Вопрос читателя:

Здравствуйте! Христос воскресе!

Меня в последнее время волнует такой вопрос. У нас сын 9 лет, достаточно часто жалобы и замечания в школе, что не знает меры в играх, очень активный. Я и сама это видела с самого рождения, что процессы торможения у него ну совсем не работают, всегда приходится как-то извне его останавливать (и не всегда тактично, к сожалению), чтобы успокоить. А если не затормозить, весь взбудораженный, потный, красный, что говорит, сам не понимает.

Слышала, что такие дети могут быть, если роды были с окситоцином (а мне его мно-ого вливали), или это наследственно передается? Как думаете, правда? И как можно мягко ему помочь, остановить, чтобы не ругать? 

Спортом занимается в секции 3 раза в неделю, но, наверное, этого мало для выплеска всей энергии. Очень любит в войнушку играть, тема мечей и битв 24/7. На борьбу ходил, не понравилось при этом.

У меня растерянность и непонимание, что делать, ведь вижу, что ему и самому мешает это излишняя взбудораженность.

Очень активный сын! Крайне сложно успокоить его. Как быть?

«Что-то личное»

Канал о том, что важно для каждого из нас: о психологии и отношениях с ближними, о любви, о том, что эмоционально трогает и может поддержать в сложную минуту. О людях и для людей. Подпишитесь, чтобы быть в своей компании:

Ответ психолога:

Воистину воскресе!

Вы очень точно и бережно описываете состояние своего сына. И при этом не уходите в тревогу, а хотите понять, как быть с ним рядом так, чтобы поддержать, а не подавить. В этом уже звучит та глубокая родительская интуиция, которая может быть мощнее любых методик. Ведь вы не стремитесь переделать его, а стремитесь его услышать. Именно это является основой для подлинной помощи.

Вы описываете мальчика с повышенной двигательной активностью, у которого слабо выражены процессы торможения. Это действительно может быть связано как с конституционными особенностями нервной системы, так и с условиями родов. Влияние окситоцина в некоторых случаях связывается с возбуждением у младенцев, хотя прямых однозначных доказательств этому немного. Более устойчивое объяснение ― это наследственная нейрофизиологическая особенность: гиперактивность или повышенная сенсорная чувствительность часто передается по линии одного из родителей. Это не болезнь и не патология, а определенный «темперамент» мозга: он быстрее возбуждается, труднее останавливается, сложнее переключается.

И когда у ребенка с таким устройством психики возникает эмоциональное возбуждение (а игра ― всегда мощный эмоциональный процесс), то он буквально не может сам остановиться. Это не каприз, не избалованность и не манипуляция. Его мозгу объективно трудно обработать сигнал «хватит». Он действительно не понимает, что говорит, потому что в этот момент не мыслит, а действует на уровне аффекта. И если в такие моменты взрослый будет наказывать, повышать голос или стыдить, ребенок не научится саморегуляции. Он попросту испугается и потеряет контакт с вами.

Что же делать? Первый шаг ― принять как факт, что ваш сын нуждается в помощи в освоении функций торможения. Не в принуждении, не в задавливании активности, а именно в обучении тому, как можно остановиться, как себя услышать, как распознавать сигналы «перегрева». Это навыки, которые приходят не сразу, и точно не через давление. Его психике необходимо дозревание, а вам ― терпение и устойчивость, чтобы быть его «внешней регуляцией», пока он не научится внутренней.

С практической точки зрения важно следующее.

  • Во-первых, обязательно разгружать двигательную систему: даже три тренировки в неделю для таких детей мало. Не обязательно через секции. Прогулки, бег, катание на велосипеде, любые формы движения должны быть регулярными. Не как наказание за гиперактивность, а как признание его телесной природы. Ведь через свое тело он проживает эмоции.
  • Во-вторых, наблюдайте за ранними признаками перевозбуждения. Когда он начинает говорить быстро, потеет, краснеет, начинает резко двигаться ― это не «пик», а только начало. Вот в эти моменты стоит применять «мягкое торможение»: предложить передышку, переключение на спокойную деятельность, приглушить свет, посадить рядом с собой. Не с запретом, не с упреком, а с чуткой фразой вроде: «Ты разогнался, пора чуть-чуть подышать», «Кажется, тебе уже сложно остановиться самому, давай я помогу». Это нужно произносить очень спокойным, ровным голосом, с принимающей и мягкой мимикой, потому что любая яркая эмоция в голосе взрослого возбуждает еще больше.
  • В-третьих, развивайте телесную осознанность. Такие дети с трудом ощущают свое тело: они не замечают, когда устают, когда становятся голодными, когда перевозбуждаются. Можно потихоньку вводить маленькие упражнения. Например, спрашивать: «Что ты сейчас чувствуешь в своем теле?», «Ты чувствуешь, как стучит сердце?», «Где ты напряжен ― в плечах или в ногах?» Это дает опору: из хаоса ― к телесному ощущению, а через него ― к саморегуляции. А учитывая, что любая эмоция всегда проживается телесно, то и к эмоциональной саморегуляции в том числе.

И наконец, возможно, стоит обсудить состояние ребенка с нейропсихологом или детским психологом. Не с целью «поставить диагноз», а для лучшего понимания его нейропсихологического профиля. Иногда есть смысл в мягкой, игровой коррекции, где ребенок учится дозировать возбуждение, выбирать темп, переключаться. Эти методы, как правило, очень эффективны.

Ваш вопрос очень важный. Потому что за ним не только забота о поведении сына, но и ваша внутренняя честность: вы замечаете, как вам бывает трудно, как вы иногда срываетесь и не оправдываете себя, а ищете путь вести себя иначе. И это уже очень важная опора для вашего сына. Ему нужен не идеальный, а устойчивый взрослый, который рядом не только в спокойные моменты, но и в те, когда все выходит из-под контроля.

Помните: излишняя активность ― это не вина, а сложность. Он не делает вам назло, он не «плохой». Он пока не может иначе. Но с вашей помощью ― сможет. И пусть это будет не через борьбу, а через последовательную, терпеливую настройку на его темп, его ритм, его психику. Тогда он научится не только играть, но и жить. В контакте с самим собой и с вами.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru

0
10
Сохранить
Поделиться: