Надо ли исповедовать помыслы, если потом искушения? – Православный журнал «Фома»
Надо ли исповедовать помыслы, если потом искушения?

Надо ли исповедовать помыслы, если потом искушения?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Батюшка, благословите! У меня вопрос как бы в продолжение, тоже о помыслах: я перестала доверять батюшке, которому исповедуюсь. Раньше все помыслы ему открывала. Рассказала об этом на исповеди в монастыре и монах посоветовал мне не исповедовать помыслы, т. к. после этого всегда было искушение от батюшки. Сейчас только грехи исповедую, но больше грехов замечаю в помыслах: каюсь тут же, но, не рассказав об этом на исповеди, не чувствую облегчения. В монастыре бываю не часто, к сожалению.

Благослови вас Господь.

Ольга

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Ольга, я не понимаю, что такое «искушение от батюшки».

Вообще говоря, аскетические практики примерно одинаковы везде — что в миру, что в монастыре — потому что человек один и тот же и искушения с человеком происходят всегда на одной и той же основе. Поэтому и смертных грехов у нас не бесконечный список, а очень краткий, там есть некоторые варианты, но смысл примерно одинаковый.

И, коль скоро природа человеческая одна и та же, что в миру Вы живете, что в монастыре, духовные законы тоже одинаковы. В аскетике ступени развития греха описаны очень четким образом: Прилог, далее Внимание, потом Услаждение, за ним Желание, из него Решимость и, наконец, само греховное дело, о чем можно прочитать в Добротолюбии, текстов очень много.

Прилог — это начало греха. «С одной стороны, прилог, внезапный и могущий смутить душу помысл — это атака дьявола, за который человек сам вины не несет. Важно не принимать эту мысль на свой счет, не думать, что это я ее породил и просто не обращать на нее внимания, отогнать ее своим пренебрежением. Тогда этот помысл бесследно пройдет, и атака врага потерпит неудачу», о чем подробнее можно прочитать здесь. И понимаете, если Вы не будете исповедовать помыслы, есть опасность, что они будут внутри Вас укореняться. Исповедь — это именно исповедь, при свидетеле-священнике, с разрешительной молитвой. Вы правы, что каетесь, но надо и на исповеди непременно в помыслах каяться, иначе помыслы так и будут в Вас. А неполноту покаяния Вы и сама чувствуете, когда пишете, что «нет облегчения». Да, правильно, потому что в помыслах Вы не раскаялись.

Я Вам поэтому советую исповедаться священнику, рассказать о случае в монастыре, а насчет упомянутых искушений с самим батюшкой и поговорить, мол, отче, вот так и так происходит, это меня смущает, не знаю, что и думать. Ведь очень может быть, что это лукавый извращает происходящее так, чтобы Вы думали об этом, как об искушении, и в итоге не совершали нормальной полной исповеди. В итоге лукавый в выигрыше, а Вам тяжело и плохо — и со священником нет искренности, и исповедь не совершается нормально и в полноте, и на душе тяжело. Не надо так, не поддавайтесь на уловки. Исповедуетесь священнику — с ним и обсуждайте все тонкие и смущающие моменты, в этом будет гораздо больше пользы, чем в каком-то смущении и попытках «сама-сама».

С Богом!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (15 голосов, средняя: 4,67 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

    • Дмитрий
      Дмитрий1 месяц назадОтветить

      В монастырях то помыслы не всегда исповедуют, а исповедуют духовнику одному на весь монастырь и тот иногда такого и нет вовсе,.. а вы мирян тут помыслы открывать всем подряд советуете,. мне кажется священник не совсем прав,.. почитайте Игнатия Брянчанинова о духовниках... помыслы всем подряд не надо рассказывать ,. может быть кратко самые назойливые

    • Валентина
      Валентина2 месяца назадОтветить

      Священник в монастыре НА ИСПОВЕДИ посоветовал не исповедовать помыслы (они не являются грехами, что Вы и подтвердили), а Вы советуете обратное, при том, что не знаете человека, не видели его и не исповедовали! Вы даже не знаете, что за "искушения" были у женщины после того, как она открывала свои помыслы постоянному священнику, там могло быть все, что угодно, и очень серьезное.
      Вообще, Вы даете советы, как правило, подразумевая, что все священники такие же, как Вы, но это не так. Вы не представляете, какие бывают; конечно, таким - только грехи коротко сказал, - и все, нельзя вдаваться в подробности.
      А этой женщине нужно молиться конкретно по данной ситуации, перед каждой исповедью, чтобы Господь вразумил, как и что говорить.

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков2 месяца назадОтветить

        Посоветуемся с отцом Андреем. Мне кажется, тут непонятка в самом вопросе (где в любом случае, мне кажется, речь не о помысле как прилоге, а о сложившемся осуждении, которое человек постоянно держит в себе, но понимает, что это несправедливо и неправильно. Либо речь о фактически пусть внутреннем, но конфликте со священником и невозможности исповедоваться в его присутствии с доверием к нему как свидетелю исповеди, духовно опытному товарищу и доброму наставнику. Если так, то вопрос неверно сформулирован. В любом случае, слово "помысл", мне кажется, путает всех. С автором ответа обсудим Ваш комментарий.