Каков верующий человек сегодня? Как религиозное мировоззрение сочетается с новыми ценностями жизни, какое место религиозное сознание занимает сегодня в жизни общества и как оно влияет на различные стороны этой жизни?

Эти вопросы обсуждаются в рамках совместного проекта журнала «Эксперт», Института общественного проектирования и журнала «Фома».

Перефразируя известную пословицу «ни Богу свечка, ни черту кочерга», можно сказать, что «и Богу свечка, и черту кочерга» — это характеристика людей, которые, формально исповедуя Православие, склонны к различным суевериям.

Среди взрослого населения страны людей таких наберется ровно половина. Среди же активных православных (т. е. тех, кто посещает церковные службы раз в месяц и чаще) суеверных людей, увы, еще больше. Из них лишь около 40% отвергают суеверия. И это при том, что Православная Церковь недвусмысленно отвергает всяческие суеверия.

В старые времена, когда более трех четвертей населения страны проживало в деревнях (XIX век), суеверия были частью народных традиций. Для такой смеси христианства и язычества существовал, и остается по-прежнему точным и современным термин — «двоеверие». Изменилась лишь география: сегодня из всех двоеверцев в селах и поселках проживает треть, остальные — горожане. Соответственно, и инфраструктура суеверий переместилась в города. Полосы газет заполнены сотнями объявлений «потомственных колдуний в десятом поколении», которые — на фоне православных икон — предлагают неисчерпаемый спектр магических услуг, которые, по всей видимости, пользуются спросом, в том числе и среди православных верующих.

Чем же отличаются (и отличаются ли вообще) суеверные христиане от тех православных, кто суеверия отвергает?

Среди суеверных больше женщин (на 9%) и пожилых, но не настолько, чтобы можно было говорить о неких старческих отклонениях в одной группе по отношению к другой. Тем более что и отличия в образовательном уровне между группами хотя и есть, но опять-таки не разительные — среди несуеверных православных людей с высшим образованием 16%, а среди суеверных — 10%, в остальном же показатели практически совпадают.

Стоит отметить также, что суеверные православные обнаруживают большую склонность к консерватизму, в то время как несуеверные в большей степени склоняются к свободе, развитию частной инициативы и предпринимательству.

Характерно также, что среди несуеверных в два раза больше тех, кто считает, что жизнь — это стремление к нравственному совершенствованию.

Таким образом, по ряду характеристик суеверные православные — явление широко распространенное, их можно встретить в любых социальных группах, хотя среди женщин и пожилых они встречаются чаще. Очевидно, что сегодняшняя информационная среда, насыщенная нездоровой мистикой (если не явным бесовством), создает благоприятную почву для распространения суеверий и далеко не всегда вера человека является надежным щитом для защиты от этой среды.

«Подумал я, что уже утвердились вы. Но вы еще языческих обычаев держитесь: в колдовство верите... Из книг каких иль писаний вы слышали, будто от колдовства на земле наступает голод или что колдовством хлеба умножаются? Если верите в это, зачем тогда пожигаете их (колдунов)? Молитесь вы колдунам, и чтите их и жертвы приносите им — пусть они правят общиной, ниспустят дожди тепло принесут, земле плодить повелят! Вот нынче три года хлеб не родится не только в Руси, но у католиков тоже — колдуны ль так устроили? А не Бог ли правит Своим творением, как хочет, нас за грехи наказуя?

Если Бог попустит, то бесы вершат, попускает же Бог лишь тем, кто боится их, а кто веру крепкую держит к Богу — над тем чародеи не властны»

(Святитель Серапион Владимирский)

«Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о диаволе суть понятия деревенской бабы. Если в свиней не смели войти бесы без воли Иисуса Христа, как они войдут в людей...

Вся эта мглистая сила ничего не значит и ничего не сделает. Она вас только как детей пугает. Свиньи целый легион не посмел коснуться; вас ли, Божиих послушниц, тронет?»

(прп. Анатолий Оптинский. Из писем к духовным чадам)

«Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

(Святитель Иоанн Златоуст)

«Кто много думает о колдовстве, тот и вправду от своей думы при попущении Божием беду может получить. Поверит человек, что на него колдун болезнь наслал, начнет беспокоиться и — заболеет. Для истинного христианина не страшны наговоры и порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям. Нужно во всем предаваться в волю Божию, без повеления Коего бесы не смели и в свиней внити, а не бояться колдунов»

(Прп. Макарий Оптинский)

На заставке фрагмент фото с inop. ru

0
0
Сохранить
Поделиться: