
психолог
Я закончила школу тридцать пять лет назад. До сих пор помню ощущения от последнего дня учебного года и того, что впереди целых три месяца летних каникул.
Я ― мама школьников вот уже двадцать лет. Мне хорошо знакомо чувство облегчения от того, что учебный год закончился, и чувство некоторой растерянности от того, что мне предстоит организовать времяпрепровождение троих детей, у которых максимум понятных занятий на лето (например, список книг, выданный учителем, вместе с заданием оформить читательский дневник).
Конечно, никуда не исчезали на летние месяцы футбольные тренировки младшего сына, научные кружки и экспедиции старшего и конюшня, где любила проводить время дочь. Но вся организация процессов детей, логистика их перемещений, включающая как минимум трехразовое питание, становились моей задачей.
Конечно, когда дети каждый день много часов проводят в школе, мне ― маме ― гораздо проще и легче организовать выполнение необходимых задач. Но летом...
Спустя годы я сформулировала для себя правила, которые дают мне возможность не сойти с ума от возникающих летних задач.
Первое правило и самое главное: каникулы не только у детей, но и у меня.
Буду в порядке я, будут в порядке дети. А потому мне нужен ответ на вопрос: мое личное лето ― какое оно? Поискала, повспоминала и обязательно организовала себе «свое лето». Не отмахнулась, не спряталась за «у меня же дети, им важнее», а позаботилась о себе. И пусть это не будет поездка на море или в горы в компании друзей, но это будет время с книжкой в гамаке на даче, когда есть тишина, покой и отсутствие задач. Нет дачи? Есть балкон. На подоконнике в небольшом горшке пусть растут укроп и цветочки, на балконе пусть стоит кресло. И пусть вся семья знает, что если мама на балконе, то это у нее ― каникулы.
Второе правило: никаких сверхзадач на время каникул.
Прочитать двадцать книг, связать плед, пройти сто пятьдесят тысяч шагов, прослушать купленные в беспамятстве учебного года курсы, каждые выходные проводить в семьях друзей ― это всё не про каникулы мамы школьников. Разрешите себе делать только то, что хочется и на что есть силы. Вы девять месяцев учебного года жили в жестком режиме, вы были тем контролером и организатором, от которого зависит и процесс, и его логистика. А потому на каникулах дайте себе возможность дышать, не делать с собой то, что стало привычным в процессе учебного года.
Правило третье: общение только с теми, с кем комфортно, и с теми, кому ты ничего не должна.
Я про учителей сейчас, среди которых есть много уважаемых мной профессионалов. Но всё же рядом с ними я «влетаю» в отношения «он ― учитель, он больше и главнее, я от него завишу, и хочу я того или нет, я вынуждена выстраивать коммуникацию». Помножьте это всё на то, что от учителя зависит и ребенок. Мы устаем от этого. Ведь часто эта коммуникация несет в себе напряжение. А потому на каникулах освободите себя от тех, кто «лучше знает, как правильно и как вам лучше».
Давайте в этот же пункт добавим родительские чаты. Про них можно говорить долго и это отдельная тема для статьи, но если кратко, то «всех в сад»: беззвучный режим, архив и так далее.
Я хорошо понимаю то, как сложно организовать себе каникулы внутри каникул детей. При кажущемся отсутствии задач на лето количество вводных в определенных ситуациях множится кратно. И всё же попробуйте. Попробуйте увидеть это лето, почувствовать его и взять от него возможность перезагрузиться перед новым учебным годом.