М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 416 с. — (Humanitas).
Эта книга — наиболее полное на сегодняшний момент собрание публицистики известного православного священника Георгия Чистякова (1953–2007). Здесь объединены три сборника статей, выходившие до этого отдельными книгами: «Размышления с Евангелием в руках», «На путях к Богу Живому» и почти автобиографическое «В поисках Вечного Града». Все эти статьи, в свою очередь, были опубликованы во второй половине девяностых годов в редактируемой им же газете «Русская мысль», однако актуальность явно не потеряли.
Во многих статьях отец Георгий говорит о современных церковных проблемах — о смешении веры и идеологии в постсоветском пространстве, о принципиальной невозможности совместить веру с любого рода насилием, о межконфессиональных конфликтах и путях их преодоления. Филолог-классик по образованию, Чистяков апеллирует к истории ранней Церкви и христианского богословия (к примеру, много говорит о верном толковании понятия «страх Божий»).
Прекрасно разбирающийся в церковной истории и античной культуре автор демонстрирует, какое влияние оказали латинская и греческая философия на формирование христианской мысли и какова преемственность христианской мысли по отношению к античности.
Немалую часть сборника занимают и сторонние эссе — об Окуджаве, Платоне, Лихачеве, старушках, заставших революцию в подростковом возрасте, об умирающих детях, которых отец Георгий посещал, будучи настоятелем церкви при Республиканской детской клинической больнице.
Однако есть нечто, объединяющее все статьи сборника. О чем бы ни писал автор — о культурной истории христианства, о переводе «Энеиды», о своих друзьях и знакомых, о проблемах верующих в России, — он неизменно говорит о человеколюбии и нравственной подоплеке всего пласта мировой культуры и человеческой жизни вообще, притом избегая набившего оскомину формата поучения. Его эссе о христианстве — это, помимо всего прочего, еще и настоящая, большая литература, привлекающая внимание и верующих, и атеистов. Отец Георгий Чистяков вновь напоминает об этических и экзистенциальных законах бытия, часто заслоняемых от нас опытом повседневности и нравственной слепотой