Ребенок играет в то, что видит по телевизору, другого материала у него нет. Так, проигрываются некие готовые сюжеты, из игры уходит творчество. В результате, усваиваются не реальные взаимоотношения людей и предметов во взрослом мире, а некая виртуальная реальность.

Елена Смирнова, профессор, доктор психологичеcких наук, руководитель Центра игры и игрушки в Московском городском психолого-педагогическом институте:

Современные дети все чаще остаются без настоящей игры, а с ней уходит из их жизни и само детство. Во-первых, они с самого раннего детства загружены всевозможными развивающими занятиями, и времени на то, чтобы поиграть, практически не остается. Во-вторых, взрослые разучились играть с детьми. Научить ребенка каким-то интеллектуальным действиям, развивать его кругозор намного проще, чем поиграть с ним.

КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО? Ведь игра требует творчества, воображения, эмоциональной включенности и, что немаловажно, времени и сил. На это способны не все родители, а ребенка необходимо приобщить к игре, и сделать это может только тот, кто любит и умеет играть сам.

За последние двадцать лет и детские игры существенно изменились. Они стали более поверхностными, фрагментарными. Уходит смысловой, воображаемый план, игра становится предельно конкретной и примитивной.

Изменились сюжеты игры. Игры детей все дальше уходят от реальности, от того, чем живут взрослые, их родители. Все меньше встречаются в играх «профессии», взаимоотношения взрослых.

Ребенок играет в то, что видит по телевизору, другого материала у него нет. Так, проигрываются некие готовые сюжеты, из игры уходит творчество. В результате, усваиваются не реальные взаимоотношения людей и предметов во взрослом мире, а некая виртуальная реальность.

Сюжетно-ролевая игра для ребенка от 3 до 7 лет имеет решающее значение для развития его личности. В игре дети учатся управлять своим поведением, строить планы, воображать и соображать, творить, общаться по поводу общего дела. При недостатке игры все эти качества и способности не развиваются или деформируются. В итоге, ребенок не может сам организовать себя, у него нет устойчивых желаний, выходящих за пределы ситуации. Мы рискуем получить поколение, которое будет не способно воспринимать идеальный план бытия. А это — культурный упадок.

Особого внимания заслуживает разговор о современных игрушках. Большинство из них, мягко говоря, не способствуют развитию детской игры. В этой связи наш Центр занимается психолого-педагогической экспертизой игрушки. Мы разработали критерии такой экспертизы. Сейчас мы проходим процедуру регистрации в качестве сертификационного центра; уже зарегистрирован наш фирменный знак «Детские психологи рекомендуют». Появляются первые заказчики на проведение экспертизы. Как правило, это небольшие производства, которые выпускают действительно очень качественные, содержательные игрушки.

Конечно, производители, у которых дело поставлено на широкий поток, а также поставщики импорта к нам не торопятся.

Небольшим производствам занять место на полках крупных магазинов наряду с ширпотребом практически невозможно, они ютятся по маленьким магазинчикам. Так создается впечатление, что хороших, интересных игрушек нет вовсе. Однако это не так.

Но главная проблема — во взрослых, в том, как они выбирают игрушку и какую предлагают игру.

 

На заставке фрагмент фото pixabay.com

0
0
Сохранить
Поделиться: