемы с одноклассниками

1. Тот же признак, что и с плохой успеваемостью — замкнутость и скрытность. О школе — ни полслова, хотя раньше с порога выкладывал все новости, не дожидаясь вопросов. Был болтун — стал молчун.

2. Отвратительное настроение с утра, когда нужно идти в школу. Хотя вроде и выспался хорошо, и ничего не болит... А все равно жить не хочется. То же — после уроков, когда ребенок возвращается из школы домой. Постоянная подавленность, угнетенность, кажется, без всякой причины. У младших школьников настроение может резко испортиться вечером, когда приходит время собирать портфель и ребенок вспоминает, что завтра ему «снова в бой».

3. Частые болезни. У нашего ребенка нет серьезных хронических заболеваний, в целом здоровье хорошее, но как начинается учебный год, так все меняется. Включается психосоматика. Ребенок хочет уберечь себя от агрессии (кого? одноклассников? учителя?) всеми возможными способами, даже с помощью физиологии: как каникулы или выходные — ребенок здоров, как начинается учебная неделя — сопли, кашель, температура... Или так: утром — живот болит, голова раскалывается, температура 37 с небольшим («точка невозврата»)... Мы сердобольно разрешаем: «Ладно, сегодня дома посиди...», и — о чудо! — через пару часов все симптомы как рукой сняло.

4. Агрессивность. Противоположный, казалось бы, угнетенности и подавленности признак тоже может быть показателем проблем с одноклассниками. На все наши вопросы огрызается, учителей, одноклассников костерит на чем свет стоит, все виноваты, «кругом — враги»... Очень тревожный признак.

5. У нашего школьника слишком часто пропадают и портятся вещи. «Где сменка?» — «Кажется, в школе забыл...» «Куда делся телефон?» — «Потерял где-то...» «Где новая шапка?» — «Не знаю...» «Почему учебник порван?» — «Случайно получилось...» «Кто исчеркал пенал ручкой?» — «Не знаю...»

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

6. Ни звонков, ни писем. Почему-то никто из одноклассников нашему школьнику не звонит. И эсэмэсок не присылает. И в социальных сетях, как большинство детей, наш ребенок не «зависает». Это странно.

7. Никто не ходит в гости. Сейчас дети, конечно, уже не так часто ходят друг к другу в гости, как в наше время, но все же иногда ходят. Если нашего ребенка одноклассники никогда к себе не зовут и сами в гости не приходят, это повод задуматься об отношениях к нему в классе.

8. Ребенок возвращается из школы с синяками, шишками и ссадинами. «Откуда фингал под глазом?» — «Упал...» «Почему коленки разбиты?» — «Споткнулась…» «Что с зубом?» — «Ударился случайно, кусочек отломился...» И так далее. Сюда же — оторванные «с мясом» пуговицы, надорванные карманы и воротники...

9. Класс собрался на экскурсию — наш не хочет. В театр, в кино — «Да ну-у...» В поход — «Не, у меня дел полно...» И это становится нормой. С классом никуда не желает ездить. При этом с нами, родителями — когда угодно, куда угодно, только позови.

10. Вдруг выясняется, что наш «отличник» — злостный прогульщик. Но почему он прогуливает? Просто из лени и по легкомыслию? Или «за компанию»? А может быть, чего-то боится? Или кого-то?.. Повод задуматься и не спешить ругать ребенка.

11. Если резкое ухудшение поведения может быть признаком проблем с успеваемостью, то резкое ухудшение успеваемости может быть признаком проблем с поведением. Обратите внимание, если на смену четверкам и пятеркам у ребенка вдруг пришли двойки.

Что делать дальше?

Вот мы заметили что-то не то. Один из перечисленных тревожных симптомов «замигал». Что делать дальше? Не паниковать. Не делать поспешных выводов. Поговорить с ребенком. В спокойной обстановке, так, чтобы никакой рабочий звонок и никакое бытовое срочное дело не отвлекло бы нас от беседы. Потому что когда ребенок раскроется, нельзя его прерывать. Иначе в другой раз не захочет ничего рассказывать.

О чем спрашивать ребенка?

  • Нравится ли тебе в школе? Что нравится?
  • А что не нравится? Почему?
  • Нравится ли тебе учительница? И почему?
  • Нравятся ли тебе дети в классе? Кто нравится больше? Кто не нравится? И почему?
  • Что нравится больше — уроки или перемены? Почему?
  • Что самое хорошее произошло с тобой сегодня в школе? А что самое плохое?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одной партой? А с кем — нет? Почему?
  • Какое самое странное слово ты сегодня услышал сегодня? Говорят ли учителя странные/смешные слова?
  • От чего ты сегодня больше всего устал?
  • Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе? Почему?
  • Что тебя сегодня рассердило в школе?
  • Как ты считаешь, все ли оценки ставят тебе заслуженно?
  • Тебе сегодня делали замечания на уроках? За что?

Слушаем ребенка и обращаем внимание не только на то, что отвечает наш ребенок на эти вопросы, но и на то, как он на них отвечает. А также на то, на какие вопросы он не отвечает. Это тоже информация для размышления. Как и поведение ребенка во время разговора. На каком вопросе он запнулся? Опустил глаза? Поджал губы? Какой вопрос заставил его задуматься? Или наоборот, вызвал очень активную реакцию, может быть — агрессию, желание оправдываться, защищаться?.. И не теряем доверия ребенка. Остаемся искренними сами. Внимательно выслушиваем нашего школьника,

Что мы, родители, должны донести до ребенка?

Я на твоей стороне.

Я хочу тебе помочь.

Я вижу твою проблему / проблему в твоем классе / проблему в твоем отношении с учителем так-то и так-то. Самым приемлемым решением твоей проблемы я вижу то-то и то-то.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

Что мы можем сделать еще?

Связаться с классным руководителем, с учителем, узнать его версию событий, обсудить ход действий. Спросить у учителя, как с его/ее точки зрения ребенок ведет себя в школе, классе. На уроках, на переменах. Общается ли с другими детьми? Какое у ребенка чаще всего настроение в школе?

Если в школе есть психолог, связаться с ним, узнать его версию событий, обсудить ход действий.

Держать связь с родителями одноклассников, особенно с родителями друзей ребенка. Возможно, через чат. Они от своих детей могут знать подробности конфликта или проблемы в классе, о которых не знает наш ребенок.

Вместе с учителем и психологом выработать план совместных действий и придерживаться его в дальнейшем вместе с ребенком.

С благодарностью семейному и подростковому психологу Анне Абраменко

0
0
Сохранить
Поделиться: