Почему Бог допускает зло?
Многие люди сейчас страдают от тяжелой болезни. Почему Бог не прекратит распространение вируса или не облегчит течение заболевания? Почему Он вообще попускает нам страдать, болеть и умирать? Эти «вечные» вопросы вновь встают сегодня перед многими из нас. Вот как отвечали на них святые отцы и пастыри разных эпох.
"...То, что нам «ниспослано испытание», нужно правильно понимать. Бог не не пытается проверить, насколько истинна или сильна моя вера или любовь, Он это и так знал. Этого не знал я. Он сажает нас одновременно на скамью подсудимых, место свидетеля и в кресло судьи. Он знал с самого начала, что мой храм — это карточный домик. И единственный способ заставить меня это понять — развалить его".
Клайв Стейплз Льюис, "Боль утраты".
Почему Бог допускает страдания? Ответы святых и проповедников
Святитель Иоанн Златоуст
«Не только в Царстве Небесном назначена награда за добродетель, но и в самом страдании, потому что и потерпеть что-нибудь за истину – величайшая награда.
… Когда Иов был более славным? Тогда ли, когда он открывал свой дом всем приходящим, или когда он, после того как дом обрушился, не произнес ни одного горького слова, но прославил Бога? … Тогда ли, когда пользовался здоровьем тела для защиты обижаемых… и был пристанищем для угнетаемых, или когда видел тело свое… съедаемым червями? … Хотя то всё были добродетели, а это всё – страдания, однако последние показали его более славным, чем первые, потому что они составляли самую трудную часть состязания, требовавшую… большего мужества, более энергичной души, более возвышенного разума и обладания большей любовью к Богу».
Преподобный авва Дорофей
«Душа человека, когда перестанет исполнять грехи… сперва должна потрудиться в подвигах и многих скорбях и так через скорби войти во святой покой: ибо «многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Скорби привлекают душе милость Божию, подобно тому как ветры приносят благодатный дождь. Нерадение, беспечность и покой земной расслабляют и рассеивают душу, искушения же, напротив, скрепляют и соединяют с Богом».
Святитель Тихон Задонский
«Видим ныне, христиане, наказывающую нас руку Божию, видим, сколько Отечество наше воздыхает и стонет от кровавой с басурманом войныВероятно, речь идет о Русско-турецкой войне 1768-1774 годов. – Прим. ред.: многие падают и уязвляются от иноплеменнического оружия; матери и отцы по сыновьям, жены по мужьям, братия по братии падшей или уязвленной плачут; казна истощается и оскудевает, людей становится меньше, словом, все Отечество невзгоду терпит и находится в смущении. Но к бедствию этому другое не меньшее бедствие приложилось: язва моровая усилилась, то там, то в другом месте слышится неблагополучие. Видим все это и воздыхаем, и плачем, терпим наказание.
Но надобно от сердца признать, что в этом наша вина есть и неправда…
Нарушить клятву, данную пред Богом и святым Его Евангелием, считается у нас за шутку. Судебные места, где суд Божий отправляется, торжищем и куплею сделались. Правда и правосудие с престола своего низринуты, и вместо него маммона сидит и голос свой подает. К суду без денег не ходи, ничего не найдешь …
За малое или за ничто почитается обмануть, прельстить, чужое добро похитить, ложе ближнего осквернить, злобу совершать и мстить, ближнего словом уязвить и клеветою очернить или погубить.
Вот наши дела! Вот наше христианство!
Бог нас зовет на покаяние — мы Его не слушаем.
Бог послал к нам Сына Своего спасти нас — мы Его не слушаем.
Он за грехи наши пострадал — мы тому не внимаем и повторяем грехи.
Бог нам не велел обижать, не велел красть, лжесвидетельствовать, не велел чужого желать — мы Его не слушаем.
Бог повелел друг друга любить, друг другу добро творить — мы Его не слушаем.
… Что более остается, как правде Божией в свое дело вступиться? Не чувствуют люди милости Божией, когда Он их милует, — принужден Бог правду Свою явить. Не хотели мы милости Божией к нам познать и так благодарными Ему быть, вот теперь познали правды Божией действие».
***
«И благочестивые люди не без греха, а грех без наказания не бывает, поэтому и благочестивые здесь наказываются Богом, чтобы там не быть наказанными. Об этом апостол говорит: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:32).
…Благочестивым Бог посылает наказание из любви, а не от гнева. Как отец наказывает чад своих: наказывает их, но не умерщвляет, бьет, но не убивает … И здесь правда Божия показывается, которая и малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена».
***
«Пишешь, что видим мы и знаем, что без Промысла Божия ничего не бывает. Откуда же беды и напасти в мире?
Ответ: от Бога посылаются беды и напасти на нас, но и в этом удивительная благость показывается:
1) Бог через слово Свое всех призывает к покаянию… но, когда люди не обращаются и не творят покаяния, Он посылает на них напасти, чтобы ими подвиглись к покаянию и взыскали Его. Видишь и здесь благость Божию. Бог, не желая нашей погибели, посылает на нас напасти: наказывает нас здесь, но не умерщвляет, исправляет, чтобы спаслись, а не погубляет…
2) Те, которые напастями не исправляются, уже в злобе своей погибают. Так Фараон неоднократно был наказан, но не исправился, а ожесточился и погиб.
3) …В благополучии человек, поскольку слаб, удобно с пути доброго совращается. Поэтому и они наказываются, чтобы лучшими стать. Ибо как дерево, чем более очищается, тем более плодов приносит, так добрый христианин, чем более наказывается, тем лучшие плоды добродетелей творит. Об этом говорит Господь: Всякую у Меня ветвь, приносящую плод, очищает (Отец), чтобы более принесла плода (Ин. 15: 2).
4) Благочестивые души горести в мире вкушают, чтобы не забыть отечества своего небесного и чтобы не почитать мир за отечество свое, но туда мысли свои возводить и стремиться, где нет напастей, бед, болезни и воздыхания.
Рассуждай об этом и в напастях лобызай, прославляй и величай благость Божию».
Преподобный Амвросий Оптинский
«Святые были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова… За то и подгоняют нас розгами и бичом, то есть скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались».
***
«Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному апостолом: «Вси, хотящии благочестно жити, гоними будут». Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения».
***
«Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны»
***
«Одно остается нам, немощным и грешным: искренно каяться в своих слабостях и немощах душевных, нелицемерно смиряться перед Богом и людьми и безропотно и терпеливо переносить посылаемые нам за грехи различные скорби и болезни – и таким образом несомненно можем получить милость Божию»
Святитель Николай Сербский
«Скорбь, которую Господь попускает претерпеть, лучше счастья, которое мы созидаем для себя. Своим верным Господь всегда вовремя посылает испытание. Это – голос друга, который в полночь будит спящего: пожар!»
***
«Мессия рода человеческого вынес клевету, злобу, заговор, оплевания, заушения, поругание, бичевание… осуждение с разбойниками, распятие на кресте, крестные муки, мучительную смерть, погребение. Не отверг Он переполненную чашу страданий, не снял с главы Своей терновый венец, тяжкого креста не сложил с рамен Своих. Так повенчал Он веру православную со страданием и любовь с жертвой».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
«Дожили мы… до таких времен, что только скорби и болезни еще ходатайствуют о нашем спасении. Так полюби же свою претрудную жизнь и не на окружающее веселье и достаток в жизни смотри, но на Крест Христа Спасителя впереди».
***
«Настало время такое, когда надо каждой скорби в ножки поклониться и руку ее облобызать. Ведь только скорби и ходатайствуют о нашем спасении. Да думаю я, что и во все времена спасение наше на кресте соделывается. Так что, слава Богу, скорби извествуют, что идем мы путем спасения».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Не бойся борьбы и не бегай ее; где нет борьбы, там нет и добродетели, где нет искушения верности и любви, там неизвестно, есть ли верность и любовь ко Господу. Вера, упование и любовь наши познаются в противностях, т.е в трудных и тяжких обстоятельствах внешних или внутренних: в болезнях, в скорбях, в лишениях».
***
«Все скорби, мучения, лишения, болезни допускаются Богом для того, чтобы изгнать обольщающий грех и насадить истинную добродетель в сердцах, чтобы дать опытное познание о лживости, наглости, безумии, тиранстве и смертоносности греха и внушить омерзение к нему и опытное познание о истине, кротости, мудрости, кротком господстве над сердцами человеческими и животворности добродетели. Поэтому буду терпеть все скорби великодушно, с благодарностью ко Господу, Врачу душ наших, Спасителю нашему человеколюбивейшему».
Митрополит Сурожский Антоний
«В трудностях куётся характер. Лишь в страдании можем мы научиться терпению, выдержке, мужеству. Перед лицом страдания других людей мы можем достичь той глубины веры или самоотвержения, какой иначе достичь бы не смогли. Не взбунтоваться, не запротестовать, а вырасти в гармонии с путями Божиими…
Вспомните Распятие: Матерь Божия стояла у Креста и не произнесла ни слова в защиту Своего умирающего Божественного Сына. Она не обвиняла тех, кто Его осудил, не восставала против тех, кто с любопытством или безразлично окружал Крест. Она не проронила ни слова. Она принимала смерть Своего Сына с той же совершенной верой и открытой покорностью, с какими Она приняла Его воплощение. Это касается всех, кто стоит рядом со страданием, – всех нас».
Почему Бог допускает зло? Ответы святых и проповедников
Святитель Василий Великий
«Зло само в себе зависит от нас, таковы: неправда, распутство, неразумие, робость, зависть, убийства, отравы, лживые дела, и все однородные с сими страсти... Еще злом называем, чтó для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имения, потерю родных. Между тем каждое из сих бедствий мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе. Богатство отнимает у тех, которые употребляют его худо, и тем сокрушает орудие их неправды. Болезнь насылает тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех. Смерть насылается на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном суде Бога, издалека предусмотревшего, чтó полезно для каждого из нас.
А голод, засухи, дожди суть общие какие-то язвы для целых городов и народов, которыми наказывается зло, преступившее меру. Посему, как врач, хотя производит в теле труды и страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнию, а не с больным, так благ и Бог, Который частными наказаниями устрояет спасение целого … чтобы болезнь, распространяясь… не перешла в главные члены … Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей… бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся.
... Не почитай Бога виновным в существовании зла, и не представляй себе, будто бы зло имеет особенную свою самостоятельность … Зло есть лишение добра. Сотворен глаз, а слепота произошла от потери глаз ... Так и зло не само по себе существует, но является за повреждениями души».
Святитель Григорий Нисский
«Зло не иное что есть, как порок. Всякий же порок... есть недостаток добра. Ибо вне свободного произволения нет никакого самобытного зла... Следовательно, не причина зол Бог — Творец существ, а не того, что не существует; Создавший зрение, а не слепоту… Когда в ясную погоду… добровольно кто–либо заслоняет зрение веками, то не солнце — причина того, что человек не видит».
Преподобный Максим Исповедник
«Искушения наводятся на одних для изглаждения грехов, прежде бывших; на других – для прекращения теперь деемых, а на иных – для предотвращения имеющих быть содеянными, кроме тех, кои бывают для испытания человека, как то было с Иовом. Пяти ради причин от Бога попускается нам быть боримыми от демонов: первая причина та, чтобы мы, будучи боримы и противоборствуя, дошли до умения различать добродетель от греха; вторая – чтобы мы, борьбой и трудом снискав добродетель, имели ее твердой и неизменной; третья – чтобы, преуспевая в добродетели, мы не высоко о себе мудрствовали, но научились смиренномудрию; четвертая – чтобы, испытав делом, сколь зол грех, совершенной возненавидели его ненавистью; пятая и важнейшая – чтобы, сделавшись бесстрастными, не забывали мы своей немощи и силы Помогшего нам».
Преподобный Амвросий Оптинский
«Прежде всего Господь попускает искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых».
Митрополит Сурожский Антоний
«Силы тьмы играют свою роль, и у человека своя роль между злом, которое могло или может вторгнуться в мир, и добром, которое может покорить его. У человека страшная власть позволить тому или другому одержать верх. …Когда нам встречается страдание или какое-либо зло, недостаточно обернуться к Богу с обвинением или жалобой. Мы должны отдавать себе отчет в том, что ситуация определяется человеческим злом столько же, сколько и другими факторами. Существует коллективная ответственность за конкретное страдание, которую мы должны принять и нести вместе».
Почему Бог допускает смерть? Ответы святых и проповедников
Святитель Григорий Нисский
«Поскольку свободным движением вовлекли мы себя в общение со злом … а через это лишившись блаженства, которое, как представляем, в том и состоит, чтобы не страдать, преобразились в порок, то по этой причине человек, подобно какому-то скудельному сосуду, опять разлагается в землю…
Когда первые человеки коснулись запрещенного и обнажили себя от оного блаженства, тогда Господь налагает на первозданных «ризы кожаны» (Быт. 3: 21), как мне кажется, не к этим именно кожам обращая смысл речи (ибо с каких закланных животных сняты кожи и придумано одеяние людям?). Но поскольку всякая кожа, отделенная от животного, мертва, то думаю, что… Врачующий нашу порочность, чтобы не навсегда в нас оставалась она … промыслительно наложил на людей возможность умирать».
Святитель Иоанн Златоуст
«За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно. Значит, изгнание из рая есть более дело попечительности Божией о человеке, нежели гнева».
Святитель Кирилл Александрийский
«Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой – избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание».
Преподобный Максим Исповедник
«Конец настоящей жизни несправедливо, думаю, называть смертью, а скорее избавлением от смерти, удалением из области тления, освобождением от рабства, прекращением тревог, пресечением браней, выходом из тьмы, отдохновением от трудов, укрытием от стыда, убежанием от страстей и, обще сказать, пределом всех зол».
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Смерть – разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело престало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть – казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Бога».
Митрополит Сурожский Антоний
«Память о смерти имеет огромное значение, но я говорю не только о людях, которые больны, лежат в постели или поражены так называемыми смертельными заболеваниями. Если позволите выразиться резко, мы все больны неизлечимым заболеванием – смертью. Каждый из нас умрет. Возможно, здесь нет ничего трагического, а может быть, и есть, но это просто факт. И я думаю, что это важно сознавать, потому что если бы только мы успели сознавать, что ничего нет в нашем распоряжении, кроме настоящего момента, что ничего дальше может не быть – как бы тогда мы относились друг к другу? Если бы мы знали, что человек, с которым мы разговариваем, или мы сами можем вот-вот умереть, не закончив разговора, разве не изменился бы наш голос, наши движения, наше отношение – разве не стали бы мы вести себя иначе, не так, как обычно, когда считаем, что у нас впереди много времени? Сейчас я позволю себе быть нетерпеливым, быть грубым, проявить равнодушие, неверность, быть холодным – позже я всё заглажу. А что, если времени уже не будет? Только сознание, что каждый момент, каждый настоящий момент может быть последним, позволяет нам превратить его в полноту, в торжество отношений, в победу. И я думаю, что это очень важно в каждодневных отношениях».
***
«Древние авторы часто говорили: “Помни о смерти” … Они хотели сказать, что если ваша жизнь не соответствует мере смерти, это жизнь “в половину”. Французский писатель Рабле сказал: “Я готов стоять за свои убеждения вплоть до повешения — исключительно”; это означает, что он не был готов отстаивать свои убеждения, потому что, окажись испытание слишком трудным, он бы отказался от них. Только тот, кто может сказать: “Я готов умереть за то, во что верю, или за то, чем я являюсь, или за тех, кого я люблю”, тот может жить с полным дерзновением; а тот, кто не живет с полной отдачей, не может иметь жизни с избытком, его жизнь течет тонкой струйкой, он все время, словно кролик, прячется от смерти, прячется от опасности, сталкивается с опасностью и смертью, только когда смотрит фильм или читает книгу, где можно прикоснуться к опасности, в то же время ощущая безопасность реальной ситуации. Очень важно осознавать, что только готовность встать лицом к лицу со смертью позволяет нам жить в полную силу».
Почему Бог допускает болезни? Ответы святых и проповедников
Святитель Василий Великий
«Откуда болезни? откуда телесные повреждения?.. Животные сотворены с таким устройством, какое им прилично по естеству, и введены в жизнь с совершенными членами, бывают же больны, уклонившись от того, что им естественно; либо лишаются здоровья или от худого корма, или от другой какой болезнетворной причины. Следственно, Бог сотворил тело, а не болезнь. Поэтому же Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами. Почему же в ней есть общая приемлемость зла? по причине свободного стремления».
Святитель Григорий Нисский
«Поскольку… в душе произошло великое сродство со злом, то, как срезывание зудящей бородавки колет поверхность тела… — так, когда душа измождается… необходимо последуют за сим некие несказанные и невыразимые болезни ... По причине же телесных страданий… именовать Бога творцом зол или вовсе не признавать Его создателем человека… — это знак крайнего малодушия... Различать… добро и зло по трудам и удовольствиям свойственно естеству бессловесному (то есть животным. – Прим. ред.)».
Преподобный Амвросий Оптинский
«Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и прежде всего к смирению нашему и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее».
Святитель Николай Сербский
«Тысячи грешников познали Бога и свою собственную душу только на одре болезни. А познав эти две великие реальности, которыми пренебрегали всегда, горько раскаивались и оплакивали свою неразумную жизнь, исповедовались и причащались и, очистившись слезами и Кровью Христовой, удостоились войти в светлые небесные Его чертоги. Следовательно, предсмертная болезнь дается по милости Божией. Не беспокойся о том, что наши близкие будут страдать из-за нашей тяжкой болезни: эти страдания ради их блага, они получат за это щедрую награду от Творца нашего».
***
«И болезнь может стать серьезной причиной перемены человеческой судьбы. Вопреки бытующему мнению, что болезнь – чистое зло, Церковь опытно знает, что болезнь тела служит лекарством души».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
«Все-то у Вас в жизни было хорошо, кроме живого чувства присутствия Божия в мире и молитвы к Нему. Вот и пришел зов Божий к Вам в виде болезни. Откликайтесь».
***
«Наши болезни есть следствие греховной жизни, и лечение надо начинать с покаяния и соборования – это для души. А после соборования надо обращаться и к врачам, чтобы они с Божией помощью помогли и болящему телу».
***
«Теперь, при оскудении духовных руководителей и при ослаблении веры верующих, Господь дал людям нелицеприятного руководителя, который и лечит, и учит, и вразумляет – это тяготы жизни – скорби и болезни. Ум людской – каверзен, сердце стало лукаво, и поэтому крайне трудно контролировать свои действия, а Господь, зная это, дал нам горькое врачевство от душевных недугов – физические болезни».
***
«Болезни – это есть крест, который пожигает грехи, которые мы и грехами не осознаем. А потому благодарим милосердие Божие, посланное нам в болезнях».
Игумен Никон (Воробьев)
«Господь посетил вас болезнью, конечно, потому, что она была необходима для вашего спасения. “Многими скорбьми подобает внити в царствие Божие”, – таков закон духовный. Апостолы, мученики, преподобные, все святые вошли в славу через многие великие скорби. “Егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет”. Очевидно, что нет иного пути в царствие Божие, как путь узкий, крестный, поэтому и вы должны не унывать при болезни и слабости, а паче радоваться духом, утешаясь мысленно, что Господь стал к вам ближе теперь, а в будущем и совсем сделает Своими детьми, если до конца останетесь Ему верными и без ропота понесете все скорбное, что Он найдет нужным послать вам. “Претерпевый до конца, той спасен будет”.
Митрополит Сурожский Антоний
«Боль, болезнь, смерть… Мы живем в культуре, где боль отвергают, болезнь считают несомненным злом, которое нужно преодолеть, а смерть очень редко встречают вдумчиво, спокойно, как событие жизни, исполненное смысла. К ней скорее относятся как к предельному ужасу, который нужно забыть, не обращать на него внимания, пока он не охватит и не одолеет нас. Однако физическая боль может быть чем-то гораздо бо́льшим, чем кратковременное неудобство. На любом поприще движение вперед, успех, победа достаются какой-то ценой. В трудах духовных авторов очень часто приводится образ восхождения на гору. Есть усилия, усталость и боль, есть страх, есть опасность смерти, но есть и ликование, и чувство победы; и на высочайшие вершины, физические или духовные, нельзя взойти, иначе как некой ценой. Писатели древней Церкви говорили: пролей кровь и получишь Дух — не меньшей ценой. Боль, физическую боль можно переносить и встречать с гораздо бо́льшим мужеством, более осмысленно, чем мы это часто делаем».
***
«К болезни можно относиться и творчески, не как к поражению, но как к моменту, с которого жизнь может начаться по-новому. Я помню человека, которым я очень восхищался, человека глубокой духовной жизни, который заболел раком. Он еще не знал природы своего заболевания; знал только, что жизнь остановилась, и теперь он лежит беспомощно в постели, и никто не может сказать, как долго это продлится. Он очень переживал о недоделанных делах, беспокоился о людях; и в своей постели он все еще жил так, будто был погружен в суматоху жизни. Я навестил его в первый день его пребывания в больнице и напомнил ему, что уже не один год он говорил мне о своей мечте — чтобы жизнь остановилась, чтобы он мог выйти за пределы времени, перебрать все свое прошлое, рассмотреть и глубоко осознать все, чем он был и что происходило с ним, чтобы сделать следующий шаг с новой зрелостью … И вот теперь такая возможность пришла, Бог вмешался и сказал: “Пусть остановится время, ты теперь вне времени, ты можешь ничего не делать, другие будут заботиться о тебе; все, что ты можешь, — это быть собой”. И я предложил ему начать вспоминать прошлое, критически оценивать его, выносить суждения, наводить во всем порядок, дать возможность тому, что было в его прошлом неправильного, уйти в небытие, а правильному — вырасти и созреть. Он провел несколько месяцев, обдумывая свою прошедшую жизнь, приводя в порядок все свои отношения, пытаясь преодолеть все обиды, всякую горечь, всякий страх... И я помню, что позже, когда его тело начало становиться все слабее, он сказал мне: «Как удивительно: мое тело умирает, но я никогда не был так глубоко и так реально жив, как сейчас». Он достиг того момента, когда его способность воспринимать жизнь зависела уже не от состояния тела, но от жизни его глубинного “я” … Теперь он знал: его тело может рассыпаться в прах, но в себе он обнаружил нечто, способное жить самостоятельно, независимо от состояния тела».
Почему Бог допускает смерть детей? Ответы святых и проповедников
Святитель Григорий Нисский
«Почему находящийся в таком возрасте [младенчестве] изводится из жизни? Что достигается через это промыслом Божественной Премудрости? … Гадаем о подобном этому так: совершенному промыслу свойственно не только врачевать обнаружившиеся немощи, но и промышлять, чтобы и первоначально не впал кто в запрещенное. Ибо Тому, Кто будущее знает наравне с прошедшим, справедливо воспрепятствовать продолжение жизни младенца до совершенного возраста, чтобы силою предведения предусмотренное зло не было совершено, если младенец останется в живых, и чтобы жизнь того, кто будет жить с таким произволением, не сделалась пищею греха».
Святитель Феофан Затворник
«В Санкт-Петербурге одна большая барыня... потеряла троих детей, умненьких, миленьких, благонравных… Но этого мало. Спустя немного и мужа лишилась... и этого мало: осталась ни с чем... Горю ее не было предела. Мужалась, предаваясь молитвам в волю Божию. Но скорбь грызла... Наконец смиловался Господь, и в утешение послал ей сон... Видит мужа в полусумрачном состоянии. Спрашивает, что тебе, как? “Ничего, — говорит, — милостив Господь. Но надо потерпеть, пока отойдет эта мгла”. — “А дети?” — “Дети там...” — указывая на небо сказал он …
С тех пор отошла скорбь. Так видели, где дети-то? И ваши там. — Попали бы они туда, если б живы остались? Кто знает. А теперь это верно. Так вам, родителям, чего же лучше желать для детей?!
И установитесь в этой мысли... что участь детей ваших устроилась наилучшим образом... И перестаньте скорбеть.
Ведь и сами помрете... Будет кому встречать вас... а пожалуй, и защищать».
Святитель Николай Сербский
«Справедлив ли Бог? Более чем справедлив. Милостив ли Бог? Более чем милостив. Разве не справедливость и милость, когда Он забирает твое чадо, чтобы не мучилось больше здесь, и вводит его в царские палаты? Если бы земной царь позвал твое чадо в свой дворец, чтобы там растить и воспитывать, ты бы с радостью его отпустила. А любой земной царь всего лишь смертный человек, и когда он умрет, твое дитя может быть изгнанным из дворца. А Небесный Царь не умрет. И твое чадо ожидает там вечное счастье, какое невозможно ни описать, ни выразить. Поклонимся Господу Богу, Хозяину жизни и смерти, и предадим себя Его святой воле. И будем готовиться к тому, чтобы удостоиться встречи в Царстве Небесном с нашими праведными близкими, будем готовиться так, как нас Церковь учит, а особенно – молитвой и милостыней. Аминь».
Митрополит Сурожский Антоний
«Нам приходится иметь дело не только с больным ребенком, но и с теми, кто в горе окружают его. Вместе того, чтобы погрузиться в печаль, отдаться ее поглощающей и разрушительной власти, они верой должны познать, что участвуют в таинстве, в ситуации, где кончается человеческая сила и властно вступает Сила Божественная, созидая Царство, в котором каждый ребенок (а все мы – чьи-то дети) участвует так или иначе в тайне Господа Иисуса Христа, родившегося во временный мир, чтобы умереть и через Свою смерть открыть нам несокрушимую жизнь вечную».
***
ВОПРОС: Как объяснить ребенку, почему его маленький друг или подруга умерли жестокой смертью?
ОТВЕТ: Я думаю, это зависит от вашей веры, от вашей собственной убежденности. Я не колеблясь, сказал бы, что вечная жизнь — цель всей нашей земной жизни, и Бог сохранил его от многих лет труда и борьбы, а порой несчастья и зла и принял его сейчас
Почему Бог не наказывает плохих людей? Ответы святых и проповедников
Святитель Василий Великий
«Божию человеколюбию свойственно не молча насылать наказания, но предвещать их, угрозами призывал согрешивших к покаянию, Так предвещал Бог ниневитянам чрез [пророка] Иону, так и на согрешившего Израиля не наслал истребление молча, но, возбудив раба Своего к молитве за народ, предвозвестил, говоря: “и ныне остави Мя... и потреблю людей сих” (Исх. 32: 10)»
Святитель Иоанн Златоуст
«Почему, скажешь, одни наказываются здесь, другие там, а не все здесь?.. Потому что, если бы так было, мы все погибли бы; так как все мы подлежим наказанию. С другой стороны, если бы никто не наказывался здесь, очень многие сделались бы еще небрежнее, а многие сказали бы, что нет и Провидения; ибо если и теперь так многие богохульствуют, хотя и видят, что многие из порочных наказываются, то чего они не сказали бы, если бы и этого не было? До какого зла не дошли бы тогда? Посему Бог одних здесь наказывает, а других не наказывает».
***
«Прощение обид – самый короткий и надежный путь к спасению… В быту сколько угодно столкновений, поводов к обидам и возмущениям сердечного покоя, и Господь хочет обратить это нам во спасение… Прощающий по заповеди Господа… есть человек иного, лучшего мира».
Авва Дорофей
«Вспомни, что и ты побеждаешься страстию гнева, и судя по своей собственной немощи, имей сострадание к брату твоему, благодари, что нашел случай простить другого, чтобы и тебе получить от Бога прощение в больших и более многочисленных (согрешениях); ибо сказано: “отпущайте, и отпустят вам” (Лк. 6: 37)».
Святитель Тихон Задонский
«Ничто так благость Его не показывает к нам, как долготерпение Его к грешникам.
Сколько на свете есть идолопоклонников, которые славу Его отдают твари! Сколько хулителей, которые страшное и святое имя Его скверным языком бесчестят! Сколько разбойников, убийц, грабителей, насильников, прелюбодеев и прочих беззаконных, которые пред святыми Его очами закон Его святой бесстрашно разоряют!.. Но благость Божия долготерпит их, не казнит их, не воздает им по делам их, но ожидает их покаяния, как апостол написал: “Благость Божия ведет тебя к покаянию” (Рим. 2: 4). И еще: “Долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2 Пет. 3: 9)».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Вспомни, что ты сам не чужд злобы, равно как и всех других страстей. Признавай немощи и страсти ближнего за свои собственные: “прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам” (Еф. 4: 32) ... Кто же для меня может быть более противен, кроме меня самого? Воистину никто; в сравнении со мною все праведники. Буду же я немилосердно гневаться на себя и прощение обид и погрешностей ближнего против меня непотребного считать за особенное счастье, да и мне долготерпеливый, щедрый и милостивый Господь простит хотя некоторые согрешения».