Почему Церковь всегда выступает «против»? – Православный журнал «Фома»
Почему Церковь всегда выступает «против»?

Почему Церковь всегда выступает «против»?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Меня не раз спрашивали: почему в публичных высказываниях людей Церкви по самым разным поводам часто только и слышишь: «мы с этим не согласны», «мы этого не принимаем», «мы считаем это пагубным»? Неужели Церковь — это только про критику? Где же, мол, положительная программа? Да, в мире идут какие-то процессы, может, это развитие, может, наоборот, деградация, все это нужно как-то осмыслить. А Церковь только твердит: «мы против», «мы не хотим» — и не предлагает ничего взамен.

Конечно, подобный взгляд основывается на чрезмерном обобщении, а, как советуют мудрые люди, в попытке найти правду лучше останавливаться по крайней мере в шаге от обобщений. И тем не менее речь о реальной проблеме.

Да, Церковь, как бы это кого-то ни раздражало, всегда называла и будет называть белое белым, а черное черным. Исходя не из огульного критиканства, а из четкого понимания того, что все большее размывание границ добра и зла в современном мире не так безобидно, как это пытаются представить нам поборники тотальной толерантности. Однако сложившееся у многих впечатление, что положительной программы у верующих нет, действительно большая наша беда. Часто, увы, мы не находим таких слов, чтобы сказать о главном, какие зацепили бы сердца далеких от Церкви людей не меньше даже пусть и праведных в своем гневе обличений.

Ну вот возьмем, к примеру, позицию Церкви по отношению к семье, к деторождению. Нельзя ее просто свести к тому, что Церковь против абортов, — это плоское и неверное восприятие. Главное не то, что Церковь против абортов, а то, что она — за жизнь. Значение вроде одно, а смыслы разные. И согласитесь, если вот так по многим вопросам объяснять, что Церковь не столько «против», сколько «за», это создаст совсем другой образ. Хотя «против», конечно, намного быстрее разносится по медиа и резонирует.

Но даже без привязки к тому, что и как набирает популярность в СМИ, давайте вспомним, что в Библии заповеди начинаются не с запретов. Любые запреты — следствие главной положительной фундаментальной истины: Я Господь, Бог твой (Исх 20:2). Это то, что определяет все последующее, без чего оно как минимум приобретает другой смысл, а уж в новозаветной перспективе тем более. Ведь любые запреты — естественное следствие стремления ко Христу, вне этого стремления они лишаются сути. Так, в эпоху поздней античности христиане полемизировали с противниками семьи и с теми, кто гнушался физической близостью мужчины и женщины, и отцы Церкви многократно говорили, что монашество — это устремление ко Христу, а не отказ от тела как чего-то нечистого. То есть, выражаясь современным языком, для Церкви важнее всего остального именно положительная программа.

Мы приближаемся к Великому посту. Скоро вновь вспыхнут горячие дискуссии о том, что в этот период нельзя, что Церковь запрещает и т. д. Но вот только сможем ли мы словами и делами показать миру, что все постовые «нельзя» — только путь? И что в конце его нас ждет самая положительная новость на свете?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (32 голосов, средняя: 4,72 из 5)
Загрузка...
1 февраля 2022
Поделиться:

  • Денис
    Денис8 месяцев назадОтветить

    Владимир Гурболиков, традиционные семейные ценности в изложении современных православных публицистов страшно (действительно страшно) скучны. Жить так каторга!
    Труды же древних философов и богословов устарели в том смысле, что ныне так не говорят. Причём это проблема не только перевода слов, но и перевода смыслов. Мы не знаем думали ли в древности, в Средние Века так, как мы думаем? Скорее всего нет, самое мышление людское было другим. Мы не знаем почему тогда принимали за глас Божий то, что ныне приняли бы за сумасшествие. Достаточно вспомнить попытку патриарха Авраама принести в жертву Богу собственного сына. Кто ныне в своём уме так поступает?
    Нет радости в современных трудах о семейной жизни, оскудела любовь. Без неё правее ли ханжи извращенцев честно удовлетворяющих свою похоть и не ждущих большего от интимных отношений?
    Православные женщины также, как и неверующие, на Руси ждут от мужчин защиты и обеспеченности, а не праведности с высокой духовностью. Разница в честности неверующих, которые прямо говорят о своих желаниях. Соответственно и русским мужикам вне зависимости от веры в лице жён нужны домохозяйки и любовницы, а не ангелы во-плоти. Разница опять-таки в честности неверующих, причём в первую очередь в честности глубоко внутри себя. Вот я бы не тешил себя иллюзиями в бытность воцерковленным верующим. Так может смог бы обзавестись женою даже слабому здоровью вопреки!

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков8 месяцев назадОтветить

      Вы замечаете, как Вас из темы в тему носит? Задан один вопрос, я дал ответ, а поскольку (почти уверен) ответить нечего, следует смена темы. В итоге, идет флуд и спам в одном флаконе, и мы вынуждены удалять.

      • Денис
        Денис8 месяцев назадОтветить

        Владимир Гурболиков, насчёт же литературы я ответил под вашим первым комментарием в данной теме с конкретными примерами из области искусства. Не знаю почему мой ответ не прошёл премодерацию. Может потому, что там затрагивается и тематика "Церковь против" в отношении популярнейших детских мультфильмов, которые на слуху. Поэтому повторюсь здесь, а в конце уже собственно о литературе в её церковном преломлении.
        Нет, чтобы церковным деятелям свои мультфильмы снимать с многомиллионной в силу высокого качества аудиторией на православных каналах. Так чужие критикуются: Маша в "Маше и Медведе" слишком активная, жеребцы в "Мой маленький пони" слишком пассивные и так далее. Причём беда не в наличии самой по-себе во многом справедливой критики, а в страшном дефиците положительных альтернатив собственного производства.
        Да и с литературой аналогично. Треть века нет прежде столь ненавистной православным литераторам советской цензуры, но где православная литература для детей и/или подростков равная в плане популярности тем же "Хроникам Нарнии"? Почему герой Новороссии Игорь Стрелков вместо скучных нравоучений сел и написал для подростков интересную романтическую сказку, а профессиональные православные литераторы за редчайшим исключением пишут забывающееся через день-другой даже в плане публицистики? Так может не в советской цензуре дело, а в доминирующем в церковной среде отношении к художественной литературе?!

      • Денис
        Денис8 месяцев назадОтветить

        Владимир Гурболиков, а разве проблема оскудения любви в Церкви решена?
        У нас молодёжь пошла в храмы? Разводиться стали меньше? Выросла рождаемость?
        (далее убрано модератором)

        • Владимир Гурболиков
          Владимир Гурболиков8 месяцев назадОтветить

          В "царстве мира сего" ни одна из этих проблем не может быть решена в принципе. Тут можно говорить лишь о том, насколько христиане как граждане (и в семье, и во власти, всюду) сознают свою ответственность за исполнение заповедей Господних, и через это и сами ведут себя достойно, и способствуют проявлениям добрых начал в обществе. И еще. Вы пишете так, будто у нас православный народ и православная страна. Это явное нежелание увидеть истинное положение Церкви как активной среды, но среды, находящейся в явном меньшинстве. Вы хотите, чтобы Церковь заменила собой государство и всё гражданское общество? Это и невозможно, и наверное, неправильно.

          • Денис
            Денис8 месяцев назад

            Владимир Гурболиков, а было развращённое, разуверившееся общество времён заката Античного мира готово служить Христу?
            Были ли древние руси времён до крещения Киевской Руси готовыми христианами или воинственными варварами?
            Сетования в либеральном стиле "как не повезло нам с русским народом" бессмысленны.

          • Владимир Гурболиков
            Владимир Гурболиков8 месяцев назад

            А я и призываю прекратить путать миссию государства и гражданского общества с церковной миссией. Что, как мне кажется, Вы делаете. Это ошибка. Что, впрочем, не отрицает в истории разной степени влияния христианских идей. Вы вот как аксиомы выставляете примеры, по которым видно, насколько неверно оцениваете и сознание множества людей в Римской империи (да ещё и про закат античности, хотя это вообще очень размытая категория, и христианство распространялось в период рассвета империи как раз), и состояние умов в Древней Руси. Комментарии не могут вместить информации, необходимой для правильного понимания тогдашних процессов. В любом случае, опыт любого времени показывает, насколько христианство не от мира сего и насколько при формальной набожности люди могут далеки быть от идеала. И насколько общество не соответствовать идеалу, который провозглашает. На земле и не может быть иначе. Но сейчас к тому же в принципе иная обстановка. Когда подавляющее большинство вне-религиозное, а государства воинственно светские. Эта тенденция, кстати, не сейчас родилась, а рождалась через Смутное время, Раскол и появление имперской светской идеологии, а затем идей Просвещения. Так что лет четыреста формировалось то, с чем Вы думаете, христианство может "шутя" справиться за тридцать лет. И это при том, что само Православие (парадокс) в свою всемирно-историческую победу как раз и не верит. Этот мир будет ненавидеть и гнать христиан. И торжество Царства Божия на земле Церковью осуждено как ересь. При этом сами христиане будут стремиться творить добро и призывать к добру. Но не ради создания идеального общества, а потому, что верят в спасительность заповедей Божиих и необходимость им следовать. А плоды взойдут в духовном мире и окончательно откроются через воскресение мертвых, преображение и оБожение человеческой природы и вечную жизнь в Царстве Небесном. Идея, которую неслучайно апостол охарактеризовал: "для иудеев соблазн, для эллинов безумие".

          • Денис
            Денис8 месяцев назад

            У нас же с 1988 года (года второго крещения Руси) нет и в помине гос. гонений на Церковь в России, Белоруссии. Треть века прошла... Однако стало ли больше настоящих православных христиан среди нас? Вы сами пишете: "Это явное нежелание увидеть истинное положение Церкви как активной среды, но среды, находящейся в явном меньшинстве". Так где вытекающего из этого признание того, что миссионерская и катехизическая работа мала, недостаточна и неверна в своём корне?
            Ибо решались проблемы верности в браке и чадородия куда более успешно в истории русского православия, чем ныне. Да и миссия с катехизацией велись более успешно. Хотя мир был тем же. Да и проповедовали не пегасам с единорогами, а также в основном русским людям на Руси. Только вот больше было проповеди за, а не против. У нас же всё раскалывают, отсекая от Церкви то любящих русский язык, то людей левых взглядов, то противников масочного режима. Ибо проповедуют по принципу ИЛИ принимаете ИЛИ пошли вон! Вот люди и идут вон. Кто перестаёт на службы в храмы ходить, а кто и вовсе крест с себя снимает. Хотя лучше написать несколько хороших книг для людей разных взглядов, чем сотню разгромных статей обидных то для одних, то для других.

          • Владимир Гурболиков
            Владимир Гурболиков8 месяцев назад

            Отсутствие гонений это прекрасно, но вовсе не означает, что и государство, и общество готово служить Христу. Надо принимать во внимание человеческую волю. И не сваливать всё на ошибки проповедников. Замечательных проповедников хватало, только их если и не гонят, как древние иудеи гнали, то и не слушают. Я не о внимательных и стремящихся к пониманию собственной веры и к спасению церковных людях говорю, конечно. Они Вам назовут имена тех, кто самые важные вещи говорил и говорит. Я о состоянии мира, в том числе и в России. Не гонят (пока), но и слушать чаще всего не собираются. И жить по заповедям не хотят. По своей собственной доброй воле, а не потому, что нет мудрых людей и истинной веры.

  • Hola
    Hola8 месяцев назадОтветить

    Любой профессии нужно учиться. Но не все хотят. И получается что позиция "Я говорю от имени Церкви, значит, я прав" заменяет всё, а это слабая позиция. Умение слышать и понимать критику, правильно и корректно формулировать ответы, понимать где нужно обязательно сказать, а где и промолчать.

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь