Вопрос читателя:
Исповедалась в грехе, что выпивала красное вино на поминальном обеде. Батюшка отстранил от причастия до Троицы, сказал, что работник храма (я свечница) не должен так себя вести, показывать плохой пример другим. На душе тяжело. Неужели это такой тяжкий грех?
Елена
Ответ священника:
Здравствуйте, Елена! Христос Воскресе!
Из одного только Вашего краткого письма невозможно судить о Вашем прегрешении точнее, чем это сделал священник, который, скорее всего, разобрался в ситуации, прежде чем назначать такую серьезную епитимью, а также лично знает Вас и Вашу духовную жизнь.
Если говорить в общем, то поминовение усопших алкоголем, действительно, грешно и никоим образом не приветствуется Церковью. Поминальная трапеза — всего лишь разновидность милостыни об усопших с просьбой молитвы о них. Представьте себе к какой молитве способны участники поминок, хорошо угостившиеся алкоголем. Тут остается одно желание: чтобы гости не забыли о поводе, по которому собрались.
Если же поминальная трапеза, в которой Вы участвовали, в целом, была пристойной и Вы считаете наказание чрезмерным, Вашу епитимью может снять только тот священник, который её дал или правящий архиерей епархии. Вообще, именно епископу принадлежит преимущественное право назначение такой епитимьи как отлучение от причастия.
Более подробно об этом говорит IV раздел специального документа «Об участии верных в Евхаристии», одобренный Архиерейским совещанием Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2015 года. В документе сказано: «Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: „Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает“ (1 Кор. 11, 29-30).
При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд.
Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».
Если Вы собираетесь оспаривать решение священника, стоит помнить, что это чревато серьезным разбирательством и, возможно, нарушением мира на приходе, чего всячески хотелось бы избежать любому священнику.
Как поступить — решать только Вам и да умудрит Вас Господь!