Буллинг в школе коварнее, чем может показаться. Бывает так, что его больше нет, у ребенка все вроде бы нормально — а потом (иногда годы спустя!) возникают проблемы с психикой, причем такие, где даже психолог помочь не может. Почему это происходит, как понять, та ли эта ситуация, что делать родителям, если та? Рассказывает детский психиатр Лариса Шеянова.

Буллинг не причина психических заболеваний, но серьезный фактор риска

Буллинг в школе и его последствия давно изучаются врачами-психиатрами. Множество научных исследований подтверждают, что буллинг (как и другие долговременные стрессы) резко увеличивает вероятность развития психических заболеваний, причем не только в детском возрасте. Например, проводились исследования людей, которым около пятидесяти лет. Часть из них в детстве подвергалась травле, часть нет. Оказалось, что среди тех, кто подвергался, гораздо выше процент психических отклонений.

Какого рода эти отклонения? Самые распространенные — депрессивные расстройства, тревожные расстройства, суицидальное поведение, различного рода зависимости.

И вот тут возникает вопрос: это буллинг сделал психически здоровых людей больными, или у них и до того была некая предрасположенность, а буллинг лишь сработал как катализатор, ускорил процесс, который и без того бы начался?

На этот вопрос невозможно ответить по той простой причине, что о наличии предрасположенности к психическому заболеванию мы чаще всего можем говорить ретроспективно. У человека развивается болезнь — и мы говорим: ага, значит, была предрасположенность. Но если болезнь не развилась, если никаких клинических ее проявлений мы не видим, то откуда же нам знать, имелась предрасположенность или нет?

И что считать предрасположенностью? Да, в некоторых случаях можно говорить о генетическом факторе, о наследственности. Если у родителей, у дедушек-бабушек были зафиксированы психические заболевания, то это мы называем предрасположенностью, говорим, что у такого человека выше вероятность возникновения какого-либо (не обязательно того же самого) расстройства. Но вероятность — это всего лишь вероятность, она никогда не равна ста процентам. Человек с плохой наследственностью может всю жизнь прожить, не имея никаких проблем с психикой. И проблемы с психикой могут возникнуть у того, чьи родственники были здоровы (или же об их психическом здоровье нет никаких сведений).

Читайте также:

Ребёнка обижают в школе

Поэтому правильнее всего не искать у себя (а уж тем более у окружающих) такие предрасположенности, а просто принять за факт: любой серьезный длительный стресс, в том числе и детский буллинг, значительно увеличивает вероятность развития психических заболеваний. И думать нужно об их профилактике и лечении, а не об их генезисе, который нам до конца все равно неизвестен.

Тревожные звоночки: на что обратить внимание

Мы говорим о том, что происходит после буллинга. Но и во время буллинга, под воздействием стресса, у ребенка возникают явные психические проблемы: депрессия, страхи, навязчивые состояния. Это само по себе еще не свидетельствует о развитии психического заболевания, чаще всего это проходит, когда буллинг ребенка прекращается.

Но бывает так, что проблемы уходят лишь на время, а потом возвращаются. Или не уходят вообще. Вот тут надо насторожиться.

Конечно, не стоит паниковать и делать поспешные выводы. Скорее всего, на следующий день после избавления от буллинга ничего не изменится. Не стоит ждать быстрых результатов. На что обращаем внимание (особенно, если изменения произошли резкие, если ребенок ведет себя совершенно нетипично для него):

1. Снижение настроения

Не разовые случаи, а постоянное плохое настроение. Не всегда это выражается явно, в слезах, скандалах, но внимательный родитель, конечно, заметит, что ребенок перестал радоваться жизни, делает то же, что и раньше, но просто по инерции.

2. Нарушения сна

Тут не надо выжидать, тут сразу надо действовать, потому что сон любому человеку, а особенно растущему, совершенно необходим. Обратиться нужно сперва к неврологу, а дальше уже будет видно, решается ли проблема на его уровне.

3. Снижение успеваемости

Речь не о случайных двойках, а о длительном, постоянном ухудшении успеваемости, причем не по одному какому-то предмету, а сразу по нескольким, которые ранее ребенку легко давались и нравились. Заметьте, иногда успеваемость может временно ухудшиться, если пришлось перевести ребенка в другую школу — там и требования могут быть выше, и по другой программе учатся, и сам переход в любом случае тоже становится стрессом. Но обычно за пару месяцев такие проблемы решаются (иногда с помощью родителей, с помощью репетиторов). А вот если в течение как минимум четверти успеваемость не вернулась к прежнему уровню — тут причина уже может быть психиатрической.

4. Потеря интересов

В нормальном состоянии у ребенка всегда есть какие-то интересы, увлечения, дела, которыми он занимается с удовольствием. И вот если прежние интересы завяли, а новых не возникло — это повод насторожиться.

5. Суицидальные высказывания и поступки

Это самый серьезный звоночек. Обратите внимание: не только поступки, но и высказывания. Многим людям кажется, что слова — это просто треп, что кто грозится покончить с собой, тот никогда этого не сделает, у него, мол, весь пар уходит в свисток. На самом деле это опасное заблуждение.

6. Самоповреждения

Это сейчас чаще называют «селфхарм». Даже если такие порезы и не представляют серьезного вреда телесному здоровью, это тоже показатель серьезного душевного неблагополучия.

Читайте также:

Селфхарм

7. Дисморфофобия

А проще говоря, неадекватное восприятие своей внешности. Дети начинают считать себя уродливыми (как правило, без каких-либо объективных оснований), страшно переживают по поводу роста, веса, черт лица, волос и так далее. Это (особенно у девочек) может приводить к анорексии (стремлению снизить вес за счет частичного или полного отказа от еды). Заметьте, ребенок может и не делиться с родителями такими переживаниями, но изменение пищевого поведения скрыть невозможно.

8. Психотические эпизоды

У ребенка случаются галлюцинации, он начинает высказывать бредовые идеи (бредовые не в фигуральном смысле, а в прямом). Сразу скажу, это хоть и бывает после буллинга, но нечасто. Однако если все же случается, вот тут стоит задуматься, а нет ли, действительно, предрасположенности к психическому расстройству.

То, что я перечислила, в первую очередь характерно для депрессии, но эти признаки могут быть свойственны и другим расстройствам. В любом случае диагноз надо не выставлять самостоятельно, а обращаться к врачу.

Не стоит бояться идти к психиатру

Часто люди боятся обращаться к врачу-психиатру, даже если осознают необходимость. Ребенка, мол, поставят на учет, и не в любой вуз, не на любую специальность он сможет поступить, не на любую работу устроиться, а то еще и водительские права получить не сможет. Нельзя сказать, что все это стереотипы советских лет, что все это ложь. Некоторые ограничения для людей с серьезными психиатрическими диагнозами действительно существуют.

Первое, что на это могу ответить: давайте сравнивать риски. Да, учет в ПНД (психоневрологическом диспансере) — это риск для карьеры. А суицид, которым вполне может закончиться развитие болезни, это не риск? Наверное, все-таки жизнь —гораздо большее благо, нежели карьера.

Второе: обратиться к психиатру — это вовсе не означает пойти в ПНД и оказаться там на учете. Можно обратиться в частный медицинский центр (главное, чтобы у него была лицензия на оказание помощи несовершеннолетним пациентам) — тогда на учет не поставят. Можно обратиться к частнопрактикующему психиатру. Да и в сфере государственной медицины тоже есть разные возможности. Это, например, активно открывающиеся сейчас консультационные центры, которые не ведут диспансерное наблюдение пациентов. К тому же сейчас начинают возвращать в детские поликлиники врачей-психиатров (они могут называться психотерапевтами) — раньше, в советское время, в детских поликлиниках были психоневрологи, потом их «оптимизировали», но сейчас возвращают. Прием у такого врача вовсе не означает постановки на диспансерный учет.

Третье: даже если получилось так, что человек пришел в ПНД и оказался на диспансерном учете, это вовсе не означает, что такой учет пожизненный. В большинстве случаев, если это не «большая психиатрия», а депрессия и прочие пограничные состояния, то за несколько месяцев пациенту помогают справиться с его проблемами, и далее он может по желанию приходить туда консультироваться, если что-то продолжает его беспокоить. А спустя пять лет его карточку сдают в архив.

К сожалению, в массовом сознании прочно сидит стереотип, что если человек обратился к психиатру, значит, он тяжело болен, у него шизофрения или паранойя. На самом деле существует множество психических расстройств, разделяемых по степени тяжести, которые чаще всего не предполагают неприятных социальных последствий. А уж что касается депрессии, то чуть ли не каждый человек хоть один раз в жизни ею страдал.

Психиатрическая помощь: что это такое?

Вообще, современная психиатрическая помощь строится на том, что в большинстве случаев у психического расстройства (заметьте, сейчас принято говорить не «заболевание», а «расстройство») имеются три причины: биологическая (наследственность или какие-то процессы в организме, влияющие на мозг), психологическая (личностные особенности, сложности в отношениях с окружающими) и социальная (внешние обстоятельства, в которые он попал).

К примеру, та же самая депрессия может иметь биологическую причину (особенности биохимических процессов, соматическая ослабленность), психологическую (ранимость, замкнутость, неумение выстраивать отношения со сверстниками) и социальную (то есть буллинг). И лечение означает комплексный подход, воздействие на все три причины. На биологическую — лекарствами, на психологическую — средствами психотерапии, на социальную — устранением травмирующего фактора, то есть прекращением травли.

Психиатрическая помощь — это не только назначение лекарств, но не в меньшей степени и психотерапия. А психотерапией может заниматься не только врач-психиатр, но и психолог, владеющий этими методиками и имеющий базовые знания в области психиатрии. Именно поэтому сейчас в психоневрологических диспансерах значительно увеличен штат психологов. Если родители привели ребенка в диспансер к детскому психиатру — тот, вполне возможно, далее переадресует их к психологу. Даже, может быть, не выписав никаких лекарств — не всегда они необходимы. А психолог будет заниматься и с ребенком, и с родителями, потому что, во-первых, им может не хватать психологических знаний (то есть их нужно просвещать), а во-вторых, у них могут быть собственные психологические проблемы, которые проявляются в отношениях с ребенком и, в свою очередь, создают проблемы ему.

Если ребенок не хочет идти к врачу

Иногда родители вроде и понимают необходимость обратиться к психиатру (особенно если им это советуют врачи-педиатры и неврологи), но боятся скандала со своим подростком: он откажется идти, заявит, что полностью здоров и ни в каком психиатре не нуждается. Как быть в таком случае? Универсального рецепта нет. Уж во всяком случае, силой тащить нельзя. Если притащить, подросток замкнется, не расскажет врачу о своих жалобах, и тот при всем желании не сможет помочь. Надо находить какие-то индивидуальные способы. Но только вот не стоит врать, будто мы пойдем не к психиатру, а к психологу. Обман ведь вскроется. На двери кабинета будет же табличка «врач-психиатр».

Однако, по моим наблюдениям, среди современных подростков и молодых людей уже нет такого страха перед психиатрией, какой был свойственен их сверстникам в советские времена. Наоборот, есть даже некоторая мода на обращение к психиатрам, подростки в своей среде не скрывают наличие проблем с психикой, говорят о психиатре так же, как, допустим, о хирурге или офтальмологе.

Жертвы буллинга

И последнее, о чем хочу сказать: иногда бывает парадоксальная, казалось бы, ситуация, когда ребенок пострадал от буллинга, у него возникли психологические (а может, и психиатрические) проблемы, но он не хочет от них избавляться. Он упивается собственными страданиями, ему нравится ощущать себя невинной жертвой, он, может, извлекает из ситуации какие-то выгоды (возможность пропускать школу, например).

За этим могут скрываться серьезные проблемы — возможно, нехватка родительского внимания, которое он, оказавшись жертвой одноклассников, наконец-то получил. А может быть, это страх перед жизнью вообще, страх что-то делать, проявлять самостоятельность, рисковать... куда комфортнее сидеть дома и ощущать себя жертвой (особенно когда травли уже и нет). В этом случае родителям обязательно нужно обратиться к психологу, потому что самостоятельно они вряд ли сумеют понять причину происходящего и найти правильное решение.

Подготовил Виталий Каплан

0
4
Сохранить
Поделиться: