Неделя о Страшном суде, с которой начинается любимая всеми Масленица, — предпоследнее воскресенье перед Великим постом. В 2024 году она приходится на 10 марта. В этот день в храмах за литургией читается евангельский рассказ о том, как будет проходить Страшный суд и что нужно делать, чтобы войти в Царство Небесное.

Читать притчу

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:34–46).

Свернуть

Христианский Бог, какой Он? Всякий мало-мальски воцерковленный человек ответит примерно так: наш Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах. Это Отец, Сын и Святой Дух, Троица Единосущная и Нераздельная. Можно продолжить: по Своей сущности наш Бог непознаваем, однако человек имеет о Нем определенное представление благодаря Его нетварным энергиям. Можно добавить и следующее: наш Бог Всеведущий, Всемогущий, Всепребывающий. Он вне времени и вне пространства. Наш Бог истинный. Все остальные так называемые «боги» суть тварные духи. Они Его произведения. Закончить можно такими словами: Наш Бог — абсолютная любовь.

Однако есть и другой способ рассказать о Боге. Так, как нередко Он Сам представлялся Своим пророкам в Священном Писании: «Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Я Бог, Который вывел вас из земли Египетской. Я Тот, Кто провел вас через Чермное море, Кто хранил вас сорок лет в пустыне и привел в землю обетованную. Я Тот, Кто шел среди вас и прогонял от вашего лица язычников. Я Тот, Кто оберегал вас от всякого зла. Я Тот, Кто ради вас стал человеком, умер на Кресте и воскрес».

Перед нами отличные друг от друга языки описания. Они изображают Одного и Того же Бога, но по-разному. Первый — язык, характерный в большей степени для философии. Второй — язык Священного Писания. Первый — это язык умозрительного богословия. Христианские писатели использовали его, чтобы объяснять истины веры и защищать ее от нападок еретиков и язычников. Так пишут учебники по догматическому богословию — системно, обобщенно, универсально, абстрактно. Второй — язык рассказа. Благодаря ему мы знаем, как именно Бог проявлял себя в жизни людей и череде исторических событий. Первый — язык метафизических концепций, второй — язык конкретных действий, язык практического опыта.

А теперь представьте, что рассказать о своем Боге попросили каждого из нас: «Кто Он, Тот Бог, в Которого ты веришь? Какой Он? Расскажи». Что мы ответим? Скорее всего, мы будем говорить о Нем первым способом. Мы перескажем те истины о Боге, которые вычитали в церковных книгах, слышали от священников, узнали во время учебы в духовных учебных заведениях. То есть зачастую мы просто делимся с людьми концепциями и ментальными схемами. Почему-то мы не привыкли на вопрос «каков твой Бог» рассказывать, как именно Он действует в моей жизни. И не всегда это плохо. Порой так мы быстрее помогаем человеку сориентироваться в море информации. Личная история не всегда здесь уместна.

Плохо то, что у меня может просто не быть никакой личной истории. Плохо то, что подчас меня с Богом ничто не связывает. У меня много знаний о Нем. Но я не вижу и не ощущаю, как складываются наши с Ним отношения. Я не могу рассказать о них так, как, например, об отношениях с женой, детьми, родственниками и коллегами. Теми, кого я ощущаю. Я не чувствую, как Господь ведет меня по этой жизни за руку. Как моя вера в Него проявляется в моей повседневности. В самых мелких бытовых вещах. С самыми разными людьми. И каков мой Бог в действительности, я просто не знаю. Поэтому я и выбираю абстрактный язык. Он скрывает мою сердечную пустоту и от окружающих, и от меня самого.

Именно об этом притча, которую рассказал Христос сегодня. Можно много говорить о Боге, но не иметь с Ним ничего общего. Такие знатоки вне Царства Небесного. Чтобы избежать этой участи, у нас с Богом должна появиться личная история. Для этого нам необходимо вместе с Ним и во имя Его совершать конкретные действия в судьбах других людей. Усердно во всех своих делах исполнять Евангелие по отношению к тем, кто нас окружает. Благотворить голодающим, странствующим, нагим, больным, заключенным, всяким нуждающимся. Чем больше своих сил и времени будем посвящать этому, тем ощутимей Бог будет входить в нашу повседневность. Тем отчетливей будут проступать контуры нашей с Ним совместной истории. Тем крепче уже здесь, во время этой жизни, в нашем сердце будет проявлять себя радость Его Небесного Царства.

0
25
Сохранить
Поделиться: