Ребенок психует
Если ваш ребенок постоянно психует и плачет, это может расстраивать, пугать и вводить в отчаяние. Возникают вопросы, почему так происходит, как на это реагировать родителя, как понять, чем можно помочь, когда можно самостоятельно решить вопрос, а в каких случаях стоит обратиться к специалисту? Об этом мы поговорили с психологом Глебом Ткаченко.

психолог
Младенец психует, плачет и выгибается. Что делать?
В первую очередь важно сказать, что плач — это нормальное поведение младенца, его первая и единственная форма контакта с миром. Он пока не может по-другому позвать маму и выразить, что ему плохо. Вас это может напрягать, и это вполне объяснимая реакция: сложно сохранять спокойствие, когда ребенок постоянно плачет или кричит. Но для малыша плач — единственный способ общения с миром, и, если родители за него ругают, он чувствует, что просить что-то бесполезно и даже опасно. Ведь для малыша больно почувствовать от родных людей раздражение, ощутить резкие прикосновения.
Причины крика младенца
Физическая боль
У малыша могут быть колики или газы, могут резаться зубы. Он чувствует боль, но сам никак не может избавиться от дискомфорта, поэтому реагирует криком, выгибается, пытается как-то с этим справиться.
Неудобная одежда
Неподходящая одежда мешает — натирают швы или неудобная ткань. В одежде может быть слишком тепло или, наоборот, слишком холодно. Это тоже влияет на поведение малыша.
Питание
Ребенок может быть голодным. Или, наоборот, перекормленным, потому что он уже сыт, но сосательный рефлекс остается. И это становится причиной плача.
Переутомление
У ребенка нервная система еще слабая, она плохо регулируется. Поэтому младенец с трудом справляется с избытком впечатлений. Для него сон, по сути, — это единственный способ как-то восстанавливаться. Это у нас, взрослых, есть разные варианты, как прийти в себя и переключиться на что-то другое. У малышей не так. Они могут долго не засыпать и плакать, находясь в знакомом каждому родителю перевозбужденно-усталом состоянии.
Недостаток физического контакта
Если мама с ребенком недостаточно тактильна — не берет на руки и не гладит, это часто становится причиной дискомфорта для малыша. Он нуждается в этом, потому что для него любовь мамы и проявление этой любви — главное и основное условие для выживания. Мама любит, значит, будут еда и безопасность. Мамы рядом нет, или мама есть, но не проявляет любовь — и ребенку сразу кажется, что он в смертельной опасности. И тогда он плачет от того, что ему страшно.
Неспокойная обстановка дома
Еще одна эмоциональная причина — нервное перенапряжение. Когда в доме шумят другие дети, ссорятся родители, ребенок может реагировать на это плачем.
Как реагировать родителям?
Прежде чем говорить о том, как стоит реагировать, хотим обратить ваше внимание на 2 довольно типичные, но нежелательные реакции.
Неправильная реакция на кризисный возраст: 1 год
До года ребенок находится в полном слиянии с мамой. А в год у него возникает первый кризис развития: он учится ходить, в физическом пространстве отделяться от мамы. Если малыша усаживают или укладывают, когда он пытается встать на ножки, он может начать протестовать. Ведь он пытается получить хоть немного автономности, а его лишают этой возможности.
Неправильная реакция на кризисный возраст: 3 года
Следующий кризис наступает в 3 года — кризис «я сам». Ребенок начинает отделять себя от других людей, у него формируется первичное самосознание и появляется желание изучить свое «я». Ребенок начинает отстаивать свою автономность, ему все хочется делать самостоятельно. И часто здесь родители допускают ошибку — начинают жестко подавлять это желание ребенка, а тот, в свою очередь, реагирует криком, возмущением и сопротивлением.
Так на что же стоит обратить внимание?
Исключите физиологические причины
Важно реагировать на плач не через тревогу, гнев или раздражение, не пытаться заставить успокоиться и замолчать, а понять, в чем проблема. Посмотрите, не голоден ли он, удобно ли одет, нужно ли поменять подгузник. Проверьте, может быть, у него болит животик или дело в режущихся зубах. В общем, нужно убедиться, что причина эмоционального, а не физиологического характера.
Постарайтесь наладить физический контакт
Нужно физически успокоить ребенка: взять его на руки, прижать к себе. Потому что для него физический контакт — это самый мощный регулятор нервной системы. Собственные регуляторы у него пока не сформировались. Можно ребенка погладить, покачать, спеть ему колыбельную.
Соблюдайте режим дня
Ребенок может плакать из-за того, что он слишком долго бодрствует. Поэтому важно следить за режимом сна и улавливать первые признаки усталости — зевание, потирание глаз, отворачивание головы и другие моменты, когда уже видно, что малыш устал и хочет спать.
Создайте комфортные условия для сна
В комнате ребенка должно быть комфортно. Лучше убирать яркий свет, избегать громких звуков, проветривать. С ребенком можно гулять на свежем воздухе, это помогает успокоиться и настроиться на сон.
Называйте эмоции
Когда ребенок ощущает негативные эмоции, плачет и психует, важно «возвращать» ему эти эмоции через слова, то есть называть их. Это помогает ребенку понять, как эмоции называются, и начать выражать их. Даже если малыш новорожденный, он чувствует, когда его понимают и принимают его состояния. Могу посоветовать по этой теме книгу «Затаенная боль» Каролин Эльячефф.
Обратитесь к педиатру или неврологу
Если плач постоянный, пронзительный и истошный, особенно если он сопровождается рвотой или вялостью, то, конечно, нужна помощь врача. Да и во многих случаях можно консультироваться со специалистом: если ребенок выгибается дугой даже в спокойном состоянии, если он не может установить с вами зрительный контакт или не реагирует на ваш голос. Всё это поводы для обращения к врачу.
Дошкольник психует по любому поводу. Мнение психолога
Может казаться, что после 3 лет с ребенком должно стать проще, что он наконец-то будет больше себя контролировать и перестанет психовать. Но что делать, если его поведение не меняется? Ведь плач — это уже не единственный для него способ выражения мыслей и связи с миром. В чем тогда причина перепадов настроения, капризов и протестов у дошкольников?
Почему дошкольник психует?
К 4‒5 годам у ребенка все больше развивается самосознание, появляются представления о морали. Он начинает осознавать свои чувства и интересоваться чувствами других. Но важно понимать, что в этом возрасте мозг ребенка работает не так, как у взрослого. Он не может полностью контролировать свои действия, не может всегда вести себя адекватно и самостоятельно возвращаться в нормальное нервное состояние. Ему нужно помогать. Могут быть резкие перепады настроения, капризы, протесты, агрессия. В таком возрасте это всё еще часть нормы.
Примерно к 6 годам ребенок начинает предвидеть последствия своих действий и понимать причинно-следственные связи. Но при сильной усталости и перегрузке он по-прежнему может срываться и впадать в истерику. Особенно здесь важна обстановка дома, она сильно влияет на поведение ребенка. Главные его потребности в этом возрасте — безопасная привязанность и пространство для выбора, уважение со стороны родителей и поддержка его стремления к самостоятельности.
Что делать родителям?
Сохраняйте спокойствие
Это первое и самое важное правило, о котором следует помнить родителям. Ведь ваше состояние сильно влияет на детей. Если родитель напряжен, зол, раздражен, ребенок это считывает, и его стресс только усиливается. Если же родитель остается в стабильном состоянии, это помогает и ребенку постепенно вернуться в равновесие. Это как в самолете: кислородную маску надеваем сначала себе, затем — ребенку. С психикой точно так же. Прежде всего вам необходимо отслеживать свое состояние, восстанавливать ресурс и, если тяжело это сделать самостоятельно, обращаться за помощью.
Помните о физическом контакте
Можно попробовать обнять ребенка, сесть с ним рядом, положить ему руку на спину или на плечо. Если при сильной истерике ребенок отказывается от физического контакта, лучше остаться с ним рядом и напомнить, что вы готовы ему помочь. Важно избегать слов вроде «успокойся», потому что, во-первых, всё равно не успокоится, а во-вторых, это подавление и обесценивание его чувств. Постепенно, когда волна эмоций спадает, ребенок сам будет искать контакта. Может подойти, подсесть, прижаться, немного еще поплакать. Это значит, что его нервная система уже восстанавливается и приходит в норму.
Говорите с ребенком
Когда ребенок успокоился, можно с ним поговорить. Лучше в разговоре проговорить все чувства и обозначить причинно-следственную связь: «я понимаю, что тебе было обидно», «тебе тяжело от того, что…» и так далее. Благодаря вашей помощи ребенок обучается эмоциональной регуляции, то есть учится понимать, что с ним происходит. Когда его чувства признаются, он сам начинает их принимать. После этого можно уже обсуждать детально поведение ребенка. Объясните ему, что он сделал не так. Не обвиняйте, а помогайте понять, как это можно исправить.
Обратитесь к специалисту
Помните о том, что лучше обратиться за помощью к психологу, если реакции ребенка несоразмерны происходящим событиям, если малейший отказ или просьба вызывают у него бурную истерику, если такие ситуации повторяются слишком часто, а затем длительное время ребенок не может успокоиться и не принимает попыток контакта со стороны родителей. Системные вспышки агрессии, когда ребенок бьет и кусает окружающих, обижает животных, швыряет какие-то предметы, наносит вред себе, — это тоже повод попросить рекомендации у психолога. Еще возможные причины обращения за помощью: высокое фоновое напряжение, раздражительность, плаксивость, тревожность, боязнь чего-то. Если есть отклонения в других сферах развития: трудности в речи, моторике, восприятии, общении со сверстниками. Если появляются психосоматические моменты, когда боль в животе, тошнота или головная боль не связаны с медицинскими причинами. Во всех перечисленных случаях вам может помочь психолог.
Школьник психует. Что делать?
Причины такого поведения ребенка 7‒11 лет отличаются от тех, что мы указывали выше. Каждый период характеризуется своими особенностями. И для того чтобы помочь ребенку, важно понимать, что и почему с ним происходит.
Почему школьник психует?
Кризис 7 лет связан с тем, что ребенок приходит в школу. Для него всё новое: место, коллектив, авторитет в фигуре первого учителя. Ребенок может прийти из школы и сказать: «Мама, ты не права, учительница сказала, что…». В такие моменты важно не реагировать агрессивно и понимать, что для ребенка это всего лишь очередной шаг от вас во взрослую жизнь. Он учится видеть других взрослых, принимать во внимание разные мнения и выстраивать новые связи с другими взрослыми людьми.
В этот период дети сталкиваются с новыми сложными задачами — учебой, социализацией в классе, ответственностью за свои слова и действия. У них начинает активно формироваться произвольность психических процессов, то есть они учатся, используя свое мышление и восприятие уже более осознанно, их эмоциональный интеллект растет. Но в плане нервной системы они все еще слишком слабы, чтобы всегда себя контролировать и самостоятельно успокаивать. Дети в этом возрасте могут нервничать, плакать, раздражаться. До 11 лет, пока нервная регуляция формируется, такое поведение, если оно не повторяется постоянно, все еще является нормой.
Все перечисленные кризисы — одного года, трех лет, семи лет — это этапы формирования ребенка. Если в каждый из этих периодов родители не будут загонять ребенка в жесткие рамки и дадут ему почувствовать себя самостоятельным, то ему будет проще переживать процесс формирования собственной личности.
Что делать родителям?
Если ваш ребенок 7‒11 лет переживает, срывается и психует, вы можете поддержать его и помочь ему пережить сложные моменты.
Обратите внимание на зону ближайшего развития
Расскажем о трех зонах развития, чтобы стало понятнее, о чем идет речь.
Зона актуального развития
Это действия, которые ребенок может выполнять без чьей-либо помощи. Есть кашу ложкой или рисовать закорючки на листке. При этом никакого развития не происходит, потому что ребенок никуда не движется. Он делает то, что ему и так легко дается.
Зона перспективного развития
Это действия, которые ребенок когда-то сможет выполнить, но пока что у него не получается, даже если ему помогают взрослые. Так, первокласснику рано будет заниматься умножением и делением. И если родители сядут с ним и будут заставлять, он вряд ли сможет что-то понять и подумает, что с ним что-то не так, что он глупый и неспособный.
Зона ближайшего развития
Это как раз то, что ребенок сам пока делать не может, но с помощью взрослых у него это получается. Учитель показывает, как складывать и вычитать с помощью палочек, как читать по слогам. Он сопровождает детей в этом процессе, и в таком случае происходит развитие. Поэтому с детьми в этом возрасте очень важно ориентироваться именно на зону ближайшего развития. Это касается и учебы, и эмоционального состояния.
Ребенок 7 лет может сам не хотеть делать уроки. Ему это неинтересно, у него пока нет своей воли и внутренней регуляции. Нужно сесть с ним рядом и сказать «давай вместе делать уроки». Так, выступая в качестве внешнего регулятора, вы постепенно учите ребенка самостоятельно выполнять задания. Ближе к 11 годам он уже будет понимать, что делать, и сможет со всем справляться сам.
Обратитесь к специалисту
Если самостоятельно не получается помочь ребенку, если на это не хватает сил и времени, то можно обратиться к психологу. Существует такое убеждение, что психолог нужен только в крайнем случае, когда всё совсем плохо и есть веские причины. На самом же деле специалист может прийти на помощь в любой момент, чтобы обратиться к нему, не нужно ждать совсем тяжелого состояния. Сегодня работают центры бесплатных консультаций, можно позвонить по горячей линии психологической помощи родителям и детям. Этого не нужно бояться или стесняться, с такими проблемами может столкнуться каждый родитель.
Подросток психует. Как помочь?
Подростки — самая сложная возрастная категория. Чтобы помочь ребенку-подростку, когда он нервничает и раздражается, важно понимать особенности подросткового периода и с учетом этих особенностей выстраивать с ним доверительные отношения.
Особенности подросткового периода
Повышается авторитет сверстников
В 5-м классе ребенок из-под крыла одного учителя попадает в среднюю школу, где много преподавателей, и классный руководитель уже не стоит над душой. Это добавляет больше свободы. Теперь акцент со взрослых людей смещается на сверстников, их мнение более важно, они становятся авторитетами.
Появляется желание быть взрослым
Ребенок ощущает себя более взрослым и самостоятельным, ему хочется доказывать и отстаивать свою «взрослость» перед другими. Вместе с этим он остается ребенком внутри, все еще мало знает и не очень умеет справляться со своими эмоциями.
Формируется критическое мышление
В этом возрасте ребенок начинает отделяться от родителей мировоззренчески, переосмыслять то, что ему говорили и чему учили в семье. У него формируется критическое мышление, он склонен все оценивать и подвергать критике. Вас это может раздражать и напрягать, потому что со стороны это выглядит как протест. Но важно понимать, что подросток отвергает всё, чтобы разобраться, что ему нравится, а что — нет, с чем он согласен, а что хотел бы изменить. Это необходимый для каждого человека этап развития. Пресекать его нельзя, если вы не хотите, чтобы ребенок всю жизнь искал себе знатоков и экспертов и без всякой критики принимал их слова на веру.
Происходят физиологические изменения
В подростковом возрасте возникает большое количество физиологических изменений, связанных с половым созреванием. Детям сложно. Они могут стыдиться того, что с ними происходит, и бояться, что окружающие их не будут принимать такими, какими они становятся. Взрослым могут быть непонятны эти моменты, потому что они уже забыли, как проходил их подростковый возраст.
Что делать родителям?
Есть ли смысл пытаться как-то влиять на подростка и помогать ему? Или это в любом случае не принесет никакой пользы? Поговорим о том, какие шаги можно предпринять, чтобы наладить отношения с подростком и поддержать его в ситуациях стресса и раздражения.
Откажитесь от авторитарной позиции
Когда у ребенка появляется критическое мышление, воспитывать его уже поздно. Нужно учиться с ним договариваться и выстраивать диалог. Далеко не на все вопросы подростка родитель может ответить так, чтобы это было понятно. На вопрос «зачем мне ходить в школу?» ответ «чтобы в будущем работать» уже не устроит. Подросток может заявить, что он будет блогером, и учеба ему не нужна. И многие другие вещи, которые для родителей и так понятны, таковыми не являются для подростков. Это может вызывать раздражение с обеих сторон, но важно помнить, что вы на стороне ребенка, и искать всё новые и новые способы договориться.
Создайте пространство для разговора
Подросток должен знать, что в случае необходимости он всегда может с вами поговорить. Попасть в его пространство практически невозможно. Оно слишком закрытое для взрослых. Поэтому просто дайте ему понять, что вы рядом. Если ребенку нужно поговорить, вы готовы его выслушать, подсказать ему и помочь. Понимание, что у подростка всегда есть взрослый, к которому можно обратиться, очень ему поможет в тяжелые периоды. При этом вы не будете насильно заставлять его с вами общаться и сможете найти общий язык.
Интересуйтесь увлечениями подростка
Для формирования доверительных отношений это очень важно. Даже если вам совсем не близки интересы ребенка. Можно узнать, что он читает, какие сериалы смотрит, какие компьютерные игры ему нравятся. Нередко самим подросткам бывает приятно обсудить то, чем они увлечены. Но это требует от родителей готовности общаться. Иначе все обсуждения будут заканчиваться в кругу друзей, к которому доступа у взрослых уже нет.
ЕГЭ и ОГЭ: подросток психует. Советы психолога
Если вы столкнулись с сильным стрессом ребенка перед ЕГЭ и ОГЭ и не знаете, как ему помочь, для начала необходимо выяснить причину его переживаний.
Почему подростки психуют из-за ЕГЭ и ОГЭ?
Неопределенность
Ребенок не знает, какие ему попадутся вопросы, как он справится с ними и каким будет результат. Он никак не может повлиять именно на неопределенность, особенно когда уже написал экзамен и ждет результатов. Внутреннее напряжение ищет выход и может выражаться тревогой и волнением.
Экзамен как оценка личности
Для многих старшеклассников ОГЭ и ЕГЭ — это не просто оценка знаний, это оценка личности и перспектив. Если ребенок получил не такой балл, какой ожидал, он может воспринимать это как провал в жизни: «я какой-то не такой», «я неудачник», «у меня ничего не получится». Нередко такие установки дают преподаватели или родственники. Это пугает ребенка и влияет на его самооценку.
Переутомление
Зачастую причиной срывов может быть сильная усталость. Ребенок много учится, пытается как можно лучше подготовиться к экзамену, при этом забывая об отдыхе и необходимости переключаться. От перегрузки и переутомления он может нервничать, психовать и срываться.
Плохая обстановка дома
Если внутри семьи есть проблемы, это всегда сказывается и на ребенке. Он всё понимает. Ссоры родителей, недопонимания с другими родственниками — всё это только обостряет его состояние в этот период.
Боязнь не оправдать ожидания
Часто для ребенка важно мнение родителей о том, как он сдал экзамен. Он переживает, что если получит недостаточно хорошую оценку, его отругают, отвергнут. Этого он может бояться намного больше, чем самого экзамена.
Ответственность за будущее
После экзаменов наступает переход во взрослую жизнь. Подростку нужно будет выбрать профессию, поступить в университет, и все это повлияет на его будущую жизнь. Поэтому экзамены — это не просто оценка знаний, а некая инициация во взрослую жизнь. И непонятно, получится ли все сделать так, как планируется.
Чем могут помочь родители?
Проявляйте любовь
Давайте ребенку понять, что будете любить его при любом исходе экзамена. Даже если он не сможет его сдать и никуда не поступит. Подросток должен понимать, что родители в любом случае его не отвергнут. Уберите давление, критику и угрозы. А главное — не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Это всегда только усугубляет стресс и ухудшает состояние.
Не обесценивайте переживания
Признайте и примите тревогу подростка. Скажите ему: «Я понимаю, что тебе страшно, что ты переживаешь». Если делать вид, что ничего не происходит, что ситуация не стоит переживаний, это никак не поможет.
Помогайте ребенку отдыхать
Если видите, что ребенок находится в сильном напряжении и не может отдыхать, предложите ему какие-то варианты. Можно искать хобби, пробовать спортивные занятия, просто выходить на прогулку или выезжать на природу. Ребенку очень важно переключаться с учебы на другие активности.
Говорите слова поддержки
Будьте для ребенка поддержкой, а не надзирателем, который стоит над душой. Донесите до подростка, что ЕГЭ и ОГЭ не определяют его ценность как личности. Это просто оценка текущего уровня знаний. В ситуации, когда ребенок и так испытывает сильный стресс, фразы поддержки гораздо эффективнее нравоучений. Важно проговаривать: «я верю, что ты справишься», «даже если не получится, это не катастрофа», «не будет ничего страшного, если…». Когда ребенок слышит такие слова от значимого взрослого, он сам начинает спокойнее воспринимать ситуацию.
Обратитесь к психологу
Специалист поможет в случае тяжелого состояния ребенка перед экзаменами. Панические атаки, бессонница, истерики или чрезмерная апатия — всё это тревожные звонки для родителей, на которые стоит обратить внимание.
Сохраняйте спокойствие
Спокойный взрослый человек — главная опора для ребенка во всех возрастах. Если родитель сам тревожится, то подростку не на кого опереться в тяжелый момент. В таком случае он пытается быть сильнее, чтобы родители не переживали. Остается один на один с собой и держится только на своих ресурсах. Кроме собственных переживаний ему приходится «нести» на себе переживания родителей, а это сразу вдвойне и втройне тяжелее. Так что ваша первостепенная задача состоит в том, чтобы сохранять собственную стабильность.





