Великий двунадесятый праздник Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа по-народному называется «Яблочный Спас». Мы чествуем его 19 августа, как это происходит ежегодно, поскольку праздник непереходящий. В 2023 году он приходится на субботу, а значит многим будет легче попасть в храм на богослужение.


Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь нашим читателям осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в субботу 19 августа.


Суббота, 19 августа 2023 года, Преображение Господне

О Преображении Господнем сообщают трое евангелистов – Марк, Матфей и Лука. Это последний Господский двунадесятый праздник уходящего церковного года.

Господь преобразился перед учениками, открыл им тайну вечной радости, явил им свою Славу перед тем, как идти на Крест. На иконе праздника апостолы упали ниц, не в силах вынести яркости свята, исходящего от Спасителя в момент преображения. Апостол Петр захотел остаться там навсегда, он испытал вместе с благоговейным страхом и ужасом удивительную радость. Нам невозможно представить это смешение чувств в душе человека, который встретился с Богом. Это есть некая тайна. Этот яркий, ослепительный свет увидят все перед кончиной мира.


Особенности православного богослужения

У праздника Преображения есть один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства. Отдание праздника совершают в храмах 26 августа.

Молитва в день Преображения Господня

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перевод: Господи Иисусе Христе, Боже наш, живущий во Свете неприступном, являющийся Сиянием Славы Отчей и Образом Ипостаси Его! Когда пришло время, Ты по неизреченному милосердию к падшему роду человеческому уничижил Себя, приняв образ раба, быв послушен даже до смерти (Флп.2:7-8). Однако прежде Креста и добровольной смерти Твоей на горе Фаворской преобразился в Божественной Славе Своей перед святыми Твоими учениками и апостолами, отчасти сокрыв принятую плоть, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели Твое добровольное страдание и Божество. Даруй же и нам всем, празднующим пречистой Плоти Твоей Преображение, чистым сердцем и неоскверненным духом взойти на Святую гору Твою, в селения святой славы Твоей, где голос чистый празднующих, голос несказанной радости, да там вместе с ними лицом к лицу увидим Славу Твою в незаходящем дне Царства Твоего, и со всеми святыми, от начала мира Тебе угодившими, прославим Всесвятое имя Твое с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное Преображение.

Перевод: Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное Преображение Пречистого Твоего Тела.

По заамвонной молитве, по традиции, происходит освящение винограда и плодов. Перед чтением молитв священник кадит плоды при пении тропаря праздника и кондака праздника.

Читать последование

Тропарь Преображения Господня

Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Перевод: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Кондак Преображения Господня

На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирове же проповедят,// яко Ты еси воистину Отчее сияние.

Перевод: На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.

Затем священник читает молитвы

О приносящих начатки овощей:

Владыко Господи Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложению комуждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим даруяй, Иже вдовы по силе приношение благоугодно приемый, приими и ныне принесенная от рабов Твоих (имярек), и в вечных Твоих сокровищах возложитися сим сподоби. Даруй им и мирских Твоих благ обильное восприятие, со всеми полезными им. Яко благословися Твое имя, и прославися Твое Царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

На благословение винограда:

Боже, Спасителю наш, благоволивый виноград нарещи Единороднаго Твоего Сына, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Тем плод безсмертия нам дарова, Сам и ныне плодный сей виноград благослови и нас, рабы Твоя, вкушающия от него, Истиннаго Винограда причастники сотвори, неврежденну жизнь нашу сохрани, и мир нам всегда даруй, и вечными Твоими неотъемлемыми даровании жизнь нашу украси, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых, от века Тебе благоугодивших, яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу, со

Единородным Твоим Сыном и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков.

На благословение плодов:

Господи, Боже наш, положивый верующим в Тя пользование творении Твоими, Сам благослови предлежащия плоды сия словом Твоим, молимся Тебе, милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков.

После молитв священник кропит святой водой приготовленные виноград и плоды, трижды произнося:

«Освящаются плод сей лозный и плоды сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Свернуть

Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 17, стихи 1 — 9

Читать отрывок

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, 2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. 3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. 4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. 5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. 6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. 7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. 8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. 9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист

Апостольское чтение:

Второе соборное послание святого апостола Петра, глава 1, стихи 1 — 10

Читать отрывок

1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. 3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, 4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: 5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, 6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, 7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. 8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. 9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. 10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,

Свернуть

Комментирует священник Павел Великанов


Традиции Преображения Господня

Успенский пост, на пятый день которого отмечается Преображение, довольно строгий, однако по случаю праздника уставом разрешается употребление рыбы, вина и масла.

Традиция освящать 19 августа яблоки появилась вместе с внедрением греческого календаря православных празднеств. В день Преображения Господня в Греции и Израиле благословляли недавно созревший виноград, но у нас виноград рос далеко не везде, и традиция претерпела изменения — на Руси стали освящать яблоки. Именно поэтому Преображение Господне носит народное название «Яблочный Спас».

Существует благочестивая традиция вкушать яблоки только после освящения плодов в храме. Но кто-то ест лишь те сорта яблок, которые не сохранятся до праздника. Есть ли яблоки до праздника Преображения Господня – каждый для себя может решить сам. Важна и другая традиция: после освящения плодов делиться урожаем с бедными, сиротами, больными, и только потом есть самим.

О традициях празднования праздника Преображения в разных странах читайте в нашем материале.


День памяти святых

Священномученик Николай Заварин (4 мая 1878 — 19 августа 1937)

Преображение Господне, 19 августа 2023 года: что будет в храме?

При аресте и обыске отец Николай на вопрос об оружии сказал: мое оружие — Евангелие и религия, ими я и воюю. На следствии священник не признал своей вины, а на вопросы следователя о «контрреволюционной деятельности» ответил: «Поскольку я служил в церкви, я стремился поддерживать веру среди населения, отстаивать церковь, чтобы ее не закрывали, но с антисоветской агитацией никогда не выступал». Он не назвал никаких имен, никого не обвинял, в том числе и своих лжесвидетелей из числа причта.

Читать житие

Священник Николай Кельсиевич Заварин родился в селе Кичменгский городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье священника. В

1892 году он поступил в Никольское духовное училище, из которого отчислился в 1895 году по болезни.

В 1897 году, выдержав экзамен на звание учителя церковно-приходских школ, он поступил учителем в Верхомоломскую Спасскую церковно-приходскую школу Никольского уезда Вологодской губернии. В августе 1900 года был определен исполняющим должность псаломщика Никольской церкви села Вятско-Никольское того же уезда. Одновременно псаломщик Николай Заварин состоял на должности учителя в ряде других школ. В 1913 году он был посвящен в стихарь, а в 1916 году рукоположен в диакона к той же Никольской церкви.

25 апреля 1926 года, в разгар гонений на Церковь, он был рукоположен в священника и назначен служить во Владимирскую церковь села Пиксур.

В 1931 году осужден Даровским нарсудом на один год лишения свободы за неуплату недоимки, но по ходатайству его дочери Надежды 27 февраля 1932 года был оправдан президиумом Нижкрайсуда. Освободившись из тюрьмы, отец Николай служил в Трифоновской церкви села Березово Юрьянского района. В ноябре 1932 года он снова был арестован за «антисоветскую деятельность» и приговорен к пяти годам лишения свободы. В 1933 году был освобожден досрочно, после чего вернулся в село Пиксур.

В сентябре 1935 года активисты Варженского сельсовета принимают решение о закрытии Владимирской церкви села Пиксур, якобы на основании решения большинства избирателей, живущих на территории прихода. Храм был засыпан зерном. По благословению отца Николая прихожане во главе с его дочерью обратились в Москву с ходатайством об открытии храма. В декабре 1935 года даровскому прокурору было вручено предписание Всероссийского центрального исполнительного комитета очистить храм от овса в трехдневный срок. Со стороны сельсовета было еще несколько попыток закрыть храм под разными предлогами, но каждый раз верующим удавалось отстоять свой храм.

16 февраля 1937 года отец Николай и его дочь Надежда были арестованы. Отца Николая обвинили в том, что «являясь организатором контрреволюционной группы среди людей, близко

стоящих к церкви, он проводил антисоветскую агитацию, призывал женщин объединиться вокруг церкви и вести борьбу с советской властью, распространял слухи о падении советской власти и расправе над богоотступниками, агитировал о неправильной политике советской власти, ведущей к голоду, разъяснял правильность борьбы троцкистов».

Священник Николай был расстрелян 19 августа 1937 года.

Свернуть


В субботу 19 августа 2023 года мы вспоминаем евангельское событие, когда ближайшие ученики Спасителя — апостолы Петр, Иаков и Иоанн -увидели Господа Иисуса Христа преображенным, в Божественной славе, в той мере, насколько они могли ее вместить. Пророки Моисей и Илия, которых видели ученики вместе со Спасителем, и раньше были свидетелями Славы Божией. Но видели ее иначе. Моисею Господь велел взойти на гору Синайскую, и явился в облаке в образе огня. Пророк Илия был горячий, суровый пророк. Он обличал народ через много столетий после Моисея в том, что он опять делает то же самое: поклоняется не Богу, а тельцам, приносят им жертвы. Господь явился ему не как ураган, землетрясение или пожар, но как Бог милостивый, как освежающее дуновение ветерка.

Эти люди, которые видели при своей жизни такие удивительные события, присутствовали и при Преображении Христа. В древности это было исключительным событием. Но мы сегодня, каждый раз бывая на богослужении, приобщаемся к нему. Причащаясь Святых Христовых Таин мы сами преображаемся. И даже если мы это не чувствуем или забываем, то немного усилий требуется, чтобы осознать, что Дух Божий теперь живет в нас и преображает нас.

Редакция «Фомы» желает вам радости праздника Преображения Господня!

0
0
Сохранить
Поделиться: