Великий двунадесятый праздник Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа по-народному называется «Яблочный Спас». Мы чествуем его 19 августа, как это происходит ежегодно, поскольку праздник непереходящий. В 2024 году он приходится на понедельник. У праздника Преображения есть один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 26 августа.


Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь нашим читателям осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в субботу 19 августа.


Понедельник, 19 августа 2024 года, Преображение Господне

О Преображении Господнем сообщают трое евангелистов – Марк, Матфей и Лука. Это последний Господский двунадесятый праздник уходящего церковного года.

В этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос преобразился перед апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, чтобы явить им свою Славу перед тем, как идти на страдания и смерть за наши грехи. На иконе праздника изображено, как они пали ниц, не в силах вынести света, исходящего от Спасителя в момент преображения. Этот яркий, ослепительный свет увидят все люди перед кончиной мира.


Особенности православного богослужения

У праздника Преображения есть один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства. Отдание праздника совершают в храмах 26 августа.

Преображение Господне, 19 августа 2024 года: что будет в храме?
Икона Преображения. 17 в. Россия. icons.pstgu.ru

Молитва в день Преображения Господня

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перевод: Господи Иисусе Христе, Боже наш, живущий во Свете неприступном, являющийся Сиянием Славы Отчей и Образом Ипостаси Его! Когда пришло время, Ты по неизреченному милосердию к падшему роду человеческому уничижил Себя, приняв образ раба, быв послушен даже до смерти (Флп.2:7-8). Однако прежде Креста и добровольной смерти Твоей на горе Фаворской преобразился в Божественной Славе Своей перед святыми Твоими учениками и апостолами, отчасти сокрыв принятую плоть, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели Твое добровольное страдание и Божество. Даруй же и нам всем, празднующим пречистой Плоти Твоей Преображение, чистым сердцем и неоскверненным духом взойти на Святую гору Твою, в селения святой славы Твоей, где голос чистый празднующих, голос несказанной радости, да там вместе с ними лицом к лицу увидим Славу Твою в незаходящем дне Царства Твоего, и со всеми святыми, от начала мира Тебе угодившими, прославим Всесвятое имя Твое с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное Преображение.

Перевод: Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное Преображение Пречистого Твоего Тела.

По заамвонной молитве, по традиции, происходит освящение винограда и плодов. Перед чтением молитв священник кадит плоды при пении тропаря праздника и кондака праздника.

Читать последование

Тропарь Преображения Господня

Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Перевод: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Кондак Преображения Господня

На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирове же проповедят,// яко Ты еси воистину Отчее сияние.

Перевод: На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.

Затем священник читает молитвы

О приносящих начатки овощей:

Владыко Господи Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложению комуждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим даруяй, Иже вдовы по силе приношение благоугодно приемый, приими и ныне принесенная от рабов Твоих (имярек), и в вечных Твоих сокровищах возложитися сим сподоби. Даруй им и мирских Твоих благ обильное восприятие, со всеми полезными им. Яко благословися Твое имя, и прославися Твое Царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

На благословение винограда:

Боже, Спасителю наш, благоволивый виноград нарещи Единороднаго Твоего Сына, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Тем плод безсмертия нам дарова, Сам и ныне плодный сей виноград благослови и нас, рабы Твоя, вкушающия от него, Истиннаго Винограда причастники сотвори, неврежденну жизнь нашу сохрани, и мир нам всегда даруй, и вечными Твоими неотъемлемыми даровании жизнь нашу украси, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых, от века Тебе благоугодивших, яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу, со

Единородным Твоим Сыном и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

На благословение плодов:

Господи, Боже наш, положивый верующим в Тя пользование творении Твоими, Сам благослови предлежащия плоды сия словом Твоим, молимся Тебе, милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

После молитв священник кропит святой водой приготовленные виноград и плоды, трижды произнося:

«Освящаются плод сей лозный и плоды сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Свернуть

Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 17, стихи 1-9

Читать отрывок

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, 2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. 3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. 4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. 5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. 6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. 7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. 8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. 9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист

Апостольское чтение:

Второе соборное послание святого апостола Петра, глава 1, стихи 1-10

Читать отрывок

1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. 3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, 4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: 5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, 6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, 7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. 8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. 9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. 10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,

Свернуть

Комментирует священник Павел Великанов

Комментирует священник Стефан Домусчи


Традиции Преображения Господня

Праздник Преображения Господня в народе называют «Яблочным Спасом». Отмечать его начали вскоре после Крещения Руси: тогда в праздничный день в Греции и Израиле благословляли недавно созревший виноград. Поскольку у нас виноград растет далеко не везде, в русских храмах освящают яблоки. Для этого красивого обряда многие приносят в храм другие фрукты.

Существует благочестивая традиция вкушать освященные плоды только после 19 августа, однако нельзя считать ее самым важным условием празднования. Гораздо важнее другая традиция: после освящения поделиться урожаем с бедными, сиротами, больными, и только потом есть самим.

Строгий Успенский пост, на пятый день которого отмечается Преображение, ослабляется по случаю праздника: уставом разрешается употребление рыбы, вина и масла.


День памяти святых

Священномученик Николай Заварин (4 мая 1878 — 19 августа 1937)

Преображение Господне, 19 августа 2024 года: что будет в храме?

При аресте и обыске отец Николай на вопрос об оружии сказал: мое оружие — Евангелие и религия, ими я и воюю. На следствии священник не признал своей вины, а на вопросы следователя о «контрреволюционной деятельности» ответил: «Поскольку я служил в церкви, я стремился поддерживать веру среди населения, отстаивать церковь, чтобы ее не закрывали, но с антисоветской агитацией никогда не выступал». Он не назвал никаких имен, никого не обвинял, в том числе и своих лжесвидетелей из числа причта.


Редакция журнала «Фома» желает вам радости праздника Преображения Господня!

0
2
Сохранить
Поделиться: