ЕГЭ — это серьезный рубеж на жизненном пути человека. Страх его не сдать может стать более серьезной проблемой, чем объективная трудность самого ЕГЭ, и дело даже не в подготовке, а в уверенности и настрое. Что же с этим делать? Что можно посоветовать одиннадцатиклассникам? Отвечает психолог Юлия Шияновская.

О страхе, вредном и полезном

Так уж получается, что результаты экзаменов — это вопрос престижа. Что говорит большинство? «Сдал — ты успешен, не сдал — держи ярлык “неудачник” на всю оставшуюся жизнь». Многие после неудачно сданных экзаменов несколько месяцев чувствуют себя абсолютно потерянными. Отсюда и возникает страх. Вязкий, парализующий страх, отравляющий сознание, мешающий и готовиться к экзамену, и просто жить.

Казалось бы, самое логичное — отбросить страх, научиться быть спокойным как удав и не испытывать по поводу ЕГЭ никаких эмоций. Но это невозможно, человеку свойственно волноваться о важных вещах. ЕГЭ — вещь важная. Поэтому наша цель не обрести олимпийское спокойствие, а преобразовать свой страх из парализующего в мобилизующий. О том, как это сделать, мы и поговорим.

Почему страх может стать полезным? Да потому что человек — существо ленивое, и если он настраивается на то, что экзамен — дело плевое и волноваться не стоит, это так же вредно, как и впадать в панику, прячась под одеялом от грозной (суровой или угрожающей?) действительности. Но можно собрать волю в кулак, обуздать свой страх, убрать из него все то, что мешает жить и дышать, и оставить лишь то, что поможет подавить лень и сделать для подготовки все, что от тебя реально зависит.

Как вернуть спокойствие?

Чтобы вернуть спокойствие, нужно разобраться, как оно теряется. А теряется оно от того, что мы принимаем чужое за свое. То есть оцениваем себя не своими, а чужими глазами, хотим от себя того, чего ждут от нас другие люди (родители, учителя и так далее). А это ведь невозможно — полностью соответствовать чужим ожиданиям. Отсюда возникает чувство вины и, как следствие, страха.

Для того чтобы не слишком волноваться за результат предстоящего экзамена, нужно честно и беспристрастно взглянуть на уровень своей подготовки, учитывая, что сдавать придется не один экзамен, а четыре (два из которых по выбору). Разберись, по каким предметам ты уверен в себе, а в каких недостаточно натренирован — то есть определись с приоритетами: чем заниматься в первую очередь, чем во вторую и так далее. После этого по каждому предмету нужно сделать то же самое: понять, какие темы легче, какие сложнее, и уже исходя из этого составить свой собственный режим подготовки. Учитывая оставшееся до экзаменов время.

Помни, что день накануне экзамена нужно сделать «днем тишины», то есть провести в отдыхе и дать мозгу уложить всю информацию в памяти.

Такой конструктивный подход к подготовке поможет уйти от надуманных страхов перед экзаменом.

Чего именно мы боимся?

Надуманные страхи тоже бывают разными, их объединяет лишь общая формулировка «боюсь не сдать ЕГЭ». Реально же люди боятся конфликта с родителями, боятся лишиться чего-то имеющегося или не получить что-то обещанное. То есть предмет страха тут не столько сам экзамен, сколько его неприятные последствия. Люди волнуются из-за того, что, вполне возможно, и не случится. Отчего? Оттого, что им хочется полностью контролировать ситуацию, оттого, что они считают это возможным. Но к сожалению, это большое заблуждение. Никто же не может заранее в точности предугадать, как сложатся обстоятельства. А между тем, настраиваясь на неудачу, можно дойти до того, что в день экзамена даже из дому выйти будет нелегко.

Бывает, что страх направлен на саму процедуру экзамена. «А вдруг я все забуду и ничего не смогу решить?», «А вдруг у меня ручка перестанет писать?», «А вдруг я не в те клетки впишу ответ?». В этом случае лучше всего обратиться за разъяснениями к тому, кому доверяешь. Это может быть учитель, это могут быть родители, это может быть друг постарше тебя, который сам недавно сдавал экзамен и знаком с процедурой, как никто другой. Расспроси этого человека обо всем, что тебя беспокоит. Чем больше у тебя будет достоверной и точной информации, тем легче будет обрести спокойствие и уверенность в себе.

На что настраиваемся?

Экзамен можно успешно сдать (наиболее вероятный вариант). Экзамен можно завалить (гораздо менее вероятный, но в принципе возможный). Однако если говорить обо всем твоем будущем, а не только о ближайших годах, ни ты, ни твои близкие не можете достоверно знать, что окажется для тебя наилучшим исходом: успех или неуспех на этом экзамене. Поэтому не настраивайся на то, что неудача на экзамене — это начало жизненной катастрофы. Вполне возможно, что наоборот.

Настраивайся только на то, что реально от тебя зависит здесь и сейчас, что ты действительно можешь: собрать свои знания и силы и справиться с экзаменационными заданиями настолько, насколько позволяет твой уровень подготовки.

А еще подумай вот о чем: экзамен — это ведь просто контрольная. Да, на экзамене больше заданий, больше отводится времени, но суть та же самая. Сколько контрольных ты писал за годы обучения в школе! Какие-то успешно, какие-то не слишком, но разве после этого жизнь останавливалась? Разве случалось что-то непоправимое? Конечно нет! Понятно, что из-за плохой оценки за контрольную многие переживали, кто-то больше, кто-то меньше, но в итоге рано или поздно ситуация налаживалась у всех. И с ЕГЭ ровно то же самое.

Так что не стоит опускать руки и отказываться от борьбы из-за страхов. Страхи преодолимы, успешный результат достижим, а если даже что-то пойдет не так и придется пересдавать экзамен, это, конечно, будет большой неприятностью, но не катастрофой. Это, несмотря на сильные эмоции, понимают все: и родители, и учителя.

Главное — подготовка и вера в себя.

2
2
Сохранить
Поделиться: