Ребенок матерится в детском саду. Что делать?
К сожалению, подобная история нередка в наше время. Вдумчивые и заботливые родители могут обнаружить, что их трогательно-нежное дитя с наивно распахнутыми доверчивыми глазками, придя из детского сада, позволяет себе нелитературные словечки, а то и целые речевые обороты. Этот факт может повергнуть родителей в шок, растерянность, непонимание, что теперь делать. Их можно понять: ведь речь часто отражает то, что содержится в сердце. Но попробуем посмотреть на этот неприятный момент с психологической точки зрения. Разберемся, почему ребенок матерится и что же с этим делать родителям, вместе с психологом Наталией Осининой.
Почему ребенок матерится?
В детском саду ребёнку от 3 до 7 лет. Когда он оказывается среди ровесников, у него впервые появляется возможность разговаривать с кем-то на равных, а возможно, даже выбиться в лидеры. Поэтому одна из ключевых задач в этом возрасте ― адаптироваться (прижиться, стать своим) в группе своих сверстникам.
Ребенок не выбирает детей, с которыми он оказывается в одной в группе. Однако перед ним стоит задача каким-то образом выстроить общение со всеми участниками. Общаясь, дети обмениваются тем «багажом», который каждый принес с собой. По большей части этот «багаж» состоит из того, что дети слышат и видят в своей семье, на улице и детской площадке. К сожалению, это может быть и матерная брань. И одна из причин, почему мат «прилипает» к ребенку, ― это как раз стремление «быть своим». Одна, но не единственная. Давайте рассмотрим другие и сразу наметим стратегию поведения родителей в каждом случае.
Привлекает родительское внимание
Если ребенку не хватает родительского внимания, то, вызвав шок и испуг у родителей своим поведением, в то же время малыш бессознательно решает проблему дефицита внимания папы и мамы, ведь теперь оба они включены. И тут не важно, что это внимание негативное, главное ― оно есть. Родителю в этом случае можно поступить двояко: с одной стороны, если малыш произносит ругательства, то как можно более отстраненно и кратко можно прокомментировать это : «Не люблю слышать мат в своем доме» или: «Мне не интересно так общаться». А с другой стороны, стоит подумать как возможно больше времени проводить, общаясь со своим ребенком, чтобы восполнить этот дефицит внимания.
Подражает кому-то
Малыш подражает кому-то из сада или с детской площадки. Важно тут выявить, кто его авторитет, почему это так. Обсудить это с самим ребенком. Родителю тут представится прекрасная возможность лучше узнать своего ребенка: что его восхищает в других людях. Потом можно поговорить с ребенком о других людях (персонажах, с такими же качествами, но которые не использовали бранные слова, и увлечь их историей своего ребенка, перенаправив его внимание в более конструктивное русло.
Не может иначе выразить злость
Ребенок сердится, но не знает, как можно эти чувства выразить по-другому. Тут важно провести работу по взращиванию эмоционального интеллекта ребенка, научить его понимать свои чувства и выражать их более приемлемым способом. Прежде всего надо назвать ребенку его чувство: «Похоже, сейчас ты очень злишься и тебе трудно. Я вижу, как тебя буквально трясет от гнева». А следующим шагом родитель может с помощью поддержки и сочувствия помочь ребенку справиться с гневом: «Действительно, любой человек рассердится, если отнимают любимую игрушку. И мне тоже было бы обидно, как тебе».
Ребёнок чувствует себя в группе ничтожным, слабым
С помощью матерных слов он неосознанно создает для себя своеобразный панцирь «сильного» человека, ему может казаться что «это здорово, ведь так делают сильные ребята» заявляет о себе, компенсируя свою низкую самооценку. Возможно, ему кажется, что так он может Родителю стоит помочь своему ребенку найти, в чем он может быть успешен. Для этого можно предлагать ему пробовать себя в различных кружках и студиях. Стоит обратить внимание: самооценка формируется у ребенка в раннем детстве в результате его контакта с родителями и взрослыми из близкого окружения. И если она низкая, значит, родителям стоит пересмотреть свои подходы к воспитанию чада. Часто нам трудно это сделать самостоятельно, поэтому лучше обратиться к психологу за консультацией.
Как реагировать родителям?
Вне зависимости от причин употребления матерных слов, важно понимать, что если в 3 года ребенок еще не понимает значение бранных слов и, произнося их, просто бездумно повторяет за кем-то, то к 6 годам он уже осознает, что это плохие слова, и даже понимает их практическое назначение. А значит, и реакция родителей должна быть разной и соответствовать возрасту ребенка.
В 3, 4 или даже 5 лет лучше просто проигнорировать такое поведение ребенка, никак не комментируя это, а также ненавязчиво переключить его на что-то другое.
В 6‒7 лет необходимо разобраться, для чего ребенок употребляет эти слова. И важно не только устранить сам симптом ― матерную брань, но и всмотреться в проблему, которая спровоцировала появление этого «симптома». О причинах мы как раз говорили выше.
Чего делать точно не надо?
Не стоит ругать ребенка и тем более наказывать его за такое поведение
Лучше просто спокойно поговорить, объяснив, что данные слова плохие, почему это так и что в вашей семье не принято так выражаться. «Мне неприятно находиться рядом с людьми, которые ругаются матом. Для меня мат ― это очень грубо».
Эффективность такой беседы напрямую зависит от того, действительно ли вы сами, а также другие взрослые в вашем доме и окружении не употребляли таких слов. Потому что детей мы можем научить только личным примером.
Помните, что, если ребенок употребил грубые слова, это не катастрофа, не что-то непоправимое. Однако от реакции родителей на это явление зависит, станет ли оно единичным событием и быстро забудется или перерастет во вредную привычку.
Как не превратить посещение детского сада в кошмар
Трехлетняя дочка готовится осенью пойти в детский сад. Я очень переживаю, как пройдет адаптация. Тем более что моя девочка — противник режима… Отвечает Евгения Пайсон, детский психолог:
Читать далееРебенок ругается матом: как правильно реагировать
Бывает, и не столь уж редко, что и маленькие дети, и подростки употребляют ненормативную лексику. Иногда даже в присутствии родителей. Почему это происходит?
Читать далееБыть на стороне ребенка: что это значит?
Общим местом стало убеждение, что родители всегда должны быть на стороне своего ребенка. Но под этим «быть на его стороне» каждый понимает что-то свое. А что, если ребенок явно не прав? А быть на его стороне — значит потакать во всем? А почему так трудно бывает встать на его сторону? На эти и многие другие вопросы отвечает детский психолог Илья Суслов.
Читать далееОтдавать ли ребенка в детский садик?
Вопрос читателя: Здравствуйте, батюшка! У нас с мужем трое сыновей: старшему 9, среднему 4 и младшему один год. Старший ходил в детский сад, а средний еще дома со мной. Родственники постоянно спрашивают, когда мы его отдадим в детский сад. Говорят, что мы ущемляем ребенка в общении с другими детьми. Ребенок очень стенителен и играет один....
Читать далееДетские возрастные кризисы: что надо о них знать и как на них реагировать
В развитии ребенка возникают моменты, когда его просто не узнать: его поведение резко меняется и появляются проблемы, которых раньше не было.
Читать далее7 способов не стать чужим ребенку: советы психологов о детях и времени
Для каждого возраста — свои подходящие занятия: с маленьким особо не поговоришь, с подростком, кажется, уже и не поиграешь, и не порисуешь…
Читать далееКак правильно ругать ребенка?
Конечно, лучше не ругать ребенка, а дать ему обратную связь. Но, увы, очень многие родители за любые упущения своих детей именно что ругают. Причем речь не о каких-то экстремальных ситуациях, не о чудовищных проступках, а о самом что ни на есть обыденном: плохо убрался у себя в комнате, потерял носок, забыл выучить стихотворение, пролил суп......
Читать далее