Крест — один из центральных символов христианской религии. Будучи некогда орудием казни, внушавшим людям ужас, он, в распятии Иисуса Христа обагренный кровью Спасителя, стал орудием нашего спасения, знаком надежды и победы над диаволом и смертью. Почитание креста в привычных нам чертах складывается к IV веку. Примерно к этому же времени относится и зарождение обычая надевать крестик на человека после совершения над ним таинства Крещения.

Крест был зримым свидетельством принадлежности человека к Церкви, его верности Христу, напоминанием, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16).

При этом нательный крестик никогда не воспринимался в Церкви как некий оберег и не наделялся какими-то особыми магическими свойствами, например способностью аккумулировать в себе грехи того, на кого он надет.

Теперь о грехе. Грех — это не балласт, который можно переложить на другого или, наоборот, неким бессознательным образом взвалить на себя через употребление вещей, принадлежавших ранее кому-то еще. Это всегда личный проступок, который служит признаком присутствия в нас той или иной страсти. В православии грех понимается как проявление болезни души. Как удушающий кашель часто выступает симптомом астмы, так постоянные эмоциональные срывы, раздражение и злоба могут быть симптомами страсти гнева, которая сидит в человеке. Эта болезнь развивается не в одночасье. Ее нельзя приобрести, просто надев чужой крестик. Нельзя и избавиться от нее, просто передав ближнему нечто свое, будь то крестик или любая другая вещь. Излечиться от греха возможно только через покаяние, то есть кропотливую духовную работу над изменением своего внутреннего устроения.

Только мы и никто другой несем ответственность за свою жизнь, за то, что мы делаем, или не делаем, думаем или говорим. Грех не перепрыгивает на нас с внешних предметов, но исходит из нашего сердца и оскверняет как нас, так и окружающий мир. Об этом очень четко говорит Иисус Христос: …исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк 7:20–23).

И то, что мы разделяем суеверия и страхи, подобные рассматриваемому сейчас, тоже, по сути, является грехом, потому что отвлекает наше внимание и душевные силы от главного и фокусирует их на абсолютно бессмысленных и вредных вещах. Как писал о суеверных людях святитель Иоанн Златоуст, «того, что не составляет греха, они боятся, как то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех».

0
0
Сохранить
Поделиться: