Общественный совет Центрального федерального округа внес на рассмотрение в Комитет по делам семьи, женщин и детей Государственной Думы разработанную им концепцию закона «О детской игрушке».
Во многом этот проект — попытка учесть и приспособить к нашим реалиям опыт западных стран. В США уже действуют подобные правовые акты, а в Европе наряду с директивой ЕС работают еще и «местные» законы во Франции, Бельгии и Латвии.
В концепции Общественного совета особо подчеркнуто, что «для ребенка игрушка — важнейший предмет, включенный в его жизнедеятельность и оказывающий на него исключительное воздействие». Потому важное место в концепции отводится не только медицинской, но также психологической и нравственной безопасности.
Важную роль здесь играет запретительная функция. В частности, в концепции приводится большой список игрушек, которых не должно быть однозначно. Это игрушки, способные напугать, игрушки, имитирующие какой-либо физиологический процесс, изображающие боль, страх и предсмертную агонию живых существ. Под запрет попали и все игрушки, эксплуатирующие сексуальную тематику, игрушки, связанные с нанесением татуировок или увечий. И, разумеется, игрушки, опасные для здоровья или способные причинить физический вред.
Для контроля за этим предусмотрено создание специальных экспертных советов.
Еще один интересный пункт из числа карательных мер: предусмотренная концепцией закона ответственность за халатность родителей — подарив ребенку опасную игрушку, папа или мама будут нести административное наказание. А за производство и реализацию такой продукции предполагается уже ответственность уголовная.
Наравне с запретительными мерами концепция предлагает и меры поощрительные. Предполагается законодательно обязать государство поддерживать российских производителей хороших игрушек, а также тех, кто занимается сохранением и воссозданием игровой среды.
«Игрушка — это одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи ценностей культуры и опыта поколений. Игрушка является инструментом социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности…
…Это специфическое средство информационного воздействия на детей, поскольку в игрушке зафиксированы все основные тенденции влияния на сознание и поведение человека, способы и средства его формирования... Поэтому игрушка попадает под действие законов об информационной безопасности, рекламе и др. Однако в силу своей специфики и силы воздействия на ребенка игрушка должна рассматриваться как особый предмет правового регулирования».
«Анти-игрушка (игрушка-ксено-морф) — это не просто плохая игрушка: например, некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто анти-игрушками могут выступать внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов «фирменные» изделия зарубежного производства, которые, вместе с тем, не отвечают критерию духовно-нравственной безопасности. Анти-игрушка является побудителем и транслятором духовно-нравственного разрушения: психических заболеваний и нервных расстройств, склонности к суицидам (самоубийствам) и пр.»
«1.1.1. Основная идея законопроекта («О детской игрушке». — Ред.) — законодательное закрепление требований и гарантий обеспечения безопасности, в том числе духовно-нравственной, детских игрушек».
«1.2.1. Главной целью законопроекта предполагается установление законодательных требований к детским игрушкам в целях недопущения производства и оборота детских игрушек, которые могут нанести вред жизни, физическому, психологическому и духовно-нравственному здоровью и развитию ребенка».
«1.2.2. Задачи законопроекта:
• закрепление системы запретов и ограничений, в том числе возрастных ограничений, производства и оборота детских игрушек, которые могут нанести вред жизни, физическому, психологическому и духовно-нравственному здоровью и развитию ребенка;
• закрепление правовых условий для создания и развития детского игрового пространства позитивной и нравственно-воспитательной направленности;
• закрепление правовых оснований и механизмов проведения экспертизы детских игрушек».
«2. Основные положения законопроекта:
2.1.3. Законодательное установление критериев оценки детских игрушек как вредных для физического, психологического и духовно-нравственного здоровья и развития детей…
2.1.3.2.1. Игрушки, доминантой игрового замысла которых является манипулирование ребенком…
2.1.4. Законодательное закрепление научно-обоснованной возрастной классификации детских игрушек и игр, рекомендованных для детей различных возрастных групп, в виде Государственного перечня-классификатора…
2.1.5. Законодательное закрепление оснований назначения, порядка проведения и видов социально-психолого-педагогической экспертизы детских игрушек, вредных для психологического и духовно-нравственного здоровья и развития детей…
2.1.6. Законодательное установление системы обязательной маркировки детских игрушек…
2.3. Разработка и внедрение мер по кардинальному изменению игровой образовательной среды современного ребенка».
Читайте также другие публикации, посвященные "игрушечной" проблеме: