Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес (Ин 20:30), — пишет апостол и евангелист Иоанн о сорокадневном пребывании Христа в мире после Воскресения. Мы не знаем всех, с кем Он общался, сколько именно раз и кому являлся, а Его встреча с Богоматерью, которая, несомненно, была, и вовсе осталась чем-то сокровенным и скрытым от чужих глаз. Лишь несколько явлений Спасителя описаны в Евангелии. И они показывают, как по-разному любившие Христа переживали это событие. На Светлой седмице рассказываем о четырех не похожих друг на друга встречах.
Евангелисты свидетельствуют, что к сообщению Марии Магдалины и жен-мироносиц о Воскресении Господа Его ученики сперва отнеслись с недоверием. Но в конце концов, многим из них Спаситель тоже явился. Апостола Фомы не было с другими, когда они встретили Христа. И несмотря на то, что многие говорили об этом как о свершившемся факте, он не мог поверить. Ему хорошо была известна цена несбывшихся слов, стремлений и надежд.

Еще совсем недавно, когда вопреки опасности Учитель направлялся воскрешать Лазаря в Иудею, где Его хотели арестовать, этот ученик призывал и других не бояться: «Пойдем и умрем с ним». Это не было бравадой, он действительно был готов идти с Иисусом до конца. Но вот Спаситель распят и похоронен, а Фома жив и потерял всякий смысл своего существования. В отличие от других апостолов он был не способен разделить переживание горя с кем-то еще, ему нужно было уединение.
Наконец, кое-как собрав из осколков свое мироощущение, он приходит к остальным, а они сообщают: мы видели Господа. И хотелось бы обрадоваться этой чудесной новости, но Фома уже знает, как горько и больно бывает обнаруживать, что представления и реальность не совпадают. Потому он говорит, что не поверит, пока не увидит своими глазами Его с ранами от гвоздей и своими руками не дотронется до них. И Господь дает такую возможность. Он входит к апостолам в горницу при запертых дверях. Казалось бы, какие еще нужны доказательства? Да в общем-то, Фоме, когда вот Он, Воскресший Христос, перед ним, они больше и не нужны. Но Учитель все равно предлагает ученику дотронуться до рук и ребер и призывает: не будь неверующим, но верующим.

Фома и не был неверующим в привычном современному человеку понимании этого слова. Он любил Бога и боялся Его потерять. А к тем, кто стремится к Нему, Господь, как и к этому Своему ученику, готов прийти, чтобы укрепить, уверить, поддержать, особенно если об этом просят.
Иисус говорит Фоме, уже вновь обретшему опору: блаженны невидевшие и уверовавшие. И впоследствии именно этот апостол идет в те уголки земли, куда не доходят другие, и действительно приводит ко Христу тех, кто не только не видел, но от кого все произошедшее в Иерусалиме было крайне далеко. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, этот апостол «сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
Потому что теперь он точно знал, что Господь — Живой и всегда рядом, и без устали убеждал в этом тех, кто не знал, но мог поверить.
На заставке: Маттиа Прети. Уверение апостола Фомы. 17 в.