Вопрос читателя:
Здравствуйте. Хочу исповедоваться в очень страшных смертных грехах, уже давних, но боюсь, если батюшка наложит епитимью — что делать если она мне будет не по силам? Крещена я в подростковом возрасте, но по-настоящему приходить к вере начала только сейчас, последний раз исповедовалась и причащалась 8 лет назад (уже после того, как были совершены те грехи), но я не помню точно — каялась ли я в них тогда в душе (однозначно не было еще их четкого осознания, мозг как будто блокировал мысли и воспоминания об этом), а батюшке грехи не перечисляла, просто просила прощения у Господа и говорила, что грешна. Сейчас постаралась все, насколько возможно, восстановить в памяти и искренне раскаяться. Но духовника или даже батюшки, который меня хоть как то знает, у меня нет. Соответственно, батюшка не будет знать, что мне по силам, а поскольку грехи очень страшные, говорить батюшке на исповеди об этом (что мне что-то не по силам) очень стыдно. К сожалению, я слаба физически, большие проблемы с тем, чтобы отказываться от животного белка (синдром недифференцированной дисплазии соединительной ткани, синдром раздраженного кишечника), особенно сложно без кисломолочных продуктов. И второй момент в плане возможности выполнения епитимьи — моя работа. Я работаю в больнице, сутками, с тяжелыми ургентными пациентами. Поэтому молюсь кратко в промежутках, а в день после дежурства (могу освободиться и в обед и позже) — только Иисусовой молитвой. В храм, к сожалению, тоже часто ходить не получается. Конечно в свои выходные, если будут хоть какие-то силы, я могу попытаться исполнить расширенное молитвенное правило, но точно не каждый день. И опять же, чтоб работать на такой работе (со своим хилым малосильным организмом), я выработала определенную тактику (определенное питание, не пью и не курю). Моя работа предполагает, что тело и мозг должны быть максимально собраны и активны, важна быстрота реакции, а иначе это может стоить пациентам здоровья, а иногда и жизни. Работу свою, несмотря на тяжесть ее, люблю и в то же время считаю своим послушанием, где могу принести реальную пользу людям. Что же мне делать если батюшка после исповеди наложит на меня епитимью, которую я не смогу выполнить? И нужно ли, уместно ли говорить батюшке (и как, когда) о своей слабости и неспособности это выполнить? И простит ли Господь мне эти грехи, если я исповедуюсь, батюшка прочтет разрешительную молитву, но выполнить наложенную епитимью не смогу?
Елена
Ответ священника:
Христос воскресе!
Дорогая Елена, Ваши опасения понятны, но они необоснованны. Епитимья — это не наказание, не какая-то компенсация, которую христианин выполняет, чтобы «компенсировать» совершенный грех, а духовное лекарство — набор определенных практик, как правило, молитвенных, цель которых — оздоровить душу, привести ее в правильное состояние, вылечить от грехов и их последствий.
Вы медицинский работник и прекрасно понимаете, что медицинские рекомендации могут быть непривычными для пациента, могут заставить его заметно поменять режим, иногда требуются немедленные радикальные действия — но никогда врач не сделает назначения, которые организм пациента «не потянет», и назначения даются все-таки с учетом возможностей пациентов: у препаратов есть аналоги (степень действенности может быть разной, но просто как пример), диета, имея базой определенные типы продуктов, может варьироваться в зависимости от сезона и финансовых возможностей пациента (те же белки, например, можно получать из очень разных продуктов — с различной степенью доступности и легкости в приготовлении), процедуры не обязательно проходить в каком-то отдаленном госпитале, а можно реализовать в поликлинике рядом с домом, а иногда и дома. Если некоторые вещи, которые невозможно ничем заменить, но достаточно большой ассортимент средств все-таки подбирается под человека. Точно так же и с епитимьей (см. Кому и почему дают епитимью?).
Вообще епитимья дается не так часто. Думаю, что, скорее всего, священник Вам скажет то, что и я сейчас посоветую: Вам нужно, раз Вы решили быть ближе к Богу и жить правильнее, начать воцерковляться — то есть жить церковной жизнью, регулярно участвовать в богослужениях и церковных Таинствах. Я понял, что график у Вас непростой, и по этому поводу рекомендую поговорить со священником в том храме, в который Вам будет удобно ходить (если что-то не сложится, храм можно поменять), объяснить ему спокойно и неторопливо обстоятельства своей жизни (график, режим питания, состояние здоровья и так далее — все, что Вы мне написали в письме) и совместно определить, как часто Вы будете молиться на литургии, приступать к исповеди и Причастию. К слову, во время такой беседы можно осуществить и первую после перерыва исповедь, чтобы не спешить и все проговорить спокойно и обстоятельно. О том, как и когда можно поговорить со священником, у нас есть материал Как и о чем поговорить со священником?
За один разговор все равно всего не выяснить, смысл в том, что Вы будете исповедоваться с определенной периодичностью и от исповеди к исповеди, от наставления к наставлению постепенно входить в духовную жизнь, учиться ей. Вы правильно делаете, что молитесь, но теперь нужно присоединить к Вашей личной молитве еще и церковную.
Что касается диеты, вообще не переживайте! Суть поста не в отказе от конкретного набора продуктов, а в том, что ради духовной практики человек себя ограничивает, с тем чтобы больше внимания уделять жизни духовной. Ваш пост может быть в чем-то другом — подумаете ближе к очередному посту, в чем. И что касается Причастия и поста перед Причастием, обсудить со священником, в чем этот пост будет состоять. Вполне возможно, что Вам нужно будет просто за день до Причастия исключить молочные продукты или на ужин поесть овощи — тут все зависит от строгости Вашей диеты и состояния здоровья.
Так что не бойтесь, не переживайте, Вы на правильном пути и дело священника — помочь Вам и поддержать, а не дать какое-то непосильное послушание. В том, чтобы давать непосильное, мы никак не заинтересованы.
Помоги Господь!