
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Есть Церковь как сообщество кающихся грешников (ключевое в ответе на поставленный читателем вопрос — слово «грешников»), а есть Церковь как благодать и сообщество святых. Причем эти грешники и святые — одни и те же люди. Часто вообще один и тот же человек. И это одна и та же Церковь. Наша с вами. Но и Христова. У Достоевского помните: «Тут дьявол с Богом борется, и поле битвы сердца людей»? Вот то самое.
«Фома» не издание о церковной политике. Не о том, кто и каким образом согрешил. А о святости, к какой необходимо стремиться, вопреки греху. Тех, кто целиком погружен в созерцание грехов, указывая пальцем вниз, намного больше, чем таких как «фомичи». Тех, кто говорит: пожалуйста, посмотрите наконец вверх! Кто помнит не только об обидах, но и о высшей Радости. И «Фома» (убежден) нисколько не врет в своем свидетельстве о нашем призвании, о Церкви святых, о том, что при всей силе греха благодать не оставляет.
Если читали «Хроники Нарнии» Льюиса, то, может быть, помните гномов в последней части? Которые во всем стали видеть зло, ложь — и разуверились. По-своему, наверное, они были правы. Разве нет? Они же так видели мир. Но они в этой своей правоте не могли порадоваться Истине. Вот в чем дело. Это большое горе, по-моему. От которого мы пытаемся предостеречь. При всем ясном сознании, что — да — есть грехи, есть ложь. Но есть Кто-то, о Ком если помнить, то плач о больной «ноге» или «руке» (то есть о грехах) не отнимает радости о чистом и живом Сердце. О спасении, о Христе, Который нас не бросает.
Я прочитал всю статью, не только шестой принцип. Что именно нужно прокомментировать? Так, кажется, всё довольно недвусмысленно.
Читали или видели в фильме "Собачье сердце" монолог профессора о разрухе? Откуда она начинается? Мы боремся постоянно, боремся с той самой разрухой в умах и сердцах, какие порождают зло. Потому за то, что мы делаем, я спокоен, кроме случаев, когда плохо исполняем свою работу. А болит ли у меня душа за то, что дурно в церковной среде или в Отечестве? Да, конечно болит.
Судя по тому, что граждане вашей страны делали и делают в настоящий опасный момент, вы не только не противитесь злу, но и взращиваете его, попускаете ему действовать, и готовы в своей лояльности потворствовать ему. Ровно то, о чем писал святитель Иоанн Златоуст в толкование к "не судите". "исправь, но не как неприятель, не как враг, подвергающий наказанию, но как врач, прилагающий лекарство". И вы даже такого не делаете ни на личном уровне, ни тем более на уровне общества! Ни как христиане, ни как враги! У вас не болит совесть, как у человека воцерковлённого?
В строгом смысле, как сказал Христос, заповеди и вовсе две: о любви к Богу и о любви к ближнему. В контексте Нового завета -- да, заповедь, то есть строгое указание церковному народу со стороны Господа. На остальное есть ответ, он известен. Вы, кажется, мне приписываете толстовское учение о непротивлении злу силой. Напрасно.
Владимир, а разве не судите - это заповедь? А где дополнение - "Согрешающих обличай перед всеми"(1 Тим. 5:20)?
Во-вторых, как вы предлагаете "не судить" того, кто публично и неприкрыто совершает преступления? Например, развязывает войны, пропагандирует соответствующее отношение к людям в других странах, принуждает людей к лояльности к бандитам, наживается сверх всяких мыслимых границ, отмывает деньги подельников через строительство церквей?
По вашей позиции, выходит, кто-то "знает своё место", "не судит", исполняет заповеди, ходит в храм и молится. А кто-то тот самый бандит, которого вы из-за вашего эскапизма "не обличаете", но из-за которого вы все страдаете и будете страдать ещё больше. Свершённое бандитами разных времён вы почему-то относите к абстрактному "худо" в том или ином веке, словно бы это "худо" не имеет отношения к реальной жизни верующих! Очень уж похоже на логику "крестьянин не судит дворянина", как по мне 🙂
"Царство Небесное внутри вас есть". РПЦ пытается имитировать царство небесное. Главное чтоб все были на всё готовые давалки по принципу, чего изволит господин. Главное чтобы был византийско имперский корпоративный продукт. И конечно же бабло, то есть 30 серебряников, а Христос иерархам не интересен. Только Евхаристия совершается Христом вопреки всему этому для простые прихожан и на это одна надежда.
Денис, вы пишете: "как предотвратить новый отход русских от веры". Почему бы попросту не предоставить всем и каждому свободный выбор? Почему бы не относиться к русским не как к глупцам, "своего счастья не понимающим" и потому "сбегающим в потребление" :), а как к нормальным свободным людям, имеющим право ошибаться и делать выбор?
Я имею в виду, дорога к православию базирована именно на непростом выборе, сей путь ДОЛЖЕН быть непростым для каждого, кто идёт по нему. Кто-то вступит на этот путь сразу, кому-то надо ошибиться, чтобы понять, что не так, а кто-то вообще никогда не за думается над этим. Это норма нашей реальности, как мне кажется.
Денис, мне даже интересно, откуда вы черпаете информацию о том, как на Западе детей забирают и сколько там "богоборцев"? По моему опыту жизни в одной из стран Запада, я бы как раз сказал, что люди моей страны как раз БОЛЕЕ православным, чем те же русские (если судить по делам), хоть принадлежат и к разным верам и конфессиям. И тех ужасов, что, наверное, вам рисуют в телевизоре либо рунете, явно не наблюдается...
Но ведь вы бежите от реальности, и что бы вы там себе ни придумывали, реальность останется такой какая есть! Вы действительно хотите ТАК прожить вашу жизнь?
"Кому мы нужны" - изначально инфантильно поставленный вопрос. Необходимо жить так, чтобы вам самому не было стыдно за то, что вы делаете, в том числе и согласно заповедям. Богу мы нужны именно как МЫ, на мой взгляд, а не как эскаписты, верующие, что "идём к Богу", а в реальности даже в малом злу не противостоящие.
В Ваших словах я вижу ещё одно доказательство того, что партийной, политиканской логике мы предпочитаем человеческое измерение и разговор о сути нашей веры и том образе Церкви, какой она должна быть. Она никогда (!) не была идеальна. Но важно не свихнуться на том, что в ней худо в этом веке, а что в том. Надо сначала хорошо понять и запомнить, что для нас в Церкви лучшее и главное. И дальше уметь, видя грехи, вести себя правильно. Быть на своём месте и исполнять заповеди. В том числе, кстати, заповедь "Не судите", которую воспринимают часто как благопожелание, и не более.