
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Конфликта между наукой и религией на самом деле не существует. Вернее, существует, но, как верно подметил доктор философских наук Александр Доброхотов, «только в головах у тех, кто не знает или игнорирует границу между научным и религиозным методами познания мира».
Наука и религия - это два способа познания мира, которые отвечают на разные вопросы. Наука задается вопросами «Каким образом? Когда? В какой последовательности?», вера рассматривает вопросы «Кто? Для чего? С какой целью?». Так, медицина изучает особенности функционирования человеческого организма, а религия дает ответ, в чем смысл существования человека. Наука и религия отличаются друг от друга как методом, так и предметом познания, поэтому противоречие между ними невозможно. Они говорят о разном и на разных языках. Об этом на встрече с учеными в Сарове 1 августа 2016 года упомянул Патриарх Кирилл, сказав, что было бы наивным «прочитывать книгу Бытия как учебник по антропогенезу», как и искать в учебниках по биологии или физике «ответ на вопрос о смысле жизни».
Представление, что отношения науки и религии были всегда враждебными, не соответствует действительности. Напротив, современная европейская наука была создана верующими людьми, христианами. Ньютон, Паскаль, Лавуазье, Пастер были людьми глубоких личных религиозных убеждений. Творческое наследие Паскаля содержит больше богословских, чем собственно научнофизических трудов. А знаменитый английский ученый Фарадей вообще проповедовал в церкви с кафедры. Ставшие хрестоматийными примеры подавления церковниками свободы научной мысли - процесс над Джордано Бруно или казнь в кальвинистской Женеве врача и ученого естествоиспытателя Мигеля Сервета - не имели ничего общего с научными воззрениями этих людей. В центре конфликта находились их религиозные взгляды, а не научные изыскания.
Вместе с тем, говорить, что представители науки и религии на протяжении всей истории прекрасно ладили друг с другом, тоже неверно. Есть немало печальных фактов, которые говорят об обратном. Можно вспомнить сожжение радикально настроенными верующими Александрийской библиотеки. Или долгую и сложную историю с признанием Католической Церковью гелиоцентрической теории Николая Коперника. Тут важно понять, что как в религиозном, так и в научном сообществе были, есть и будут люди, чье отношение к возможности познания вселенной иным, отличным от привычного им метода и угла зрения способом обусловлено их субъективным, ограниченным восприятием действительности, предубежденностью и нежеланием шире взглянуть на окружающий мир. Для человека, который искренне хочет видеть целое во взаимосвязи теорий, явлений и фактов, вполне естественно признавать ценность как религии, так и науки. Так же как естественно верить и рисовать картины или заниматься наукой и в свободное время играть на музыкальных инструментах.
Таким образом, научный прогресс не умаляет значения религии и не загоняет ее в угол. Порой даже наоборот, новые открытия в сфере, например, психологии и других отраслей научного знания служат подтверждением ранее известных, но до сих пор необъяснимых явлений духовного мира.
Спор между наукой и религией идёт наверное не одну сотню лет, а конца этому спору не видно. Лично я считаю любой спор, в том числе между наукой и религией основан на недостатке информации, слабом изучении предмета спора. Ведь разьберись в любом предмете досконально, тебе уже будет ясен исход спора или в крайнем случае найден компромисс. В данной теме предложу ознакомится с одним источником по теме религии, возможно он кому-то поможет - https://labarum-book.ru/product/pomyanite-moyu-lyubov-vyacheslav-medushevskij
Владимир Александрович, от всей души благодарю Вас за достойный и грамотный ответ! Больше таких ответов - больше сомневающихся придёт к Господу!
Извиняюсь за опечатку. В предложении "К сожалению, как показывает радикальное отвержение любимых прививок от ковида слишком многими верующими РПЦ проблема мракобесия в нашей Церкви убийственно серьёзная". Вместо "любимых" должно быть ЛЮБЫХ, конечно.
Владимир (другой), а чем кроме одержимости можно объяснить легализацию так называемых "однополых браков" в США с массовой сменой пола американцами?
Распущенностью от сладострастия.
Владимир (другой), даже славящиеся своим традиционализмом мусульмане дружно прививают своё духовенство за исключением совсем уж откровенных исламистов вроде членов запрещённых террористических организаций. Вот к примеру, председатель Духовного управления мусульман России муфтий шейх Равиль Гайнутдин издал приказ, обязывающий сотрудников аппарата организации пройти вакцинацию от коронавируса. Документ распространяется на духовенство Соборной, Исторической и Мемориальной мечетей Москвы.
Где аналогичный приказ патриарха Кирилла касательно православного духовенства Москвы?
Мусульмане отдают приказы. Христиане сохраняют за людьми свободу. И наш Президент против принудительной вакцинации.
1. Наука сейчас лишь собирает факты и наблюдает, накапливает материал. Даже в 21 веке мы ещё многого не знаем и не умеем. Рано делать какие-либо выводы.
2. Что Вам говорит философия о смысле жизни?
3. Количество прихожан это совсем не аргумент. Малое стадо всегда было малым стадом
Александр, читаешь Ваш комментарий, а на языке вертится вопрос: какой сегодня век? Семнадцатый? Восемнадцатый? Самоуверенный, позитивистский девятнадцатый? Кстати, судя по всему, вопрос сей витает в воздухе - не зря же уважаемый Владимир Александрович его вперед меня озвучил. Но у меня еще остались вопросы относительно года... Такое чувство, будто Вы сформировались во времена Хрущева, и к Церкви относитесь так же, как он. А стОит ли? Быть может, лучше все-таки попытаться посмотреть объективно, насколько человеку это возможно? Ну, или, по крайней мере, не натягивать сову на глобус, концепцию - на правду, а что угодно, хоть бы и науку - на истину? Охо-хонюшки. "Витиии многомудрые недоумевают..." А Вы нам все про могущество научного прогресса! Только Христос вчера, сегодня и вечно - Тот же...
Кстати, в современных теориях, связанных с устройством вселенной, как раз часто ученые прибегают к идее творения. Слишком сложная картина им открывается. Слова, что науке не нужна гипотеза Бога, это какой век? Семнадцатый* Восемнадцатый?.. Сейчас всё в науке, как ни парадоксально, намного сложнее.