Настоятель Сретенского монастыря Москвы, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) избран митрополитом Псковским.
Избрание владыки Тихона на Псковскую кафедру состоялось на прошедшем в понедельник 14 мая в Санкт-Петербурге заседании Священного Синода Русской Церкви.
Недавно митрополит Тихон был гостем программы "Парсуна" — авторской программы председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главного редактора журнала "Фома" Владимира Легойды.
Вот лишь три цитаты из большого разговора. Выпуск программы целиком вы можете посмотреть по ссылке ниже.
О будущих священниках
Для сегодняшних верующих молодых людей, таких как наши семинаристы, Церковь — это данность. Данность, в которой все они родились. У них, как правило, воцерковленные родители. Они не знают проблем, которые были у нашего поколения в их возрасте — найти какую-то литературу, получить новые знания о Церкви. Сейчас они могут включить телевизор и смотреть канал «Спас», а не натыкаться на трансляцию очередного съезда КПСС на всех каналах. <…> Да, с одной стороны, они идут по накатанной стезе. Но с другой стороны, еще 10-15 лет назад не было того негатива, который льется на Церковь сегодня. И в наши дни молодой человек, выбирая путь служения Церкви, выбирает путь нонконформизма. И многие из них это понимают. Для нас же самое важное — привести их ко Христу. А уже приведенных ко Христу — определить рядом с Ним. Показать им это прекрасное, замечательное место. Показать им этот удивительный, ни с чем не сравнимый путь. Чтобы они его по-настоящему полюбили и ни на что этот путь не поменяли.
О том, как поступать с обидчиками
Некоторые говорят: я готов простить этого человека, но только если он сам придет ко мне и попросит прощения. Это абсолютно не по-христиански. С чем бы мы ни столкнулись — с оскорблениями, клеветой, каким-то физическим воздействием — у нас есть ответ. И этот ответ дал нам Господь. Он сказал: если вы Мои ученики, то поступайте, как Я. А Господь восходит на крест и прощает Своих распинателей. Так делают и ученики Христовы. Да, наш «мирок», как я бы его назвал, предлагает другую логику: нет уж, пускай они вначале ко мне прибегут и попросят меня их простить. Когда ко мне приходит человек, которому это логика кажется правильной, то я говорю ему: смотри, вот как можно поступить по-Божьему, вот как должен поступить ученик Христов, но ты, конечно, волен выбирать и можешь продолжать требовать соблюдения своих прав, добиваться признания вины своим обидчиком. Только делая это, не забывай, что ты поступаешь здесь как ученик «мирка», а то есть — ученик дьявола, ведь именно его мы называем князем мира сего.
О примирении белых и красных
В прошлом году мы вспоминали 100-летие революционных событий. И были люди — деятели культуры, журналисты — которые говорили: давайте попытаемся примирить тех, кто век назад находился друг с другом в страшной, кровавой вражде. Кто-то даже предлагал провести шествие, в котором рядом несли бы портреты белых и красных — такое символическое примирение. Но я ответил тогда: это невозможно, это не наша прерогатива, мы не можем этого сделать, мы не можем примирить Деникина с Троцким, Каменева и Бухарина с Врангелем и я уже не говорю о новомучениках, понимаете? И что значит примирить? Новомученики их простили, но примириться с большевистскими идеями, конечно, никто из новомучеников близко даже не мог. Не наше это дело. Это всё, если и произойдёт, то только силой Божьей, а не нашими мизерными силами. Наша задача сегодня — зная всю нашу историю, всем вместе, людям самых разных убеждений — консервативных, либеральных, самых что ни на есть современных — вместе строить будущее России. Наша задача — не в болтовне, а в реальном общем деле.