Есть многое, чего не в силах понять человеческий разум, как бы мы ни старались доказать себе и Богу, что это не так. Ну как рационально объяснить безоговорочно принимаемые сердцем слова иеромонаха Романа (Матюшина): «Никто у Бога не забыт, никто не сирота»? Как? Никто-никто? За всю историю человечества? И словно чтобы разрешить наше недоумение, Господь порой наглядно показывает нам, как это, на конкретных примерах. И один из них — небесный покровитель Уральской земли святой Симеон Верхотурский.
Чудеса, да и только!
Давным-давно, в конце XVII века, в затерянном где-то в Уральской тайге селе Меркушино на сельском кладбище каким-то странным образом в одной из могил осел грунт, обнажив гроб, пролежавший там чуть ли не полвека. Конечно, вряд ли бы кто-то об этом узнал, кроме деревенских жителей, тем более что и имени-то похороненного там человека не сохранилось. Но в народе пошла молва, что мощи в том гробу — чудотворные.
И надо же такому случиться — именно в это время проезжал эти места по пути к новому месту службы воевода Антоний Савелов, у которого был болен любимый слуга Григорий. В Верхотурье они услышали о чудесных мощах, Григорий попросил, чтобы его отвезли туда помолиться, и… выздоровел.
Скоро о чудотворных мощах узнали и в Тобольске. Когда в 1693 году, объезжая епархию по поручению архиерея, в Верхотурье приехал помощник митрополита, его свозили на тот погост, показали вышедший из земли гроб, который оказался целым, и практически не истлевшие останки в нем. А через год в Меркушино заехал уже сам митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков). И священник сельской Михайло-Архангельской церкви рассказал, что за день до приезда владыки ему приснилось, будто служит он литию у гроба, а каким именем называть умершего, не знает. И вдруг слышит голос: «Поминай его Симеоном». На другой день митрополит осмотрел останки, поклонился им и торжественно объявил всем, что это — праведный Симеон.
Вскоре историю явления святых мощей записали, сочинили акафист и стали собирать рассказы о чудесах, которых с того времени стало еще больше.
В 1704 году было решено, что святой Симеон достоин более высокой чести, чем находиться на Меркушинском кладбище, и его мощи перенесли в Верхотурье. И стали именовать уже не Меркушинским, а Верхотурским.
Согласно житию…
О жизни святого Симеона Верхотурского известно только из его жития, составленного в конце XVII века по рассказам меркушинских стариков, — документальных свидетельств о ней не сохранилось.
Согласно этому житию, родился Симеон в знатной семье где-то в Центральной России, после смерти родителей в Смутное время ушел на Урал и поселился в Верхотурье, а потом перебрался за 50 верст, в село Меркушино, и провел в его окрестностях большую часть жизни. Ходил в местную церковь, летом уединялся километрах в десяти от села на берегу Туры, кормясь рыбалкой. Зимой шил шубы для крестьян. А чтобы не получать платы за работу, случалось, даже оставлял одежду недошитой и уходил из села.
Место его первого погребения, где были обретены нетленные мощи, и после их перенесения осталось почитаемым, особенно после того, как там забил родник. А Николаевский монастырь в Верхотурье, куда их поместили, сделался точкой притяжения тысяч и тысяч паломников со всей России. И случилось это как нельзя более вовремя.
Духовная столица Урала
Верхотурье, которое иногда называют духовной столицей Урала, — самый старый город в области. Когда-то через него прошла первая сухопутная дорога в Сибирь: здесь, в верховьях реки Туры, построили деревянную крепость, которая стала воротами в Сибирь, открыли государственную таможню, разместили воинский гарнизон, а ездить в Сибирь и обратно по другим дорогам запретили.
По пути в ссылку через Верхотурье прошло много известных людей — протопоп Аввакум, сподвижник Петра I князь Александр Меншиков, фаворит императрицы Анны Иоанновны Бирон… Бывали здесь и ученые, и путешественники с мировым именем. В разные годы воеводами здесь были и родственники Бориса Годунова, и дед будущей царицы Марии Милославской, и сводный брат Дмитрия Пожарского, и отец первой жены Петра I.
Но в 1753 году внутренние таможни в России закрыли, а через 10 лет открыли Московско-Сибирский тракт, прошедший через Екатеринбург. И Верхотурье из административного и торгового центра превратилось в центр исключительно православный.
Никольский монастырь появился здесь еще в начале XVII века. А уж когда в него перенесли мощи Симеона Верхотурского, ставшего постепенно самым почитаемым уральским святым… Во второй половине XIX — начале XX века поток паломников к ним достигал 90–120 тысяч человек в год. Был среди них и Григорий Распутин, который не раз посещал Верхотурье, последний раз — летом 1916 года, за несколько месяцев до своей гибели. А в июле 1914 года там побывала его непримиримая противница, великая княгиня Елизавета Федоровна, единственная из Романовых посетившая Верхотурье.
Чудеса продолжаются
В августе 1918 года, когда чекисты в ходе объявленной большевиками кампании борьбы с православными святынями вскрыли раку с мощами святого Симеона, настоятелю Николаевского монастыря архимандриту Ксенофонту (Медведеву) удалось уговорить их ограничиться только снятием покровов — «дабы не провоцировать верующих к бунту». А в сентябре город взяла армия Колчака.
Но в 1920 году в день памяти Симеона Верхотурского, на который в монастыре собралось до 15 тысяч паломников, мощи святого опять вскрыли, заявили, что «прикладываться к ним негигиенично», опечатали гроб и строго ограничили к нему доступ. А потом и вовсе увезли в Нижнетагильский музей «для антирелигиозной работы».
Однако чудеса продолжались и там. Директор музея, уральский краевед Александр Словцов сумел отстоять закрытый в Нижнем Тагиле Входо-Иерусалимский собор. И благодаря тому, что храм стал музеем, в нем полностью сохранился иконостас и почти все внутреннее убранство. Там и была выставлена медная рака с мощами — как экспонат «антирелигиозной экспозиции» музея. И под видом посещения музея к мощам началось скрытое паломничество.
Естественно, долго это продолжаться не могло.
Неисповедимые пути
В 1935 году в журнале «Советское краеведение» появилась статья об этом музее, в которой говорилось:
«Слабо оформлен и антирелигиозный аспект в музее. Когда заходишь в комнату, где выставлены остатки костей “нетленного” Симеона Верхотурского, невольно чувствуешь, что вошел в какую-то молельню. Здесь собрана вся священная утварь, паникадила, громадное Евангелие. Во всей системе этой выставки нет ничего антирелигиозного».
После этого директора музея арестовали и осудили за «антисоветскую деятельность, выразившуюся в умышленно неправильном использовании музейных экспонатов для создания у посещавших музей граждан антисоветских настроений».
А мощи святого Симеона в феврале 1936 года перевезли в Свердловск, сперва в антирелигиозный музей, а потом — в печально известный Ипатьевский дом. Так мощи уральского святого, почитавшегося царственными страстотерпцами, очутились там, где трагически закончился их жизненный путь. А оттуда их передали в запасники областного краеведческого музея. И только в апреле 1989 года святыню вернули Церкви.
***
А из меркушинской могилы святого Симеона до сих пор бьет живоносный ключ. И вода из него не портится годами.