Недавно на нашем сайте при обсуждении одной из статей вновь была затронута старая, но важная тема: чем же все-таки занимается «Фома» — православной журналистикой, пропагандой или рекламой Православия? И хотя у нас нет никаких сомнений в том, что наш журнал давно и прочно обосновался в профессиональном поле журналистики, но можно было бы обстоятельно поговорить о ее границах и о нашем понимании профессии, — причем прежде всего при вовлечении в этот разговор профессионального сообщества.
А вот о «рекламе Православия» уместно было бы сказать несколько слов здесь и сейчас. Мы принципиально настаиваем на том, что не занимаемся и не хотим заниматься «рекламой Православия». И не только потому, что Православие в рекламе не нуждается. Дело здесь в другом. Прежде всего реклама, равно как и пресловутый и модный пиар, и весь маркетинг, функциями которого являются реклама с пиаром, в конечном счете стремится к одному — лишить человека свободы выбора.
Задача любого рекламщика — понудить потенциального покупателя стать покупателем актуальным, то есть непременно купить рекламируемый товар. Какие при этом чувства будет испытывать покупатель, каково его подлинное душевное состояние и внутреннее расположение или нерасположение к данному товару рекламщика волнует, но в гораздо меньшей степени. Главное — результат: куплен товар или нет, получен ли лояльный товару (фирме, услуге) клиент. А в принятии веры главное принципиально иное: насколько осознанно и насколько свободно ты совершаешь свой выбор. В противном случае «невольник не богомольник», как точно сформулировали наши предки. И никто не имеет права лишать человека свободы выбора, ибо ее нам дал Сам Творец, Который от Адама и до наших дней основывает на этой свободе как саму сущность человека и его место в мироздании, так и человеческое отношение к Творцу. Слишком велика цена нашей свободы — крестная смерть Спасителя, — чтобы кто бы то ни было, используя средства рекламного или пиаровского характера, посмел попытаться лишить нас этой свободы.
Конечно, мне могут возразить: как же у покупателя нет никакой свободы выбора, если в следующий раз он может просто не купить товар или услугу? Не устроит качество, найдется другой, получше, да мало ли что… Допустим, хотя посредством «черной магии» рекламы люди едят то, что им вредно, носят то, что им не идет и покупают машины, которые для них слишком дороги. Но здесь заложено второе принципиальное отличие рекламы продукта от рассказа о Православии, а точнее — рекламируемых товаров и услуг от веры в Христа. (Странное сравнение? Но разве не странно в таком случае говорить о «рекламе Православия»?) А именно: выбор покупателя зависит не от внутреннего состояния его души, но в лучшем случае в основном от качества товара. Свободный же выбор добра и любви зависит прежде всего от нравственного состояния души самого человека, от его склонности и готовности принять Истину Христа в свое сердце. То есть в первом случае выбор диктуется товаром, во втором — выбирает сам человек; нелишне вспомнить, что Бог всегда ждет обращения к Нему человека и никогда не навязывает ему это обращение. А состояние души никакой рекламой не изменишь, тут нужна собственная глубокая внутренняя работа, — с помощью журнала «Фома» или без него, но обязательно посредством личных глубоких и серьезных усилий: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Рекламируемый товар тоже берется силой, но не нравственной, а силой денег.
Третьим важным отличием является то, что реклама — это всегда обезличенный или псевдоличностный рассказ о товаре (мнимая рекламная семья пьет сок или псевдовлюбленные гуляют при луне). В текстах «Фомы», которые изначально и принципиально носят личностный характер, нет никакого «псевдо» и никакого голливудского based on a true story (основано на реальных фактах). Это просто подлинные истории реальных людей. Посмотрите хотя бы тему этого номера «Ведет ли болезнь к вере», — какая уж тут реклама!
И наконец, четвертое. Любой рекламщик, продающий на рынке свой товар, «больше» своего товара и либо является его создателем, либо продвигает товар по рынку. У говорящих о Боге и вере ситуация совершенно иная: Бог настолько несоизмеримо больше как любого человека, так и всего человечества, что отнестись к Нему с позиций рекламщика невозможно по определению. Поэтому мы не рекламируем и даже не пропагандируем «товар», но честно рассказываем о том, как складывались наши отношения и отношения других людей с Богом, с Которым очень трудно жить (трудно, потому что всерьез), но без Которого жизнь вовсе не имеет смысла.
Так что веру в Бога рекламировать не стоит. Все равно не получится. Да мы и не пытаемся.
Фото ru.depositphotos.com