Что Евангелие говорит о детях
Читая Евангелие, мы погружаемся не только в вечные истины, но и в живую ткань истории. Это не просто духовный текст — это рассказ о том, какой была жизнь две тысячи лет назад: какие дома строили, как выглядели улицы, что ели, как одевались. Содержатся там упоминания и о детях той далекой эпохи. Сам Христос начал Свою земную жизнь младенцем, дети были среди слушателей Его проповедей, с ними Он говорил, их благословлял, им возвращал здоровье и даже жизнь. В Международный день защиты детей мы решили посмотреть, что говорится о детях на страницах Евангелия.
1
Богомладенец
Христос не просто пришел в мир — Он вошел в него как ребенок. Бог стал младенцем, родился от Пресвятой Девы, прошел все ступени человеческого развития. Евангелие рассказывает нам о двух моментах детского периода земной жизни Спасителя. Первый момент — Его Рождество и события, связанные с этим. Позже, когда Иисус вырос, мы вновь встречаем Его — уже двенадцатилетним отроком в Иерусалимском храме, куда Его привели родители на праздник (Лк 2:41–52). Он сидит в окружении учителей и старцев, задает вопросы, отвечает. В Евангелии маленький Иисус предстает перед нами кротким и смиренным ребенком, который слушается своих родителей и проявляет уважение к ним.
2
В объятиях Христа
Есть в Евангелии один очень трогательный эпизод. Христос берет ребенка, ставит его посреди учеников, обнимает и говорит: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня (Мк 9:36–37). Церковное предание рассказывает, что этим ребенком был будущий святитель Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна, епископ Антиохии, мученик. В начале II века он за веру во Христа был растерзан дикими зверями на арене одного из римских амфитеатров. Когда после казни было найдено его сердце, на нем обнаружили начертанные слова: Иисус Христос.
Обнимал Господь и других детей. Так, однажды ученики на пустили к Учителю родителей с малышами, полагая, что те будут отвлекать Его. Но Спаситель остановил апостолов, подозвал к Себе ребят, обнял и благословил их, прибавив: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк 10:13–16, Мф 19:13–15, Лк 18:15–17).
3
Пробужденные к жизни
Детство во времена Христа было непростым. Медицина, как мы ее знаем, еще не существовала, смертность была высокой. Евангелие рассказывает о трех воскрешениях, совершенных Христом — и два из них касаются детей. Первый случай — юноша, единственный сын вдовы из Наина. Похоронная процессия уже шла по улице, когда Христос остановил ее, прикоснулся к одру и вернул мальчика к жизни (Лк 7:11–15). Второй случай — дочь Иаира, начальника синагоги. Ее уже оплакивали, когда Христос сказал отцу: «Девица не умерла, но спит». Над Ним стали смеяться. Но Он вошел в комнату, взял девочку за руку и сказал: «Талифа куми» — «Девица, тебе говорю: встань» (см. Мк 5:22–43, Мф 9:18–26, Лк 8:41–56). И она встала.
4
Избавленные от демонов
Как и взрослые, дети могут, увы, подвергаться нападкам нечистой силы — бесов. Такими жертвами одержимости, страшного и неизлечимого человеческими силами недуга, стали и два ребенка, исцеленных Христом, — дочь хананеянки (Мф 15:21–28, Мк 7:24–30) и сын одного из жителей поселения возле горы Фавор (Мф 17:14–18, Мк 9:17–27, Лк 9:37–42). В обоих случаях разговор родителей со Спасителем стал для них настоящим испытанием их веры, и они оба признали перед Господом собственную немощь. Хананеянка понимала, что она, язычница, не имеет права рассчитывать на помощь Спасителя, а отец бесноватого мальчика осознавал, что его собственной веры недостаточно для исцеления сына, и произнес всем известные слова: Верую, Господи, помоги моему неверию (Мк 9:24). Их обращение к Спасителю было искренним, настоящим воплем страдающего сердца, и в ответ на эту искренность Господь даровал родителям просимое.
5
Дети как пример для взрослых
Если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф 18:3) — это, наверное, самая известная евангельская фраза, в которой упоминаются дети. В ней Господь намекает на такие качества детской души, как простота, доверие, непритязательность, искренность. Все эти качества необходимы для того, чтобы человек вошел в Царство Божие, где Бог — это любящий Отец, который заботится о всех Своих детях, ждет от них полного доверия к Себе и Своим действиям, а самое главное — ответной любви, такой, какую испытывают малые дети по отношению к своим родителям.
6
Дети Божьи
Ученики часто слышали от Иисуса: «Дети мои». В молитве «Отче наш» Спаситель дает людям право называть Бога Отцом — и этим меняет само понимание отношений между человеком и Творцом. Для ветхозаветного сознания Бог был прежде всего Владыкой, Судьей, Повелителем. Но Христос показывает другую сторону — Он открывает Бога как любящего Отца, а нас усыновляет Ему. Это не просто образ. Это новая реальность: во Христе человек становится не только творением Божьим, но Его ребенком.