1-я страница обложки – на голубом фоне два гвоздя, концы которых вбиты в доску. Один – совершенно прямой, другой – согнувшийся под ударом, изогнутый, потерявший свою первоначальную форму. На странице надпись: «Совсем забили? Обида на родителей: советы для тех, кто считает, что их воспитали несчастными». См. материалы рубрики «Вопрос номера: Воспитали несчастными» (с.16-27).
Пролог:
(на заставке фото Tobias Dick/Flickr/CC BY-NC 2.0)
Владимир Казаков. Прогулка летом («начало вечера так странно отличалось…»). Стихотворение. 1988// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог»).
Содержание: С.3.
Числа:
Даты месяца – июнь// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.4-5. – (рубрика «Числа»). Представлены даты:
8 июня. 180 лет назад родился художник Иван Крамской (1837-1887). Ил.: Христос в пустыне. Фрагмент картины. Иван Крамской. 1872. – С.4;
10 июня. 305 лет назад (1712) в Санкт-Петербурге заложен каменный Петропавловский собор. Фото Dennis Jarvis/Wikimedia Commons/CC –BY-SA-2.0. – С.4;
12 июня. Начало Петрова поста. Ил. Апостолы Петр и Павел. Икона. – С.4.;
21 июня. 55 лет назад родился Виктор Цой. Апрель. Текст песни Виктора Цоя. Фото: Виктор Цой во время выступления. – С.5;
4 июня. День Святой Троицы. Ил.: Сошествие Святого Духа на апостолов. Икона конца XV – начала XVI вв. - С.5;
20 июня. 80 лет назад родился российский зоолог и телеведущий Николай Дроздов. Фото: Николай Дроздов с тигром. – С.5.
Колонка главного редактора:
Владимир Легойда. Где был Бог, когда пылали костры инквизиции? Ответ Владимиру Познеру*// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).
*Видеоверсию этой колонки смотрите на телеканале «Царь-град» (tsargrad.tv)
Интервью номера:
Правила жизни полезных бактерий, или Почему Юлия Пересильд год не снималась в кино. [Беседа с актрисой Юлией Пересильд. На ее счету около сорока кинокартин, а дрожала она перед спектаклем для особенных детей. Больше всего она боится потерять себя, а родители детей с серьезными заболеваниями спасают ее от этой потери]. Беседовала Дарья Баринова. Фото Виктора Ефимова, РИА Новости и фото, предоставленные фондом «Галчонок»// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.8-15. – (рубрика «Интервью номера»).
См. также: Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).
Вопрос номера. Воспитали несчастными:
Ответы тем, кто считает, что их воспитали несчастными. Письмо в редакцию. Андрей, Санкт-Петербург. Фото www.lori.ru// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.16-17. – (рубрика «Вопрос номера. Воспитали несчастными»).
Отвечает психолог, отец четверых детей Александр Ткаченко. Я тебя породил – я тебя и люблю. 4 тезиса для обиженных детей и их родителей. Фото www.lori.ru// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.18-23. – (рубрика «Вопрос номера. Воспитали несчастными»).
См. также: Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).
Отвечает иерей Игорь Спартесный, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, г. Москва. Травмотеческий опыт. Беседовала Дарья Баринова. Фото www.lori.ru// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.24-27. – (рубрика «Вопрос номера. Воспитали несчастными»).
ВЕРА (раздел). – С.28-49.
Школа «Фомы». Именины:
Димитрий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. (Димитрий) – имя древнегреческого происхождения, переводится как «посвященный богине Деметре»; Дни памяти: 1 июня - день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского; Святой благоверный князь Димитрий Донской (1350-1389). Подготовил Тихон Сысоев; Другие святые с именем Димитрий: Великомученик Димитрий Солунский (+ 306). Святой благоверный грузинский царь Димитрий Самопожертвователь (1259-1289); Известные люди с именем Дмитрий: Дмитрий Лаптев (1701-1771). Знаменитый путешественник и географ. Дмитрий Менделеев (1834-1907); Интересные факты] Фото Сергея Пятакова/РИА Новости; Интересные факты]. Ил.: Святой благоверный князь Димитрий Донской. Икона; Архангельский собор Московского Кремля; Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. М. Авилов. 1943; Орден «За служение Отечеству». Учрежден в 2002 году в память святого князя Димитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского; Станция «серой» ветки московского метро, названная в честь святого Димитрия Донского// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.28-29. - (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Именины»).
Тихон Сысоев. Как [не] умирали святые. 5 историй о победе над смертью*// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.30-34.- (раздел «Вера»).
*Материал продолжает проект «Фомы» - «Как жили святые».
Представлены следующие истории о жизни святых:
Когда смерть – приобретение. [В начале 60-х годов апостолы Петр и Павел оказались в Риме. Это были времена императора Нерона (37-68). За несколько десятков лет они, каждый день готовые принять смерть, перевернули великую империю с ног на голову. Благодаря их проповеди по разным уголкам огромной цивилизации проросли первые христианские общины]. – С.31;
Заключить со смертью пари. [Святитель Василий Великий (330-379) заключил пари с неверующим врачом о времени своей смерти, и так обратил его в христианство]. – С.31-32;
Благодарность до смерти [Святитель Иоанн Златоуст (343-407), возглавив столичную кафедру, проявил себя как непримиримый противник любого беззакония. Он претерпел муки и унижения за то, что вступился за беззащитного человека. Константинопольский Патриарх, он умирал, страдая от тяжелой болезни, в пути к новому месту ссылки, терпя оскорбления конвоя. Но всё равно продолжал благодарить Бога]. – С.32-33;
Смерть провозглашает новую эпоху. [Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис (986-1015) и Глеб (987-1015) были любимыми детьми князя Владимира Святославича. Они приняли смерть, несмотря на то, что в их власти было ее предотвратить. Своим бесстрашием перед лицом гибели, незлобием они предвестили новую эпоху. Это была христианская революция в обществе]. – С.33-34;
Бояться смерти? [Святая блаженная Матрона Московская (1881- 1952) прожила трудную жизнь. По всей России старицу почитали святой – настолько праведную жизнь она вела. Известно, что Матрона за три дня до своей смерти уж знала о наступающем исходе и распорядилась об отпевании и похоронах. Но когда батюшка в последний раз посетил больную, она лежала на кровати и волновалась, правильно ли сложила руки. Священник в изумлении спросил праведницу: «Да неужели и Вы боитесь смерти?» «Боюсь», - просто ответила Матрона]. – С.34.
Патриарх Кирилл. Может ли смерть быть торжеством? Из проповеди в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Кремля, 28 августа 2011 года. Заголовок дан редакцией// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.35. – (раздел «Вера»).
Школа «Фомы». Суть вещей:
Архиерей: облачение и отличительные знаки. [Как узнать владыку: Архиерей* (греч. – старший священник, начальник священников) – священник, относящийся к третьей, высшей степени священства. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ – архиереи…; Внешние отличительные знаки архиерея: 1.2. Дикирий и трикирий (греч. – двухсвечник и трехсвечник) – подсвечники для двух и трех свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Фото. 3. Рипида (греч. – опахало) – опахало с изображением шестикрылого серафима. Фото. 4. Панагия (греч. – всесвятая) – небольшой образ Богородицы, который архиерей носит вместе со служебным крестом на шее. Фото. 5. Орлец. Круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символизирует епископа, надзирающего над епархией. Фото. 6. Архиерейская мантия. В Русской Православной Церкви у Патриарха мантия зеленая, у митрополитов – голубая, у архиепископов и епископа – фиолетовая. Фото. 7. Митра – высокий богослужебный головной убор. Символизирует терновый венец Спасителя. В отличие от архиереев у священников на митре нет креста сверху. Фото. 8. Жезл – знак церковной власти, который архиерей держит во время богослужения. Фото. Подготовил Кирилл Баглай; Облачение: Саккос – просторное богослужебное облачение с широкими рукавами. Поверх саккоса одеваются омофор, панагия и крест. Фото; Омофор (греч. – носимый на плечах) – длинная широкая лента с крестами. Символизирует благодатные дары архиерея как священнослужителя. Фото: Облачение, изготовленное на ХПП «Софрино» РПЦ; Формы обращения к архиерею]. Другие фото: Иподиакон - помощник архиерея по службе; хиротония епископа// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.36-37. - (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Суть вещей»).
*12-е правило VI Вселенского собора (680-681) – архиерей должен быть холост. Сейчас архиереев поставляют из монашествующего духовенства.
[Читаем Писание:]
Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Честность против нечестности.* Ил.: Притча о брачном пире. Андрей Миронов. 2014; Динарий кесаря. Тициан.1516; И возвратился в Галилею в силе духа. Василий Поленов. 1890-1900-е гг. // Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.38-43. – (раздел «Вера»). На вставках к материалу: Евангелие от Матфея, глава 22 (С.38,40,42).
*Продолжение публикаций (см. Фома №141,142,143,145,148,149, 151,152,
154,156, 158,161,163,164,165,166,167,168,169) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».
Новомученики:
Игумен Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Антоний (Панкеев). 1892–01.06.1938. Фото «Архиереи Русской Православной Церкви. Харьков. 1924 год» и копия страницы из Протокола допроса предоставлены автором, фото Christopher Porter/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.44-47. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).
Священномученик Антоний родился 1 января 1892 года в селе Садовом Херсонского уезда Херсонской губернии в семье священника Александра Панкеева, в крещении наречен Василием. В 1912 году окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. В 1915 в результате обмена между двумя академиями переведен на III курс Петроградской духовной академии. 10 января 1915 года пострижен в иночество с именем Антоний. Через неделю рукоположен во иеродиакона. В феврале того же года по благословению Митрополита Петроградского и Ладожского отправился на фронт для совершения богослужений и удовлетворения духовных нужд раненых и больных воинов. 24 мая 2015 года в рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем одной из походных церквей Всероссийского национального союза. 26 января 1917 года за безупречное исполнение пастырских обязанностей во время боевых действий удостоен ордена святой Анны 3-й степени. В 1917 году иеромонах Антоний вернулся к учебе, окончил Петроградскую духовную академию и был направлен в Одессу, где вскоре возведен в сан игумена. В Одессе преподавал в Духовной семинарии до ее закрытия властями в 1920 году. В 1922 г. уступил натиску обновленцев, был хиротонисан ими во епископа Херсонского и назначен викарием Одесской епархии. В 1924 году, разорвав отношения с обновленцами, принес покаяние, и 24 августа 1924 года Патриарх Тихон и другие православные святители хиротонисали его во епископа Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. Через несколько месяцев он был арестован и сослан в Харьков. В 1926 году епископ Антоний вновь арестован и приговорен к трем годам заключения в Соловецкий лагерь, а в 1929 году – к трем годам ссылки в Енисейск. Вернувшись из ссылки в 1933 году, назначен на Белгородскую кафедру. 25 февраля 1935 года епископ Антоний по ложным обвинениям снова арестован и заключен в курскую тюрьму.11 сентября 1935 года приговорен судом к десяти годам лишения свободы и отправлен на Дальний Восток в лагерь, где находились осужденные священники Курской епархии. В марте 1938 года арестованные святители и духовенство были привезены в благовещенскую тюрьму. Их обвинили в антисоветской агитации. Началось новое следствие. 17 марта 1938 года всех приговорили к расстрелу. Епископ Антоний (Панкеев) расстрелян вместе с архиепископом курским Онуфрием (Гагалюком) 1 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.
См. также: Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).
Говорят, что:
Говорят, что. Фото FotoXPress// Фома. - №6(170) – июнь 2017. - С.48-49. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:
Говорят, что рассказывать анекдоты о священниках и церковной жизни – грех. Есть такой анекдот: - С.48.
Часто спрашивают: Что делать, если друзья смеются над моей верой в Бога? Отвечаем: - С.48.
Почему в Церкви считается, что если не соблюдаешь пост, то это грех, в котором нужно каяться? Потому что... - С.49.
Ответ священника:
Как не отчаиваться после смерти близкого? Отвечает священник Стефан Домусчи, кандидат богословия и философских наук. Фото Елены Сысоевой// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.49. – (раздел «Вера», рубрика «Ответ священника»).
ЛЮДИ (раздел). – С.50-75.
Юлия Маковейчук. А в городе том сад. [В многомиллионной Москве проживает около пяти тысяч детей с ДЦП, а детский садик со всем спектром необходимых для них условий – один на всю столицу. Это Елизаветинский детский сад, созданный силами верующих людей. Фоторепортаж]. Текст и фото Юлии Маковейчук// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.50-57. – (раздел «Люди»). Имеется информационная справка «Как помочь» (С.56).
У вас будет ребенок:
Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Главное управление образования и науки Российской Федерации.
Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы // Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.58-59. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:
Катя, видеопаспорт № p4g0, родилась в апреле 2004 года. (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). – C. 58, 59;
Инна и Никита, видеопаспорта № uvp18 и № uvp19. Инна родилась в ноябре 2008 года, Никита – в ноябре 2012 года. Детей можно забирать в семью только вместе! (Наши достижения; О нас; Мы любим). – C. 58,59;
Куда обращаться будущим родителям Кати, Инны и Никиты. – С.59.
Вопросы подростков:
Почему в школах заставляют носить форму? Вопрос прислал в журнал тринадцатилетний ученик. Отвечает педагог Ирина Лукьянова// Фома. - №6(170) - июнь 2017. – С.59. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Вопросы подростков»).
Оставить в живых. Рассказы психологов о женщинах, едва не сделавших аборт. Подготовила Дарья Баринова. Редакция благодарит организаторов добровольческого общественного движения «За жизнь» за содействие в подготовке материала. Фото Silvia Sala/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.60-64. - (раздел «Люди»). Представлено три рассказа специалистов:
«Я хочу в отпуск, а не ребенка!». Елена Шабалина, психолог в центре защиты материнства «Покров», город Тюмень. – С.60-61;
Страшно комфортно и… страшно обидно. Алла Лобанова, психолог, руководитель Краевого центра медико-психологической и социальной помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, город Барнаул. – С.61-62;
«Закон же не запрещает!» Альбина Алдошина, психолог в женской консультации, город Шахты Ростовской области. – С.62-64.
См. также: Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).
Реклама: С.65.
Ольга Шишова. Чудо в электричке. Подготовила Светлана Агапова. Фото Андрея Васильева// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.66-67. – (раздел «Люди»).
Путешествие с «Фомой»:
ВЫБОРГ. Дитя двух матерей. Авторы: Яна Сенькина, Валерий Карсаков. Ил.: Выборгский замок - главная достопримечательность города. Фото Эдуарда Гордеева; Икона святого Олафа II Харальдссона, крестителя Норвегии; Панорама Выборга с башни святого Олафа. Фото Raita Futo/Flickr/ CC BY 2.0; Исторические фестивали в Выборге проходят ежегодно, собирая сотни участников и зрителей. Фото Дениса Ремпеля; Доминанта Старого города – часовая башня, бывшая соборная колокольня. Фото Marina Maranello Flickr/CC BY-NC-ND 2.0; Драккары, ладьи викингов, «припаркованные» у гостиницы «Дружба». Фото Елизаветы Вавиловой; Старинные часы на Часовой башне. Фото Никиты Григорьева; Фото Александра Рощина/ТАСС; Спасо-Преображенский собор в Выборге. Фото www.lori.ru// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.68-75. – (раздел «Люди», рубрика «Путешествие с “Фомой”»).
*Материал впервые опубликован в Спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города – герои России» (2015, С.24-29).
КУЛЬТУРА (раздел). – С.76-89.
Школа «Фомы». Книга:
Письма Баламута. Повесть. [Автор: Клайв Стейплз Льюис (1898-1963) –английский писатель, ученый-филолог и богослов, автор знаменитого цикла «Хроники Нарнии»; Время написания: 1941-1942; История создания; Содержание; Финал; Смысл произведения; Интересные факты. Подготовила Ася Занегина]. Ил.: Фотопортрет автора; Обложка издания «Письма Баламута». Лондон, издательство Macmillan. 1979 год; Современный комикс по книге, автор – Кристен Мак-Кленахан// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.76-77. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга»).
Алексей Варламов.* Товарищ Пушкин. Записки перечитывающего. [Это мысли, чувства, догадки, интуиции человека, много лет читающего и перечитывающего Пушкина – и каждый раз открывающего в нем что-то, ранее ускользавшее от взгляда. Известный писатель, ректор Литературного института имени А. М. Горького Алексей Варламов рассказал о «своем Пушкине»]. Иллюстрации Юлии Хохловой// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.78-85. – (раздел «Культура»).
*Смотрите лекции Алексея Варламова на сайте Академии «Фомы» academy.foma.ru.
Строфы:
Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».
Константин Кравцов*. Воскрешение сердца. Подборка стихотворений (Царство Твоё /«Полем к выцветшей церкви в ночи добреду…»/; Священник-поэт /«Узкий путь и другой - тоже узкий…»/; Возвращение /«Полуденный мне снится окоём …»/; Синдология /«112 борозд от “меча, наводящего ужас”…»/; Месяц Нисан /«Затекающих веток ключицы…»/; Зауралье, реставрационные работы /«Урал, кержацкая криница…»/; Вальсингам год спустя /«Я муз отверг у бездны на краю…»/; Север /«При слове север сердце воскресает…»/; Ex Nihilo /«Из ничего проступающим лесом…»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунки Марии Заикиной// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).
* Константин Кравцов – священник и поэт. Автор шести поэтических книг.
Что читать:
Представлены и отрецензированы издания:
М. Е. Нефедова. Лесник и его нимфа. – М.: Никея: Редакция «Встреча», 2016. – 256 с. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Книга эта «зацепит» читателей сразу нескольких разных поколений и социальных групп. Тинейджеров – потому что главная героиня – бунтующий подросток-неформал и музыкант, изгой в классе, головная боль учителей и родителей. Тех, кому под 40 и старше, - выразительными подробностями 1980- х, когда «призрак перестройки еще бродил по СССР». Тех, кто интересуется психологией межличностных отношений, привлекут сложные и психологически точно описанные семейные и любовные коллизии. Ну а те, для кого «Никея» ассоциируется с качественной литературой христианской направленности, найдут в этом остросюжетном, эмоционально напряженном повествовании самое главное, чем вообще сильна настоящая литература – путь героев к Истине. Марине Нефедовой удалось найти верную интонацию и меру: о Боге в романе сказано скупо, но сильно и к месту. Мрак в душе героини, к 16 годам знакомой со всеми прелестями хипповской жизни, включая наркотики и попытку суицида, отступает, когда в руки ей попадает Евангелие. И, конечно, спасает любовь. Этой книгой хочется поделиться.
Моисей Святогорец, монах. Как убить страсти. Пер. с новогреч. К. Норкин и Д. Солошенко. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 144 с.: ил. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
«Я говорю с вами не как учитель, а как брат», - такими словами афонский старец Моисей Святогорец (1952-2014) заканчивает одну из своих бесед. Он был одним из самых «молодых» старцев Афона. Из многих его бесед-проповедей в эту небольшую, но насыщенную книгу вошли те, что посвящены борьбе со страстями. Очень актуальная сегодня проблема. Как бороться с раздражительностью, гневливостью, самовозвеличиванием, алчностью? Об этом старец Моисей говорит горячо и деликатно-дружески, образно и с добрым юмором. «Страсть – она как колючая проволока, стена, перегородка, отделяющая меня от Бога... <…> Любовь к Богу никогда не бывает без любви к другому человеку. И эта любовь делает меня терпеливым, снисходительным, сострадательным, участливым, остроумным и светящимся для братьев моих, а не жестоким, упрекающим, осуждающим, строгим, критичным, хмурым и бескомпромиссным». Светлая, радостная книга.
Елена Литвяк. Архивариус Пашка. Приключенческое краеведение для будущих историков и настоящих кладоискателей. – М.: Православная школа «Рождество» в Снегирях, 2016. - 112 с. / Представляет Евдокия Варакина// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Кто в свои 10-12 лет не мечтает о приключениях? Герои книжки, братья-близнецы Петька и Паша, - не исключение. А тут и родители купили старый дом в подмосковном селе Рождествене… Мальчишкам и правда везет: на чердаке они находят жестянку со старинными фотографиями, около храма случайно обнаруживают склеп, через тайный лаз проникают на территорию бывшей графской усадьбы… Параллельно с этими «вещественными» находками братья постепенно раскапывают прошлое своего дома и целого села, обнаруживают, что настоящее соединено с прошлым множеством незримых нитей. Прошлое таится в вещах, в зданиях, в рассказах людей о тех, кто жил здесь раньше. Оказывается, что раскрывать эти маленькие тайны истории – не менее захватывающее занятие, чем искать настоящие клады. Автор назвала свою книжку «приключенческим краеведением (и даже включила в нее главу «интересности на местности» - квест-игру для читателей по Рождествену). Это очень талантливый и неформальный пример духовного краеведения – умения любить и ценить прошлое и настоящие своей малой Родины. И поэтому прочитать ее стоит всем.
Георгий Чистяков. С Евангелием в руках. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. – 416 с. – (Humanitas) / Представляет Александр Соловьев// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.89. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Эта книга – наиболее полное на сегодняшний момент собрание публицистики известного православного священника Георгия Чистякова (1953-2007). Здесь объединены три сборника статей, выходившие до этого отдельными книгами:«Размышления с Евангелием в руках», «На путях к Богу Живому» и почти автобиографическое «В поисках Вечного Града». Все эти статьи, в свою очередь, были опубликованы во второй половине девяностых годов в редактируемой им же газете «Русская мысль», однако актуальность явно не потеряли. Во многих статьях отец Георгий говорит о современных церковных проблемах - о смешении веры и идеологии в постсоветском пространстве, о принципиальной невозможности совместить веру с любого рода насилием, о межконфессиональных конфликтах и путях их преодоления. Филолог-классик по образованию, Чистяков апеллирует к истории ранней Церкви и христианского богословия (к примеру, много говорит о верном толковании понятия «страх Божий»). Прекрасно разбирающийся в церковной истории и античной культуре, автор показывает, какое влияние оказали латинская и греческая философия на формирование христианской мысли и какова преемственность христианской мысли по отношению к античности. Немалую часть сборника занимают эссе – об Окуджаве, Платоне, Лихачеве, старушках, заставших революцию в подростковом возрасте, об умирающих детях, которых отец Георгий посещал, будучи настоятелем церкви при Республиканской детской клинической больнице. О чем бы ни писал автор, в каждой статье сборника он неизменно говорит о человеколюбии и нравственной подоплеке всего пласта мировой культуры и человеческой жизни вообще, притом избегая набившего оскомину формата поучения. Его эссе о христианстве – это, помимо всего прочего, еще и настоящая, большая литература, привлекающая внимание и верующих, и атеистов.
Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.
Реклама: С.92-95.
Вопросы мастерам о церковном искусстве:
Можно ли брать икону с собой в дорогу? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Фото Владимира Ештокина// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.96. – (рубрика «Вопросы мастерам о церковном искусстве»).
Почему св. Георгия Победоносца часто изображают в виде всадника-змееборца? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.96. – (рубрика «Вопросы мастерам о церковном искусстве»).
Реклама: С.97.
Эпилог. Пять вопросов о номере.
Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей// Фома. - №6(170) – июнь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).
Этот номер совершенно неожиданно открыл Юлию Пересильд (с.8). Актуальнейший материал – «Оставить в живых» (с.60). Лично как читателя глубоко волнует материал про новомучеников (с.44). И еще невероятно зацепил материал про обиды на родителей (с.18).
Так сказать:*
*В этой рубрике мы собираем маленькие фразы с большим смыслом, а еще -кадры, где за образом, пойманным фотографом, проступает неуловимое.
Псалтырь: Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то. И ныне чего ожидать мне, Господи? Надежда моя – на Тебя. Фото Дарьи Бариновой// Фома. –№6(170) – июнь 2017. – С.99 (3-я страница обложки). – (рубрика «Так сказать»).
4-я страница обложки: Реклама: О вере – детям. Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: АУДИО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте DETI.RADIOVERA.RU