Вопрос читателя:
Я привыкла свои проблемы заедать. Как что случилось — хочу кофе с булочкой. И самое проблемное, что я стала приучать ребенка к этому. Пришел расстроенный — хочешь шоколадку? Грустно — давай чаю выпьем. Получается, что я учу ребенка заедать негативные эмоции? Как мне быть и чем это заменить?
Отвечает психолог Глеб Ткаченко:
Ключевая особенность заедания проблем в том, что человек не решает проблемы. У этого защитного механизма есть следующие основания.
Прежде всего, прием пищи у человека тесно связан с чувством безопасности. Людям по природе не свойственно есть, пока присутствует угроза. Это работает и в обратную сторону: если сейчас я ем, значит, угрозы нет.
Объясняется это так же и тем, что, когда младенец питается молоком матери, он получает ощущение безопасности и заботы. И у некоторых людей с раннего детства сохраняется модель поведения, которая заключается в успокоении через прием пищи. Таким образом они эмоционально возвращаются в беспечный младенческий период. Примерно по этой же причине люди успокаиваются, когда принимают позу эмбриона или когда их качают и убаюкивают.
Кроме того, вкусная пища способствует выработке гормона удовольствия — эндорфина, благодаря которому человеку проще переносить неприятные события.
Для того чтобы перестать заедать проблемы, необходимо решить несколько важных вопросов.
Во-первых, если есть проблема, ее надо решать. И речь не только про жизненные ситуации, но и про эмоциональную составляющую нашей жизни. Если вы страдаете от хронических эмоциональных состояний, которые вас не устраивают, то надо найти их причину и устранить ее. Делать это проще всего в работе с психологом. В противном случае, даже отказавшись от заедания проблем, есть риск, что вы найдете иной способ избегать неприятных переживаний.
Важно так же обсуждать свои чувства с близкими. Если ребенок приходит расстроенный, то первым делом надо поговорить с ним о том, что его расстроило. Дать ему поддержку через слова и прикосновения. Частая ошибка, которую допускают родители, — это закрытые вопросы, на которые ребенок может ответить односложно. Например, «как прошел день?» или «как дела в школе?». Если ребенок склонен избегать негативных переживаний, то ему будет проще ответить «нормально» и пойти в свою комнату. Поэтому вопросы должны располагать к повествованию.
Свои проблемы тоже стоит обсуждать, но желательно не с ребенком. Поиск поддержки в собственном сыне и вываливание на него взрослых проблем может сыграть с вами злую шутку. И ребенок, который сам нуждается во внешней поддержке, будет вынужден тратить собственные ресурсы на поддержку мамы. Для обсуждения своих проблем и эмоций лучше обращаться к друзьям или родным.
Одним из альтернативных способов выработки эндорфинов являются физические упражнения. Можно подобрать для себя и ребенка подходящие занятия и постепенно вводить их в привычку. Кроме снятия напряжения и получения удовольствия, вы будете получать и общее укрепление организма, что тоже немаловажно.
Чтение также помогает успокоить нервную систему. В силу того, что внимание концентрируется на содержании книги и сам по себе этот процесс является монотонным и последовательным, человек расслабляется. Главное подобрать правильную книгу, спокойную и умиротворяющую. Но также следует помнить, что есть риск впасть в зависимость от книг, и вместо заедания проблем вы будете убегать от них в мир написанных фантазий. Все приведенные способы должны использоваться с умом и в балансе, чтобы не сформировался новый способ избегания трудностей.
Для православных христиан здоровой альтернативой заеданию является молитва. Ведь по сути заедающий проблемы человек в качестве своего помощника и успокоителя выбирает еду, а не Бога. Переход с опоры на вкусную еду к опоре на общение с Богом может помочь вам справляться с неблагоприятными состояниями. Кроме того, сам процесс молитвы также является умиротворяющим и зачастую помогает привести мысли в порядок.
Но важно помнить, что все эти методы не должны являться альтернативой решению проблем. Они призваны облегчить состояние и снять сильное напряжение. Без решения проблемы человек может начать убегать и в прием пищи, и в чтение, и в спорт, и в молитвы. И все эти прекрасные занятия превратятся в способ избегания реальности, хотя изначально призваны ее улучшать.
А если проблема решена или находится в стадии решения, то и выпить чаю с булочкой совсем не страшно. Главное соблюдать меру, чтобы не навредить перееданием душе и телу. Ведь даже если глубокое, принимающее и поддерживающее общение с ребенком по поводу его проблем сопровождается чаепитием, это уже нельзя назвать заеданием.
Важно перестать подменять решение проблем, обсуждение чувств и поддержку употреблением вкусной еды. Но отказываться от вкусной еды при этом совершенно не обязательно.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав нам на почту: psiholog@foma.ru