
первый зам. главного редактора
Всё чаще замечаю: бороться с явным злом нам всем проще, нежели указывать на добро.
Прикровенное, не такое огромное, активное и энергичное.
Периодически вокруг какой-то из нарывающих язв (а таковые есть, и это действительно — язвы) возникает надрывный возглас: «Доколе?!?» И я прекрасно понимаю и сочувствую. Однако если возглас превращается в тщательный разбор того, что именно плохо, почему плохо, насколько, кто и зачем это создал, а кто позволил, то возникают сомнения. Ну да, хорошо... В смысле, не хорошо, а — согласен — плохо. Но сколько же эфирного времени, интернет трафика или строк потрачено на разоблачение всего? Будь то дурной фильм или к примеру, отвратительная книга, какую пытаются подсунуть детям.
Эдак не надобны этой мерзости ни реклама, ни пиар — и то, и другое им невольно устроено забесплатно. Хотя бы часть этого времени потратить бы и ответить на вопрос: а на что в самом-то деле стоило бы обратить внимание? Что посмотреть? Что прочесть самим, а что вместе с детьми? На какой спектакль сходить?
Казалось бы, очевидная идея: дать добрую альтернативу тому, что подвергается критике. Но вот беда: с альтернативой всё значительно сложнее, чем с разоблачением дурного. Причем беда не в отсутствии добрых и полезных явлений. Они есть. Но заговорить о них очень и очень трудно.

Во-первых, как правило, доброе смотрится менее масштабно, оно — небольшое, «домашнее», камерное. И человек, говорящий о таком явлении, которое ему близко и дорого, невольно опасается: а достаточно ли масштабно то, что он хотел бы предложить людям? И дальше путается в своих опасениях и сомнениях.
Во-вторых, возникает вопрос о вкусах. О вкусах, как известно, не спорят, но рискну продолжить: по их поводу ругаются почти что до мордобития. Вместе ополчиться на вселенское зло, оказывается, намного легче, чем договориться о том, что по-настоящему достойно, а что сомнительно.
В-третьих, парадоксальным образом, против положительной рекомендации начинают жёстко работать законы рынка. Невольно пиарить дурной фильм или книгу, «вкусно» их разоблачая, нам удаётся. А вот прямо назвать нечто доброполезное в эфире... Тут всполошатся юристы канала: стоп — а как мы отчитаемся? Ведь это реклама! И название проекта, наименование издательства, любая конкретика в итоге будет выстрижена. Просто потому, что есть и фискальные органы, которые всюду подозревают скрытые товарно-денежные отношения, уведённые от налогов.
Ну и наконец, постольку ещё так трудно продвигать достойные вещи и явления, поскольку зачастую сами их создатели часто не дружат между собой и очень редко готовы помогать друг другу. Причин много. Не могут. Не хотят. Не хватает сил. Расходятся в пресловутых вкусах. В конце концов, есть слово «грех», которое несмотря на наше стремление к добру, мешает самыми разными способами. В том числе, сталкивая или противопоставляя друг другу людей и их детища, причем самые лучшие.
Что в итоге? Мораль: надо находить способы всё же не останавливаться на обличении зла (чреватое иногда даже его невольной рекламой) и искать способы обсуждать и обнаруживать для всех достойные внимания явления.
Что касается меня лично, то я вижу сразу несколько ярких проектов, о которых очень хочется всерьёз говорить. Конечно, на первом месте — всё, что делает сейчас наш «Фома», но ещё: это и замечательные книжки для семейного чтения от «Насти и Никиты». Это аудиоэнциклопедия, а вернее радиоспектакли под названием «Вопросы Веры и Фомы». Для взрослых, например, лекторий ЭФКО и военно-исторический канал «Тактик Медиа». Это лишь малая часть того, что мог бы перечислить и перечислять...
А теперь, дорогие, призываю и вас тоже. Расскажите в комментариях о чем-то хорошем в нашей культуре, что достойное особого внимания: какой-то проект, книга, фильм. И вместе, надеюсь, сделаем доброе дело.