
Главный редактор
Как-то на записи «Парсуны» философ Петр Резвых напомнил о мысли Кьеркегора: двери счастья открываются изнутри наружу, и, чтобы в них войти, нужно отойти назад — дать им возможность впустить тебя. А если ты хоть и искренне стремишься к чему-то иному и стучишь изо всех сил, но все время стоишь у самых дверей, ты просто мешаешь их открытию свершиться.
Мой собеседник «перевел» формулу Кьеркегора на язык духовной жизни: смысл в том, что надо иметь смирение и дать Богу действовать, вершить Его Промысл. Помню, как слушал рассуждения Петра Владиславовича и вдруг задумался: а ведь насколько это созвучно словам молитвы «Отче наш» — «Да будет воля Твоя»…
Только всегда ли мы до конца осознаем, а о чем, собственно, просим, взывая к Господу в этой молитве? Казалось бы, все очевидно: «Да будет воля Твоя» подразумевает «Твоя, а не моя». И все же — там ведь есть продолжение: «…на земле, как на небе». То есть мы понимаем, что воля Божия на небе утверждает райское счастье, гармонию и радость, и, обращаясь к Господу, мы имеем в виду не просто «пусть все будет не так, как я хочу, а как Ты», а призываем вот эту радость и любовь на землю. Молитва не просто смиряет нас перед волей Божией. В ней мы призываем Божию любовь разлиться в нашей земной жизни — настолько, насколько это возможно. И об этом смысле молитвы Господней нельзя забывать.