Молитва — это не способ изменить волю Божию, которая, по слову апостола, благая, угодная и совершенная (Рим 12:2). Молитва — это способ войти в общение с Творцом, прикоснуться к источнику любви, жизни и бессмертия. Поэтому цель молитвы состоит не в исполнении некоего желания, связанного с обстоятельствами нашей жизни, но в приближении к Богу. «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося», — писал предтеча европейского экзистенциализма Сёрен Кьеркегор. Его современник, наш отечественный богослов и подвижник святитель Игнатий Брянчанинов, растолковывал эту же мысль так: «Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердный, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу».
Высшая степень молитвы — молитва благодарственная. Не случайно центральное таинство Церкви так и называется — Евхаристия, т. е. благодарение. Это жертва благодарности Богу в ответ на Его благодеяния миру, которые он совершил через творение, искупление и спасение человечества. В таинстве Евхаристии происходит не просто приближение человека к Богу, о котором писал святитель Игнатий, но духовное и физическое соединение с Ним через принятие под видом хлеба и вина Тела и Крови Иисуса Христа. И нашу повседневную молитву имеет смысл выстраивать по образцу евхаристической молитвы, ставя благодарность Богу на первое место. Не случайно одна из первых утренних молитв начинается именно благодарением: «От сна восстав, благодарю Тебя, Святая Троица».
Однако порой нам кажется, что у нас нет особых поводов для благодарности Богу. Или за многими проблемами и трудностями мы просто забываем о ней. В эти минуты из наших сердец, полных печалей и забот, к Богу возносятся только просьбы о помощи, избавлении, утешении, исцелении и др. Просительная молитва занимает существенное место и в церковном богослужении. Есть даже специальная форма такой молитвы — ектения, когда диакон или священник возглашает определенные молитвенные прошения, а хор отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Во время ектении мы молимся о хорошей погоде, урожае, безмятежной жизни, здоровье и благополучии живых и упокоении умерших людей.
Но и такая просительная молитва — это не попытка манипулировать Богом или разжалобить Его. Скорее это можно сравнить с доверительным разговором сына или дочери с отцом, в котором они рассказывает Богу о своих трудностях, желаниях и надеждах, а в ответ получают то, что им действительно необходимо и полезно. Не случайно святитель Николай Сербский, отвечая на вопрос, зачем молиться, если Бог заранее все знает, писал: «Ведь и родители знают, что нужно детям, но ждут, пока ребенок попросит их. Знают родители, что прошение умягчает и облагораживает детское сердце, делает его смиренным, кротким, послушным, милостивым и благодарным. Видишь, сколько небесных искр высекает молитва из человеческого сердца!» Подобно детям, мы говорим Богу о своих чаяниях, но при этом сами не знаем, то ли это, что нам нужно, и просим Его помочь нам разобраться, способствует ли желаемое нами главной цели нашей жизни — спасению души и обретению Царства Небесного. В этом смысле просительная молитва — это скорее способ помочь узнать и принять волю Божию.
Воля Бога всегда остается неизменной — благо человека, его спасение, дарование ему жизни вечной. Жалеть, что мы не можем изменить эту волю, — все равно что желать самому себе зла. Молитва в этой ситуации становится источником жизненных сил. Она усваивает нас Богу, делает способными к узнаванию и восприятию Промысла Божьего. Цель жизни христианина не в том, чтобы выпросить у Бога какие-то земные вещи, но чтобы познать Бога и обрести вечную радость в общении с Ним.