Ленивый ребенок. Советы психолога
Часто мы называем ребенка ленивым, когда он избегает каких-либо дел: уроков, домашних обязанностей, кружков. Однако леность не врожденное качество. Зачастую за таким поведением стоят причины, которые требуют внимания, а не осуждения.

психолог
Это может быть усталость, если ребенок перегружен учебой, кружками или эмоциональными переживаниями. Ведь не только взрослым нужен отдых и переключение.
Часто под ленью маскируется страх неудачи. Если ребенок боится, что у него ничего не получится, он может избегать задач, чтобы не испытывать разочарование. В основе лени может лежать и отсутствие мотивации. Ведь зачастую у ребенка попросту нет явного понимания, зачем выполнять то или иное задание.
Также стоит помнить, что лень и скука нередко идут рука об руку и что некоторым детям просто неинтересны однообразные и рутинные дела. Лень может быть и проявлением внутреннего протеста, когда ребенок может противиться излишнему контролю или неразумно строгим требованиям. Так он защищает свою автономность.
Как известно, психологи не дают советы, но есть общие рекомендации для детей, которые так или иначе проявляют признаки лени.
Разберитесь с причинами
Начните с разговора с ребенком. Спросите, почему ему трудно выполнять задачи. Проявите терпение и искреннюю заинтересованность. Постарайтесь выяснить, не перегружен ли ребенок, не испытывает ли он тревогу или стресс. Возможно, в его жизни происходит нечто такое, что отодвигает все школьные и домашние дела на второй план.
Составьте сбалансированное расписание
У детей, как и у взрослых, есть пределы возможностей. Убедитесь, что в их графике достаточно времени не только для учебы и обязанностей, но и для отдыха, хобби, прогулок и сна. Отдых важен, чтобы восстанавливать силы и эмоции.
Ставьте конкретные и достижимые цели
Вместо фразы «Ты должен лучше учиться», предложите конкретные шаги: «Давай разберем сегодня два примера по математике». Постепенный рост количества заданий или уровня их сложности поможет ребенку почувствовать, что задачи можно решить без напряжения.
Поддерживайте инициативу ребенка
Дайте ребенку возможность самому выбирать, каким делом заняться в первую очередь. Например: «Что ты хочешь сделать сначала: почитать книгу для школы или решить домашнюю работу по математике?». Понятно, что он может не хотеть ни того, ни другого, но такой выбор помогает ребенку развивать чувство самостоятельности и дает свободу даже в обязательных делах.
Превратите обязанности в игру
Это работает в основном с детьми младшего возраста. Например: «Давай посоревнуемся, кто быстрее уберет вещи из комнаты!» или «А давай будем работать по таймеру, сможем ли мы выполнить задание за 20 минут». Игровая форма вообще позволяет сделать скучные задание более интересными даже для взрослых, а уж для детей это основа их природы.
Хвалите за старания, а не только за результат
Важно замечать усилия ребенка и подчеркивать их значимость: «Мне нравится, как ты терпеливо пытался решить задачку ― это здорово!», «Я вижу, что ты старался, молодец!» Процесс тоже должен поощряться, не только результат ― это важно и для детей, и для взрослых.
Демонстрируйте положительный пример
Ведь дети всегда учатся через наблюдение за родителями. Если вы показываете, как организованно выполняете свои дела, нормально воспринимаете ошибки и решаете задачи, ребенок перенимает это поведение.
Минимизируйте перегрузку и давление
Если ребенку нужно постоянно соответствовать ожиданиям взрослых, это может вызывать у него протест или отсутствие желания вообще что-либо делать. Давайте детям пространства для выбора и откажитесь от упреков. Это действительно важно, потому что дети могут протестовать не только через капризы, но и через тихий бунт, искреннее непонимание задачи, головные боли и многое другое.
Стимулируйте интересы ребенка
Иногда «лень» проявляется, когда ребенку скучно или он не видит в заданиях смысла. Узнайте, что увлекает вашего ребенка, и подержите этот интерес. Например, замените скучные книги на те, что связаны с темами, которые ему нравятся. Найдите кружок или секцию, которая отвечает его увлечениям. Если уж вы хотите его чем-то занять, пусть это хоть сколько-то отвечает его собственным интересам.
Минимизируйте отвлекающие факторы
Создайте в комнате условия, которые помогают сосредоточиться: уберите гаджеты, проверьте качество освещения и тишину. Назначьте конкретное место для занятий, где не будет отвлекающих факторов. Кстати, для взрослых это тоже подходящая рекомендация.
Учите воспринимать неудачи
Ребенок может бояться начать дело, опасаясь ошибок. Объясните, что неудачи ― это естественная часть процесса. Вместо обвинений скажите: «Ошибки ― это нормально. Главное, что ты стараешься и учишься!» Пусть он узнает, что все люди ошибаются, и без этого ― никуда. И что дело не в его личной особенности и некомпетентности.
Создайте зону, где вы сможете заниматься делами совместно
Иногда ребенку нужен союзник. Вместо директивного стиля: «Сядь за уроки», предложите: «Давай я посижу рядом, пока ты делаешь математику, а потом мы вместе разберем, что было сложно». К слову, нередко ребенок, на которого уставшая мама кричит за то, что он не может сложить 2+2, неосознанно делает это для того, чтобы мама провела с ним время, обратила на него внимание. Но можно ведь и без этого обойтись.
Установите систему поощрений
Не обязательно материальных. Например, за хорошо выполненные задания можно договариваться об отдыхе или дополнительном времени на игры. Или можно сказать: «Когда ты закончишь все дела, у нас останется больше времени для твоего любимого мультфильма».
Помогите ребенку увидеть результат
Покажите ребенку, к какому результату приведет выполненная задача. Например, объясните, для чего важно учиться, как это пригодится ему в жизни. Или продемонстрируйте ценность труда: «Если мы уберем комнату, начнет пахнуть свежестью, и будет гораздо уютнее!» Но это, безусловно, требует от самого родителя понимания, для чего нужно то, что он заставляет делать ребенка.
Чего не следует делать с ленивым ребенком?
Нельзя обзывать ребенка ленивым, потому что лишь снижает его самооценку и закрепляет такое поведение.
Нельзя сравнивать его с другими детьми ― ничего, кроме низкой самооценки, это не принесет.
И не надо угрожать наказанием. Да, это может дать мотивацию на короткий срок, но в долгосрочной перспективе может лишить ребенка инициативности. Лучше опираться на положительные и поддерживающие методы, чем на силу. Помните, что ребенок всегда смотрит на родителей как на пример и ищет в вас поддержку.
Ленивые вопросы: можно ли просто не трудиться?
Лень — это умирание, образ смерти, пропитывающий каждую секунду жизни человека.
Читать далееКак бороться с детской ленью?
У нас в Семье даже шутка такая есть: «Когда ты рождался, сначала достали мешочек с ленью...» Недавно младший сын Иван на очередной мой упрек ответил вопросом: «Мам! А как она выглядит?»
Читать далееКак быть, если лень мешает учебе?
Я хочу быть сильной. Есть цели, планы, причины, но я не могу взять себя в руки и начать учиться. Я устала плакать. Я хочу радоваться учебе, но пока я страдаю.
Читать далееВсё, всё пропало! Кризисный менеджмент для детей
Дети не умеют организовывать и планировать свои дела. Они так привыкают, что это делает за них вечно стоящая над душой мама, что к подростковому возрасту не вырабатывают никакой привычки самостоятельно планировать большую работу, ставить задачи, распределять свои усилия.
Читать далее

