За этим вопросом стоит так много наших тревог. Не читает — и вырастет некультурным. Не читает — и не научится думать и чувствовать. Не читает — и будет безграмотным… Смысл вопроса о чтении ребенка часто выходит далеко за рамки самого вопроса. С чтением мы связываем много ценнейших для нашей культуры навыков и умений, с ним связан для нас и культурный багаж, который должен помогать ребенку в жизни. Так что вопрос о чтении серьезный. Почему это так и как же быть, если ребенок не читает, разбираемся с психологом Софьей Дриго.

София ДРИГО

психолог центра Наталии Ининой «Психология взросления»

Я думаю, что серьезность этого вопроса — уже часть ответа. Дети не могут не чувствовать, какой груз ложится на их плечи вместе с предложением (порой крайне настойчивым) почитать книгу. Словно строительство всей судьбы ребенка оказывается на кону, когда родитель протягивает ему книжку. «Ты почитал?» — спрашиваем мы. А он слышит за этим: «Ты занялся сегодня своим будущим?» 

Читать под таким давлением, конечно, трудно. Чтение становится полезным и нужным, но не радостным делом. А ребенку трудно полюбить полезное. Ему понятно, как полюбить радостное, приятное, интересное, но к сожалению, эти свойства чтение в глазах детей часто утрачивает.

Почему ребенок не читает?

«Что-то личное»

Канал о том, что важно для каждого из нас: о психологии и отношениях с ближними, о любви, о том, что эмоционально трогает и может поддержать в сложную минуту. О людях и для людей. Подпишитесь, чтобы быть в своей компании:

В то же время игры и соцсети предлагают такое доступное удовольствие, не требующее подготовки. Конечно, книжки проигрывают им в глазах ребенка бесповоротно. Будем честны: и в глазах многих взрослых — тоже.

Книжки могли бы посостязаться с компьютером и телефоном, если у ребенка есть опыт радости от чтения. Но если такого опыта нет и он встречается с книжкой в основном в порядке принуждения, отрабатывая установленный кем-то норматив? Это могут быть требования родителей или школьной программы. Но такие нормативы, обязательность и контроль убивают радость чтения. Шансов полюбить чтение в таком случае почти не остается. 

А как иначе?

Почему ребенок не читает?
Рисунок с помощью Midjourney

Менять образ чтения

Я верю, что культура чтения возникает и развивается там, где с чтения снят груз ответственности и где ему возвращена изначально свойственная ему радость. Иногда я прямо советую родителям прослеживать, как в их речи представлено чтение. Одно дело, когда звучит «Лучше бы пошел почитал», «Пока не прочитаешь 10 страниц, к компьютеру не подходи» — так говорят про тяжелую, неприятную обязанность. Другое дело, когда книга встречается в таких контекстах:

«Ну, сегодня хорошо поработали! Теперь можно и почитать!»; «Я такую книжку сейчас читаю! Там…» Так транслируется позитивный, радостный образ чтения. 

Быть примером

Как и во многом другом, в вопросе чтения очень важен пример. Причем именно ежедневный, настоящий пример, не нравоучение, против которого ребенок рано или поздно восстанет. Наши рассказы о том, как мы в его возрасте читали взахлеб, вряд ли помогут делу.

А вот если дети видят, как мы выкраиваем хоть 15 минут на то, чтобы посмаковать страничку-другую, это рано или поздно начнет восприниматься ими как ценность.

Кто не замечал, как быстро дети начинают любить ту еду, которую едят взрослые? Так же и с чтением: видя читающего родителя, ребенок хочет, чтобы было, «как у взрослых». Если взрослый находит для себя радость в чтении, ребенок в поисках радости тоже обратится к книжке. Нам важно читать на глазах у детей. 

Находить интересные площадки, транслирующие культуру чтения

Чем старше ребенок, тем больше для него значимы сверстники, а значимых взрослых он ищет уже не в родителях — или не только в родителях. И если он окажется в компании читающих людей, это может пробудить любовь к чтению. Его можно знакомить с той средой, где читают.

Я замечаю, что в последнее время появляется все больше интересных, хорошо продуманных книжных магазинов и библиотек, которые становятся площадками для книжных клубов, лекций, тематических встреч, делая свое пространство понятным, доступным, красивым, уютным. Они создают свое сообщество читателей. И кто-то начинает приходить туда потому, что ему хочется оказаться в этом сообществе. 

Во многих городах есть такие книжные и библиотеки, в которые ребенку хочется зайти. Там есть где посидеть с книжкой, которая привлекла внимание, там сделано всё, чтобы облегчить встречу маленького читателя с книгой.

Хозяйка одного такого книжного придумала сделать волшебный шкаф с чудесно раскрашенной дверью, внутри которого было «гнездо» из подушек, горели уютные лампочки и звучала аудиозапись какой-то детской книги. Сколько детей требовали найти ему эту книгу, выбираясь из волшебного шкафа! В другом таком книжном молодые сотрудники легко вступали в беседу с юными читателями, рассказывая о своих впечатлениях от книжек, расспрашивая про предпочтения ребенка. Они вели себя как интересные собеседники, а не как тренер или наставник чтения. И этот диалог становился для кого-то мостиком к книгам.

Устраивать из чтения праздник

Мне часто встречались мудрые взрослые, которые как бы невзначай делали чтение для ребенка праздником.

  • Иногда это учителя, которые подбирали или даже дарили книгу, выбирая ее персонально для ребенка. Это личное внимание, отразившееся в выборе книги, призывало детей к чтению.
  • Это были родители, которые в интересном путешествии включали аудиокнигу, чтобы погрузиться в нее, полюбить героев, волноваться от поворотов сюжета вместе с ребенком. Или сделавшие ритуал чтения на ночь самым сокровенным и близким общим временем с их малышом, временем их совместного погружения в чудесные миры книжек.
  • Или читавшие и перечитывавшие те книги, которые проходили по программе их дети, чтобы поддержать разговор о той жизни, которая разворачивалась в книге. Они делали книгу тем общим местом, где можно было встретиться с мыслями и чувствами их детей. 
  • Я знаю даже таких учителей, которые специально проводили раз в месяц уроки литературы для родителей по какой-то из книжек программы для детей, чтобы дать возможность родителям сориентироваться в книге. 

Все эти пути, конечно, затратны. Они требуют от взрослых чтения и любви к книгам, времени и труда. Но что еще может стать для ребенка сигналом о ценности чего-либо, как не наше собственное неравнодушие к этому, как не наша собственная готовность находить этому место в нашей жизни?

1
7
Сохранить
Поделиться: