
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Письмо читателя:
Здравствуйте, увидел в Интернете цитату Сёрена Кьеркегора: «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося». Как эта фраза соотносится с церковным взглядом? Мысль очень красивая, конечно, но что это получается — чуда по молитве совершиться не может? И вообще в жизни тогда нет места чуду — сплошное предопределение? К тому же ведь люди меняются постоянно — и в хорошую сторону, и в плохую, но это же не всегда результат молитвы...
Вадим, Санкт-Петербург
На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко:
Что такое молитва — инструмент для изменения воли Божьей или же попытка угадать эту волю, совместить с ней свои желания и просьбы? Если Бога можно упросить о перемене Его воли, возникает неразрешимое противоречие: воля Бога — плод Его премудрости, которая всегда совершенна, а совершенство не подвержено изменениям. Если же воля Бога неизменна, тогда получается, что молитва к Нему о чем-либо конкретном — дело заведомо бессмысленное, и можно лишь надеяться, что твоя просьба по счастливой случайности совпадет с Его волей о тебе. Звучит это, прямо скажем, не очень обнадеживающе. Но не будем торопиться с выводами.
Истина, как правило, оказывается шире наших представлений о ней.
Соединение установлено
«Желающего судьба ведет, нежелающего — тащит», как полагали римские философы-стоики. Отношения человека и Бога в их представлении были похожи на дорогу с односторонним движением, где один только Бог действует, а человек лишь пассивно воспринимает результаты этого действия. Любые попытки сопротивления предначертанной свыше судьбе приводят человека к неоправданным потерям сил и бессмысленным страданиям. В принципе, конечно, у каждого есть возможность отважно выехать на квадроцикле навстречу бульдозеру и посоревноваться — кто кого столкнет с дороги. Но исход такого мероприятия заведомо известен и оптимизма не внушает. В такой картине мира молитва действительно ничего не может изменить.
Однако в христианском понимании этих отношений у человека всегда есть своя «встречная полоса», по которой он может двигаться либо к Богу, либо от Бога. И чудо по молитве может произойти именно там, где человек меняет направление своего движения, духовно возвращаясь к своему Создателю.

Есть известный анекдот о бедном человеке, который слезно молил Бога о выигрыше в лотерею, но при этом даже не удосужился купить лотерейный билет. Вопрос о соотношении человеческой молитвы и воли Божьей можно рассматривать примерно в этой же плоскости. Чтобы получить просимое, человеку кроме самой молитвы нужно выполнить еще и определенные условия, при которых эта молитва может быть исполнена. «Лотерейным билетом», который в данном случае необходимо купить, по слову апостола Иакова, становится изменение своего сердца, принятие заповедей Евангелия как главного закона своей жизни: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:3). Бог не скуп, не жаден и ничем не ограничен в возможностях. Он всегда желает добра человеку и в любой момент готов дать каждому из нас все мыслимые и немыслимые блага, какие только существуют на свете. Но вот воспринять эти блага без вреда для себя и окружающих готов далеко не каждый.
Бойтесь своих желаний
В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит весьма радикальное пожелание:
Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.
Но что происходило бы в мире, если бы Господь по просьбе поэта все-таки дал бы, например, всем, «...рвущимся к власти навластвоваться всласть»? Какой страшной ценой пришлось бы оплачивать эту их «любовь к сладкому» остальным людям, в одночасье вдруг оказавшимся под началом у тех, кто воспринимает власть как источник собственного удовольствия? Да тут впору просить Бога как раз об обратном — чтобы властолюбцы, рвущиеся к власти, никогда не получили к ней доступа. То же самое можно сказать и о богатстве, и о славе, и еще о многих и многих благах, которые вместо радости могут принести стремящимся к ним людям величайшие бедствия.
В своем нынешнем состоянии отпадения от Бога человек может желать даже того, что прямо грозит ему гибелью. По логике «Молитвы Франсуа Вийона» Богу следовало бы в придачу к власти для властолюбцев также выдать всем похмельным алкоголикам талоны на бесплатное пиво по утрам, наркоманам — гарантированную ежедневную дозу, а страдающим гипертонией и холециститом любителям жирного мяса — по двойной порции свиных отбивных на завтрак, обед и ужин.

В этом смысле волю Бога, конечно, изменить молитвой невозможно. Зато человек может изменить себя, направив свою волю от вреда к собственному благу. И одним из важнейших инструментов такой перемены является молитва.
Кьеркегор и Брянчанинов
Утверждение Сёрена Кьеркегора «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося» может показаться чересчур категоричным. Однако наш русский подвижник святитель Игнатий (Брянчанинов) высказывается об этом же куда более эмоционально:
«Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердный, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу».
Святитель как бы уточняет мысль, высказанную Кьеркегором: молитва может изменить человека вполне определенным образом — приблизить его к Богу и тем самым сделать способным к восприятию тех благ, которые Бог изливает на каждого из нас без всяких просьб с нашей стороны.
Беды человеческие, горе, страдание — все это вошло в жизнь человека через отпадение от Бога, и лишь через возвращение к Нему страдающий человек может найти утешение и покой своему сердцу. Поэтому основной мотив христианской молитвы не «...подай нам, Господи», а «...приди и будь с нами». К слову сказать, даже с чисто прагматической стороны это куда более разумный подход: ведь если с тобой Податель всевозможных благ, значит, и без самих этих благ ты никак не останешься. Вопрос лишь в акцентах: что для тебя важнее и дороже — блага или их Податель? Иногда таким благом может оказаться даже собственная жизнь. Но суть выбора от этого не меняется.
Апостолы, путешествуя в шторм по бушующему озеру, испугались и стали будить уснувшего на корме Иисуса. И по их просьбе Он совершает чудо — велит ветрам утихнуть (причем в греческом оригинале стоит более жесткий вариант, нечто вроде нашего — «заткнись»). Но при этом укоризненно обращается и к ученикам: «Где ваша вера?» Имея на корме Повелителя бурь, апостолы все же предпочли просить его о чуде.
То, что Творец мира находится вместе с ними в одной лодке, представлялось им недостаточным для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. И апостолы получили просимое. Чудо по их молитве оказалось возможным и навсегда вошло в историю человечества как свидетельство того, что Бог слышит наши просьбы. Но вместе с этим чудом в историю также вошел и Божественный упрек в адрес просивших учеников. Нечто подобное происходит и со всеми нами, когда во время всевозможных житейских бурь мы обращаемся к Господу с просьбой о помощи. Нам кажется, что Бог забыл о нас и не видит происходящего, что события вышли из-под Его контроля и вот-вот захлестнут хрупкую лодку нашей жизни. Но Бог всегда сопровождает нас Своим невидимым участием в нашей судьбе.
Молитва лишь помогает нам вспомнить об этой Божественной заботе, но отнюдь не «будит уснувшего Бога». И те из христиан, кто опытным путем в этом убедился, вкладывали в свои молитвы совсем иные смыслы, нежели прошение о каких-либо чудесных изменениях окружающей их действительности, сколь бы угрожающей она ни была.

Ярким примером такого — поистине детского — доверия к Богу является молитва святителя Филарета Московского: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».
Сделайте глубокий вдох
Во все времена Бог остается основой нашего бытия, той силой, которая призвала нас к жизни и поддерживает в нас эту жизнь. Он подает нам все блага мира без каких-либо условий, не требуя от нас ничего взамен. И лишь одно благо Он, всесильный, не может дать нам без нашего согласия — Себя Самого. Только это благо — быть с Богом в этой жизни и в вечности — человек должен взять осознанным усилием, отвечая любовью на любовь, жертвой на жертву. Таким ответом на Божью любовь и является для христиан молитва. В этом соединении человеческого духа с Духом Божьим и заключается главный смысл любой молитвы, вне зависимости от ее содержания.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:
«Молитва, как беседа с Богом, сама собою — высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, — и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее».
Воля Бога о человеке всегда остается неизменной — благо человека, его спасение, дарование ему жизни вечной. Странно было бы предполагать, будто Бог может в какие-то моменты нашего бытия желать нам всего этого в меньшей степени, чем в другие. И горевать о том, что человек неспособен изменить эту благую Божию волю своими молитвами, вряд ли имеет смысл.
Однако человек в духовном смысле не является какой-то раз и навсегда застывшей статичной системой. Он все время меняется, то приближаясь к замыслу Божьему о нем, то удаляясь. Сообразно его текущему духовному состоянию Бог являет ему Свою волю в таких формах, которые именно в данный момент для человека наиболее способствуют его спасению. Так, волевое действие врача всегда направлено на исцеление больного. Но, в зависимости от ситуации, одним пациентам он назначает усиленное питание и поездку на курорт, другим — горькое лекарство и постельный режим, третьим — курс химиотерапии и травмирующую операцию.
С момента грехопадения человечество оказалось духовно больным. Осознанное бытие с Богом — для человека не дополнительный бонус среди прочих благ, а необходимое условие его существования. Богообщение нужно человеческой душе так же, как телу нужен воздух, без него душа задыхается и страдает. Поэтому слова святителя Игнатия совершенно справедливы, хотя и звучат для кого-то шокирующе. Богу действительно не нужны наши молитвы, Он благ, совершенен и ни в чем не испытывает нужды. А вот сами мы — сотворенные из земли и в землю уходящие после кратких лет земной жизни, — сами мы, если оставляем молитву, начинаем духовно умирать еще до того, как нас настигнет биологическая смерть. И уже никакие посылаемые Богом блага не сможем воспринять как чудо в этом состоянии духовной омертвелости.
Молитва не инструмент для изменения Божьей воли, она — источник жизненных сил, «кислородная маска» для задыхающейся души, ниточка, связывающая умирающего человека с Подателем жизни.
Укрепляя молящегося, она действительно изменяет человека, как лекарство изменяет больного в сторону здоровья. Ниточка становится все крепче. И человек оказывается способным к восприятию новых, недоступных ему ранее проявлений благой и неизменной воли Божьей о нем.
p. s. А о том, чего и как можно просить у Бога, можно прочесть в другой моей статье на сайте «Фомы»
Большое спасибо за статью!!!
Владимир, спаси Господи за столь неравнодушный ответ. Прочитала его внимательно и поняла вашу мысль, и согласна с вами. Очень верно вы, на мой взгляд, написали о Правилах, что там своего рода "подсказки",с этим соглашусь. Ещё они помогают сформировать молитвенное мышление, своего рода духовный алгоритм. Когда я говорю, что мое чтение Правил - это не молитва, то имею ввиду, что именно данное действие и свое состояние при его выполнении я не могу назвать молитвой. Сами же Правила состоят из молитв, естественно. Но дважды в день ежедневно приходить в настоящее молитвенное состояние при их прочтении для меня весьма затруднительно. Здесь ещё причина в том, что ты постоянно читаешь одни и те же тексты. Как-то искусственно получается. Поэтому я нередко после Правил молюсь ещё чисто от себя, своими словами, уж как умею. Духовника у меня нет, это проблема в наши дни. Священников у нас и так не очень много, все перегружены, не каждый может стать духовником. Но я молюсь и о даровании мне духовника. Не знаю, будет ли исполнено, но молюсь.
Вообще же в целом думаю, что молитва больше нужна человеку именно для связи с Богом, для ощущения того, что ты не один, что ты всегда можешь обратиться к Отцу, хотя и не услышишь понятного ответа, что часто бывает. Но уже возможность такого обращения является утешением и хоть как-то поддерживает.
Поэтому здесь мне близки слова преп. Паисия: "Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью". Без молитвы же душа становится какой-то жёсткой. Впрочем, как и без церковной жизни.
Не знала, что вы прошли через испытание онкологией. Слава Богу, что исцелились. Желаю вам доброго здравия.
Спасибо огромное, Наталья! Я сразу понял, что тут недоразумение, и наши с Вами мысли по существу совпадают. Спаси Вас, Господи!
Спасибо огромное, Наталья! Спаси Вас, Господи!
Владимир, спасибо за ответ. У меня все же иное мнение.
Ежедневное чтение утренних и вечерних Правил - это выполение одной и той же "обязанности" под копирку на протяжении жизни. Восьмой год "молюсь" по этим Правилам - почти никаких чувств. Я не представляю, как можно научиться искренней и внимательной молитве путем зачитывания вслух одних и тех же текстов дважды в день ежедневно.
И невозможно каждый раз при прочтении одних и тех же текстов Правил впадать в глубоко внимательное состояние как по сигналу.
Молитва должна быть своей, идти от сердца и не по разнарядке дважды в день, как зубы чистить.
Мне кажется, надо сразу просить Бога о том, чтобы Он дал дар молитвы, хоть немного. Но просить неотступно, каждый день, как можешь. Без соответствия каким-то Правилам, искренне, просто, своими словами. Но это мое мнение, конечно, это все же довольно личное дело.
И смотря о чем просить. Я привела в пример молитву за больного члена семьи об его исцелении. Вы же не считаете такое прошение "капризничаньем"? Как исцеление больного человека, хоть члена семьи, хоть друга, связано с состоянием покаяния просящего? То есть, если я не покаюсь - человек умрет? Но это мало похоже на христианство, я такого не слышала, чтобы была такая связь. Или, допустим, я молюсь долгие годы о том, чтобы Господь даровал веру нашему некрещеному отцу, чтобы он уверовал и крестился. Но ничего не происходит. Разве такая молитва каприз? И если Господь ее не исполняет - значит, виновато мое непокаяние? Или если наш папа уверует,это будет "не на добро"? Конечно, это не так.
Речь о том, что неверно все указанные ситуации сводить к одному знаменателю: мол, Господь исполняет только те прошения, при которых молящийся находится в покаянии или только те, которые не являются капризом. Кто-то вообще не верует и не молится, а только желает, и Бог исполняет это. А кто-то лоб расшибет и лицо зальёт слезами в молитве, а его ближний все равно умрет.
Так что нет общего правила.
Скажу честно, я нередко молюсь просто потому, что знаю, что Господь меня слышит. Иногда одно это осознание поддерживает. Пусть хотя бы слышит - уже утешение.
Начну с того, что самое главное -- это последние строки, какие Вы написали. Это совершенно правильное отношение. В остальном мы либо пишем об одном и том же: что нельзя молитву превращать в рутину и обязаловку. И если у Вас формируется такое отношение, то явно надо и с духовником посоветоваться. Либо я какие-то мысли выражаю не совсем точно, а м б не до конца понимаю вопрос.
Всё, что Церковь нам предлагает, должно нами приниматься как помощь в спасении, а не как способ нас помучить. А Вы восемь лет (!) молитесь, постепенно отдаляясь от того духа, какой несут эти молитвы... Зачем? Почему не пробуете поговорить с духовником о правильном устроении Вашем молитвы? Ведь молитвенные правила -- это не работа в концлагере, за нарушение которой Вас лишат пайки. Это должно учить и вести к умению вести тот самый разговор с Богом. Который - как Вы совершенно верно пишете - Вас всегда слышит. Это образец и подсказка, а не указка обозлённого учителя, которой он собрался Вас бить. Неправильное какое-то восприятие, и о нём бы Вам с духовником поговорить бы. Либо если нет такого, то найти для себя. Если в поисках нужен совет, то пишите, можно и мне написать, я есть в социальных сетях.
Ещё одно замечание. Мы давно могли бы закрыть бумажную версию журнала "Фома", ведь, казалось бы: столько людей читают наши статьи в интернете! Но Ваше восприятие публикации как раз доказывает моё твёрдое убеждение, что чтение в интернете имеет существенные недостатки по отношению к определённым образом собранному выпуску: журналу или книге (даже не столь важно, бумажной или цифровой). Там публикации собраны так, чтобы составлять определённый баланс и кругозор. Который возникает по мере спокойного и последовательного чтения. А так... Вы прочли одну статью, а у нас на тему молитвы статей множество. В том числе, у Ткаченко (намеренно вчера поставили в конце публикации ссылку). В статьях есть и ответы о том, надо ли и почему просить Бога о помощи в земных делах. Есть и беседы о пресловутом отношении к молитвенным правилам. Разговор о молитве -- это даже более, чем разговор о каком-то из языков. Сколько вопросов и каких возникло бы, если б мы сейчас заговорили о том же нашем собственном русском языке? О том, как мы на нём общаемся? Что с ним происходит? Умеем ли мы пользоваться им? Нешто всерьёз можно столь огромную тему раскрыть одной статьёй? Так и с молитвой. Десятки, если не сотни публикаций у нас на эту тему. Они не находятся в противоречии друг с другом, но они все опираются на Евангелие. "Не человек для субботы, а суббота для человека", как и говорил Христос. Любое лекарство надо воспринимать и принимать верно, разумно. При этом помнить, ради чего наше лечение, и в чём его конечная цель. Что мы считаем исцелением -- а говоря прямо, в чём заключается спасение.
Когда у меня рак был, я не молился Богу, чтобы Он непременно меня исцелил. Но и не пренебрегал молитвой. И соборовался, и причащался. И вот, мы с Вами переписываемся спустя 18 лет (!) после наступления ремиссии. А иначе говоря, после исцеления. На эту тему недавно выпустил книгу, и там тоже попытка понять, в чем был промысл Божий и что Он мне пытался открыть о любви, о людях, обо мне. Но я понимаю, что я исцелился не для того, чтобы потом вечно тут, в этом мире, проблемы решать и выпускать журналы. Придёт время умирать, и это может в любой момент произойти вообще-то. Надо постоянно помнить о покаянии и о том, чтобы соединиться с Богом. И мне больно как разн бывает, что я РЕДКО молюсь, хотя как и Вы, знаю, что Бог меня слышит.
Это очень важно, что Вы, пожалуй, самое главное понимаете. Вам надо постараться теперь, видимо, найти свою степень свободы и мира. Потому что мы не молитвословом как таковым спасаемся или губим себя. Там собраны именно молитвы, не надо говорить, будто чтение молитвослова это не молитва. Напротив: там замечательные молитвы собраны, зачастую лучшие. Но при этом они -- это "подсказки" для того, чтобы учиться языку общения с Богом, а не железная клетка. Подсказки предполагают в конечном итоге овладение языком, чтобы уж и без подсказок, свободно, сами могли молиться. Нам сказано: непрестанно молитесь, то есть постоянно. Но это же никак невозможно по молитвослову, верно?
Надо еще понимать, что такое молитва. Ежедневное прочтение одних и тех же Правил утром и вечером - это не молитва.
Кроме того,многие из нас, если не большинство, не умеют молиться. Молитва, настоящая, внимательная - это тоже Божий дар. Сам человек не может сгенерировать и создать такое умение - молиться. Поэтому и бессмысленно упрекать нас в том, что мы не молимся. Не молимся - так как не умеем молиться. А умение дает Бог. Получается замкнутый круг: чтобы молиться - надо уметь молиться - а я не умею молиться - а дар молитвы дает Бог - значит, надо еще и Его просить,чтобы дал внимательную молитву.
Очень и очень и очень сложно все, как видите.
И из статьи следут, что нет смысла обращаться к Богу с разными просьбами, например, об исцелении больного члена семьи - все равно Он не исцелит его, если не захочет, поэтому и смысла молиться об этом нет. Я верно поняла этот момент?
"Надо еще понимать, что такое молитва. Ежедневное прочтение одних и тех же Правил утром и вечером - это не молитва" -- почему же? Молитва. Думаю, Вы имеете в виду, что плоха та молитва, какая идёт не от сердца, прочитывается чисто механистически? - Тогда верно. Но уверяю Вас, молитвенные правила составлены очень мудро, и как раз прекрасно учат тому непривычному для многих делу, каким является разговор с Самим Богом. И вполне возможно день за днём прочитывать их неравнодушно, находя всё новые и новые грани.
"Из статьи следует, что нет смысла обращаться к Богу с разными просьбами, например, об исцелении больного члена семьи - все равно Он не исцелит его, если не захочет, поэтому и смысла молиться об этом нет. Я верно поняла этот момент?" -- это не так. Когда мы общаемся, то часто чего-то просим друг у друга, но ведь не всегда получаем, верно? Но это не означает, что не надо просить. Тем более, что Сам Христос говорил: "Просите, и дано будет вам". И с Богом мы тоже общаемся, как свободные со Свободным. Но в отличие от нас, лучше знающим полезное и неполезное для нашего спасения. Поэтому вопрос не в том, что нет смысла в просительных молитвах. Но надо уважать при этом и промысл Божий и не капризничать, если просимое не даётся "автоматически". И постоянно помнить, что всё, в конечном итоге, завязано на вопрос о покаянии, которое является залогом нашей вечной жизни со Христом. Всё это в статье сказано.
Читаем: "Есть известный анекдот о бедном человеке, который слезно молил Бога о выигрыше в лотерею, но при этом даже не удосужился купить лотерейный билет. Вопрос о соотношении человеческой молитвы и воли Божьей можно рассматривать примерно в этой же плоскости. Чтобы получить просимое, человеку кроме самой молитвы нужно выполнить еще и определенные условия, при которых эта молитва может быть исполнена. «Лотерейным билетом», который в данном случае необходимо купить, по слову апостола Иакова, становится изменение своего сердца, принятие заповедей Евангелия как главного закона своей жизни: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:3)."
Надо еще понимать, что такое молитва. Ежедневное прочтение одних и тех же Правил утром и вечером - это не молитва.
Кроме того, многие из нас, если не большинство, не умеют молиться. Молитва, настоящая, внимательная - это тоже Божий дар. Сам человек не может сгенерировать и создать такое умение - молиться. Поэтому и бессмысленно упрекать нас в том, что мы не молимся. Не молимся - так как не умеем молиться. А умение дает Бог. Получается замкнутый круг: чтобы молиться - надо уметь молиться - а я не умею молиться - а дар молитвы дает Бог - значит, надо еще и Его просить, чтобы дал внимательную молитву.
Очень и очень и очень сложно все, как видите.
И из статьи следут, что нет смысла обращаться к Богу с разными просьбами, например, об исцелении больного члена семьи - все равно Он не исцелит его, если не захочет, поэтому и смысла молиться об этом нет. Я верно поняла этот момент?
Великолепно