Когда мы слышим фразу «на все воля Божия», то порой воспринимаем ее как призыв к бездействию. Зачем что-то делать и предпринимать, если все совершается по некоему заранее предопределенному плану? Если так хочет Бог? В этом отождествлении текущих, в особенности негативных событий и процессов с волей Божией, в желании переложить на Бога ответственность за происходящее заключается ошибка.
Действительно, Бог по Своему всеведению, заранее знает о событиях, который произойдут как в ближайшем, так и в отдаленном будущем, знает, как поведет себя тот или иной человек. Но это не означает, что все происходит в соответствии с Его желанием. Из Священного Писания мы знаем, что Бог хочет лишь одного: чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), а его воля благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Если действия людей совпадают с этим желанием, они совершаются по воле Божией, если же нет — следствием такого Богопротивного поведения становятся многочисленные беды и несчастья.
Но если Бог заранее знает, что я сделаю, значит все мои действия предопределены? Нет. Человек создан по образу Божию свободным существом. И все поступки он совершает, руководствуясь свободным выбором. Известный парадокс всемогущества — вопрос, может ли Бог создать камень, который не сможет поднять — находит разрешение именно в сотворении человека. Последний обладает дарованной Богом свободой воли. Господь позволяет нам выбирать и принимать решения, хотя они и могут противоречить Его воле. Всеведение Бога в данном случае — понимая всю условность и неполноту подобного сравнения — можно представить по аналогии с автором киносценария, который держит в голове различные варианты развития сюжета, но в конечном итоге на экране реализуется лишь один из них.
Со свободным произволением человека соотносил причины зла в мире святитель Григорий Нисский: «Зло не иное что есть, как порок, — писал он. — Всякий же порок... есть недостаток добра. Ибо вне свободного произволения нет никакого самобытного зла... Следовательно, не причина зол Бог — Творец существ, а не того, что не существует; Создавший зрение, а не слепоту... Когда в ясную погоду... добровольно кто—либо заслоняет зрение веками, то не солнце — причина того, что человек не видит».
С волей Божией тесно связано понятие Божьего промысла — когда зло, совершающееся по свободной воле кого-то, Бог обращает в добро. Но и это не нарушает человеческую свободу. Промысл Божий действует не потому, что нужно предотвратить зло или грех, задуманные людьми. Он может исправить уже совершившийся грех, обратить зло на пользу кому-то, но отменить сделанное по свободной воле человека он не может. Потому что тогда человек низводится на уровень марионетки, а Господь мыслит о человеке по-другому. В ряде случаев какие-то сложные обстоятельства могут посылаться Богом, чтобы побудить человека задуматься о жизни, привести ее в соответствие с волей Божией, вернуть на путь спасения. Побудить, но не заставить силой.
Чтобы минимизировать зло, человек должен обернуться к источнику добра — Богу, соединиться с Ним. Бытие с Богом и в Боге — не сверхестественное состояние, а необходимое условие нашего полноценного существования. Зло и происходящие в результате его умножения негативные явления — прямое следствие удаления от Бога, противодействия Его воле. И чем длиннее это расстояние, тем больше зла в мире.