1-я страница обложки. На белом фоне голова большого черного пса, который спокойно и терпеливо смотрит на голубую бабочку, севшую ему на нос (фото www.lori.ru). Сверху надпись: СМИРЯЙСЯ КАК СИЛЬНЫЙ. Внизу страницы: ЧЕМ СМИРЕННЫЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СЛАБАКА. См. материалы рубрики «Вопрос номера. Благодать, покаяние, смирение» (С.18-25).
Пролог:
Самуил Маршак. «Цветная осень — вечер года...».Стихотворение// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог»).
Содержание: С.3.
Даты месяца:
Даты месяца: октябрь// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.4-5. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:
13 октября. 50 лет назад родился художник Иван Глазунов. [Иван Глазунов. Из интервью Владимиру Легойде в программе «Парсуна»: «Мне очень близки слова Тарковского о том, в чем задача искусства. Он говорит, что — подготовить человека к смерти, размягчить его душу добром...»]. Фото из архива художника. - С.4;
24 октября. Собор Оптинских святых. [Текст знаменитой «Молитвы Оптинских старцев», авторство которой принадлежит преподобному Амвросию Оптинскому. Однако некоторые части вносили в молитву и жившие после него Оптинские старцы]. Ил.: Амвросий Оптинский. Фото. - С.4;
19 октября. День апостола Фомы. [О значении имени апостола]. Ил.: «Апостол Фома». Елена Черкасова. - С.5;
14 октября. Покров. [О празднике Покрова Пресвятой Богородицы]. Ил.: Икона праздника. - С.5;
30 октября. День памяти жертв политических репрессий. [В 2017 году на Бутовском полигоне в Подмосковье появился необычный колокол черного цвета. Висит он в самом конце «Сада памяти» - длинной аллеи-траншеи, на стенах которой написаны имена тысяч жертв политических репрессий. Многие из убитых и погребенных здесь пострадали за веру: на данный момент Церковь причислила к лику святых более трехсот человек]. Фото Владимира Ештокина. - С.5.
Колонка главного редактора:
Владимир Легойда. Невыносимая терпимость бытия [«Мы так любим рассуждать о невыносимой толерантности современного мира, что не замечаем: пока мы ищем противоядие «терпимости», разъедающей представления о добре и зле, мир расставляет перед нами новые ловушки. <...> Современный мир исходит из того, что ты не имеешь права считать другую точку зрения неправильной. То есть все точки зрения хороши - просто выбирай на вкус! <...> И если в свое время Кшиштоф Занусси сказал, что толерантность без любви — это равнодушие, то сейчас, мне кажется, мы видим равнодушие, возведенное в принцип...»]. Фото свящ. Игоря Палкина. Ил.: Фото Алексея Меньщикова// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).
Интервью номера:
Священники в поисках утраченного времени. Взгляд изнутри на одну острую проблему церковной жизни. [Вы нечасто бываете в храме, но тут вам понадобилось поговорить со священником — а вас просят час-другой подождать или зайти завтра? Или, может быть, вы постоянный прихожанин и испытываете острую нехватку простого человеческого общения с приходским батюшкой? Некоторые люди, оказавшись в такой ситуации, начинают сетовать на Церковь — мол, не до наших проблем здесь… Почему так происходит? Обсуждаем это с проректором Свято-Тихоновского богословского института протоиереем Николаем Емельяновым. Недавно он провел социологическое исследование устройства церковной жизни в России. И некоторые результаты этого исследования, мы уверены, окажутся неожиданными для многих из тех, кто сетует на «равнодушных священников»]. Беседовал Игорь Цуканов. Фото: Ольги Тайчиновой; Юлии Маковейчук; Алексея Мякишева; Сергея Воронина// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.8-17. - (рубрика «Интервью номера»). На врезке к статье, озаглавленной «Как измеряли “ресурс” современного священника» (С.13) — подробная информация о проведенном исследовании с отсылкой к посвященной ему книге протоиерея Николая Емельянова «Жатвы много, а делателей мало». Проблема взаимодействия священников и мирян в современной России (М.: Издательство ПСТГУ, 2019).
Вопрос номера. Благодать, покаяние, смирение:
Александр Ткаченко. Благодать, покаяние, смирение. Что все это значит? [В редакцию «Фомы» приходит много писем читателей с просьбой разъяснить смысл некоторых церковных слов. Парадокс, но среди терминов, которые иногда не до конца понимают даже люди с опытом церковной жизни, немало тех, что можно каждый день услышать в храме и часто встретить в духовной литературе. Вот например, что значат слова — благодать, покаяние, смирение? Разобраться поможет - статья постоянного автора «Фомы» психолога Александра Ткаченко]. Фото Алексея Мякишева// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.18-24. - (рубрика «Вопрос номера. Благодать, покаяние, смирение»).
Патриарх Кирилл. Страшно, когда свет причиняет боль. Из слова в четверг Светлой седмицы по окончании литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, 24 апреля 2014 года. Заголовок дан редакцией. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.25. - (рубрика «Вопрос номера. Благодать, покаяние, смирение»).
ВЕРА(раздел). – С.26-41.
Школа «Фомы». Именины:
Игорь. [Инфографика]. Значение имени: Имя Игорь скандинавского происхождения: Ingvarr значит «находящийся под защитой бога». В данном случае подразумевался скандинавский бог плодородия Фрейр, которого называли еще Ингви; День памяти: 2 октября; Святой благоверный князь Игорь Черниговский и Киевский: Житие; Другие святые и известные люди с именем Игорь: Игорь Святославич (1151-1202). Главный герой «Слова о полку Игореве», князь Новгород-Северский и Черниговский, приходился племянником святому князю Игорю и назван в его честь. Игорь Константинович Романов (1894-1918), сын великого князя Константина Константиновича (поэта К.Р.), правнук Николая I. Сброшен большевиками в шахту под Алапаевском вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной и инокиней Варварой, прославленных Русской Церковью в лике преподобномучениц. Иеродиакон Игорь (Иван Михайлович Конащук) (1879-1937). Был послушником в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, после революции 1917 года постригся в монахи, в октябре 1937 года арестован и расстрелян. Игорь Сикорский (1889-1972). Знаменитый российский авиаконструктор, изобретатель, религиозный мыслитель; Интересные факты: Подготовил Игорь Цуканов; Ил.: Святой благоверный Игорь Черниговский и Киевский. Иконография; Междоусобицы на Руси. Битва новгородцев с суздальцами. Икона, середина XV века; Заморские гости. Николай Рерих, 1901; Чудотворный образ Богородицы — Игоревская; Храм святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине (освящен в 2012 г.). Фото Андрея Пугачёва/wikimedia.org)// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.26-27. - (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Именины»).
[Читаем Писание:]
Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Апокалипсис Марка.* Ил.: Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита. Дэвид Робертс, 1850; Выход на арену цирка. Фёдор Бронников, 1869; Пересечение пути. Лесли Олдакер, 2014// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.28-33. – (раздел «Вера»). На вставках к материалу: «Евангелие от Марка, глава 13» (С.28,30,32).
*Продолжение публикаций (см. «Фома» №141,142,143,145,148,149,151,152,154,156, 158,161,163,164,165,166,167,168,169,170,172,173,175.177,178,179,181,182,185,186,189,192,195, 196,197) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, педагог Григорий Прутцков// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).
Школа «Фомы». Суть вещей:
Мозаика. [Инфографика]. Мозаика — (от французского слова mosaique и латинского musivum - «посвященное музам») - изображение или узор, выложенный из однородных или различных мелких частиц: камня, керамической плитки, смальты, стекла и других материалов; История: Краткое изложение истории искусства мозаики от самых ранних мозаик, найденных археологами в храмах Междуречья (IV тысячелетие до Р.Х.), до сегодняшнего времени; Виды камня для мозаики; Иллюстрации современной мозаики и различных этапов работы над ней даются «На примере мозаики, сделанной Гильдией храмоздателей для храма Сретения Господня при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря, Москва»// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.34-35. - (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Суть вещей»). На врезке к материалу (С.34) — руководитель мозаичной мастерской Гильдии храмоздателей Валентин Борисенко рассказываетоб особенностях мозаичных работ, осуществленных Гильдией в Сретенском храме.
Новомученики:
Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Иаков (Бобырев). 25.11.1883-17.10.1937. На фото: Священник Иаков Бобырев. Тверская тюрьма. 1932; Собрание батраков в селе перед вступлением в колхоз, 1929. Фото Макса Альперта/ РИА Новости// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.36-39. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).
Священномученик Иаков родился 25 ноября 1883 года в селе Букреево Курской губернии в семье крестьянина Ивана Бобырева, сохранившей крепкие православные традиции. Иаков окончил церковноприходскую школу и двухклассное училище, что позволило ему в 1901 году занять должность учителя в церковноприходской школе. В 1903 году поступил псаломщиком в храм в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Плаксино Курского уезда, где прослужил до 1915 года, когда был призван в армию. С ноября 1918 года по март 1919 года служил рядовым в батальоне связи в Красной армии. В 1919 году вернулся в Плаксино и в 1920-м был рукоположен во диакона. В начале 1930 года, во время гонений на Православную Церковь, за невыполнение заведомо завышенного плана хлебозаготовок был приговорен к трем годам высылки из Курской области. Он выехал в село Высоково Тверской области, где неподалеку, в деревне Никулино, жил его дядя, монах Алексий, поселившийся здесь после закрытия Калязинского монастыря. В феврале 1930 года архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) рукоположил диакона Иакова во священника ко храму Воскресения Христова в селе Высоково. Крестьяне полюбили священника за ревностное отношение к службе, и когда в 1931 году отец Иаков был арестован, церковный совет сразу же обратился с прошением к властям о его освобождении. Но следователи собрали показания свидетелей, обвинивших священника в антисоветской агитации, и 13 марта 1932 года его приговорили к пяти годам заключения и отправили в Свирский исправительно-трудовой лагерь вблизи станции Лодейное Поле. В конце 1936 года отец Иаков вернулся в село Высоково, где пять лет назад был арестован, и стал служить в том же храме. Не прошло и года после начала его служения, как поднялись с новой силой репрессии. 27 сентября 1937 года священник был арестован и заключен в тюрьму в городе Кашине. 15 октября тройка УНКВД по Калининской области приговорила священника Иакова Бобырева к расстрелу. Он был расстрелян через день, 17 октября 1937 года.
Говорят, что:
Говорят, что// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. - С.40-41. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:
Часто спрашивают: как православие относится к зависимости человека от кофе и чая? Отвечаем: - С.40.
Говорят, что помимо обычных есть какие-то особые смертные грехи... На самом деле. Ил.: Фрагмент иконы «Страшный суд», XV век. - С.40.
Почему в Церкви люди так часто постятся? Потому что. - С.41.
[Ответ священника:]
Боюсь епитимьи... / Спрашивает Ярослав. Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.41. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).
ЛЮДИ (раздел). – С.42-65.
«Проще всего сказать: давайте сделаем эвтаназию». История русской медсестры из Новой Зеландии, которая помогает умирающим в Москве. [В 1990-е годы родители Екатерины эмигрировали в Новую Зеландию. После школы Катя закончила медицинский университет и работает медсестрой в новозеландской больнице. Последние два года девушка приезжает на несколько месяцев волонтером в больницу святителя Алексия в Москве. О том, зачем она это делает, Екатерина рассказала «Фоме»]. Подготовил Кирилл Баглай. Фото Юлии Маковейчук. Имена пациентов изменены// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.42-49. - (раздел «Люди»).
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, педагог Григорий Прутцков// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).
У вас будет ребенок:
Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»), Департамент образования и науки Кемеровской области.
Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы рубрики - Тимур и Елена Кизяковы. Видеопаспорта детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.50-51. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:
Данил, видеопаспорт № t5ti, родился в мае 2006 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.50-51.
Савва, видеопаспорт № d0hu, родился в июле 2006 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.50-51.
Куда обращаться будущим попечителям Данила и Саввы. – С.51.
В специальном проекте «Фомы» - пять настольных развивающих игр-самоделок для детей 5-12 лет. В этом номере учимся играть в «Муху».
«Муха». Об игре рассказывает Татьяна Иостман, педагог, руководитель скаутского отряда «Сполох»// Фома. - №10(198) - октябрь 2019. – С.51. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Настольные игры для детей»).
Пять любимых фотографий Юлии Маковейчук [Юлия Маковейчук — фотограф журнала «Фома», PR-директор и фотограф фонда «Дом Друзей». Была личным фотографом архиепископа Якутского и Ленского Романа (Лукина) и фотографом Якутской епархии. Преподаватель годичных курсов «Мастер документальной фотографии» совместно с Андреем Рогозиным. В 2011-2016 годах — фотограф-волонтер фонда «Справедливая помощь» доктора Лизы Глинки. Фото Анны Гальпериной]. Публикации фото сопровождаются содержательными пояснениями автора// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.52-58. - (раздел «Люди»). Представлены следующие фотоработы:
1. Из проекта «о жизни “солнечных детей” в Свято-Елисаветинском детском доме при Марфо-Мариинской обители милосердия». [Молитва воспитанницы перед обедом]. - С.52-53;
2. «При первом взгляде можно подумать, что некий священник летит над большим водоемом вроде озера. Все почти так и есть. На фото - епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан и маленький, но забавный эпизод, произошедший во время одной из наших совместных миссионерских поездок по его огромной епархии». - С.54-55;
3. «...одна из моих самых любимых картинок. Я ею очень горжусь, это настоящая профессиональная удача... Здесь мы видим освящение храма, момент, когда престол обвязывают бечевкой — вервием <...> Справа на створке царских врат фрагмент иконы Благовещения, и у Богородицы в руках тоже веревочка красного цвета — традиционное для этого образа указание... И получается зримое доказательство того, что происходящее в храме всегда повторяется на небесах». [Снято во время освящения владыкой Романом храма в Якутии]. - С.55;
4.«...здесь изображен рассвет, времени примерно четыре часа утра, в утреннем тумане люди ловят рыбу на Галичском озере в Костромской области. Ловят теми самыми неводами и тем же самым способом, которым ловили ее апостолы в Галилейском море...». - С.56;
5.[Архиепископ Якутский и Ленский Роман на собачьей упряжке едет в один из храмов, чтобы совершить там богослужение]. «Был март месяц, воздух немного потеплел, было не минус 50, а всего минус 37, но все равно очень холодно и сильный ветер. <…> В чем символичность этой картинки — владыка здесь очень решительный получился... Он будто олицетворяет собой того истинного миссионера, о котором писали в позапрошлом веке, - которые пешком покоряли Север и приходили ко всем народам». - С.57.
См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, педагог Григорий Прутцков// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).
Как в нашей жизни случилась «Вера». [Радио «ВЕРА» отмечает первый юбилей — 5 лет в FM-эфире. За это время было начато вещание в более чем пятидесяти городах. Радио «ВЕРА» стало одним из ведущих СМИ, которое непрерывно говорит со своими слушателями о вере, надежде, любви и Боге.* К юбилею сотрудники «ВЕРЫ» поделились с «Фомой» самыми запомнившимися историями, случившимися с ними во время работы]. Историями поделились: Роман Торгашин, директор; Александр Ананьев, ведущий программ «Вопросы неофита», «Светлый вечер» и «Семейный час»; Алексей Пичугин, ведущий программ «Светлый вечер», «Прогулки по Москве», автор радиоблога «Частное мнение»; Дарья Мангушева, продюсер программы «Дело дня». Подготовила Анастасия Спирина// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.58. - (раздел «Люди»).
*Редакция журнала «Фома» поздравляет дорогих коллег с юбилеем и желает помощи Божией в их действительно важном деле!
Реклама: С.59.
Павел Попов. Я смеялся над Церковью, а теперь восстанавливаю храм.[Он был коком, маляром, слесарем и... убежденным атеистом. А потом попал в Москве на выставку, и жизнь его перевернулась. Сегодня известный художник Павел Попов подолгу живет в глуши на Русском Севере, помогает восстанавливать сельскую церковь, участвует в многодневных крестных ходах и каждую неделю читает акафисты в храме...]. Подготовила Наталья Харпалева. Ил.: Картины Павла Попова: Потерянный рай. 2004; Дом в деревне Халуй. 2010; Черноплодная рябина. 2017; Русская деревня. 2017; Тайная вечеря. 2000; Рождество. 2001; Букет для Лизы. 2007; Бабушка из деревни Погорелово. 2013// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.60-65. - (раздел «Люди»).
КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-89.
Лев Карахан. Масскульт: искусство или наркотик? [Массовая культура — как она возникла, как она гипнотизирует миллионы людей и, наконец, как не попасть в расставленные ею капканы? Об этом идет разговор с известным кинокритиком Львом Караханом]. Беседовал Тихон Сысоев. Фото Владимира Астапковича/РИА Новости. Полную версию интервью читайте на сайте foma.ru — из нее вы узнаете, кто впервые диагностировал такое явление, как массовая культура, и почему сегодня комедии Гайдая не считаются чем-то поверхностным по сравнению с фильмами Тарковского// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.66-75. - (раздел «Культура»).
Семейное чтение:
Александр Ткаченко. Притчи: как Христос учил людей. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.76-81. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).
Школа «Фомы». Книга. Стоит перечитать:*
*В этой рубрике друзья «Фомы» называют книги, о которых, кажется, почти все знают еще со школы, но которые непременно стоит перечитать.
Эрнест Хемингуэй. Праздник, который всегда с тобой.
Книгу рекомендует журналист, автор и ведущий программ на радио «Вера» и телеканале «Спас» Константин Мацан.[«Каждый год возникает настроение перечитать «Праздник, который всегда с тобой» Эрнеста Хемингуэя. Это автобиографическая повесть уже постаревшего человека, который рассказывает о своей юности. В тексте есть такие слова: “мы были очень бедны и очень счастливы”. И это очень глубокая мысль: чтобы быть счастливым, не нужно многого. Нужно уметь ценить каждый день, ведь он — праздник просто потому, что ты живешь. И в этом слышится христианская нота. <…> В христианском понимании праздник, который ты всегда носишь с собой, - это вера. Христос в сердце — всегда с тобой. Так, простая мысль об умении ценить каждое мгновение соединяется с глубокой христианской интуицией»]// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.82. - (рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).
[Информация о книге]. Автор: Эрнест Хемингуэй (1899-1961) — американский писатель, журналист. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года «За высокое мастерство в искусстве повествования, продемонстрированное недавно в “Старике и море”, и за влияние, которое он оказал на современный стиль». О чем книга: «Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж — это праздник, который всегда с тобой», — так начинает свою книгу воспоминаний Хемингуэй. В «Празднике…» он вспоминает свои молодые годы, проведенные в Париже в 1920-х годах. Париж здесь ключевой персонаж — любимый город, которому писатель до конца жизни был благодарен; История создания: Над своей автобиографической книгой о временах молодости писатель трудился уже в зрелом возрасте, с 1956 по 1960 год, однако не успел ее подготовить к публикации. Мемуары вышли в свет только после смерти автора в 1964 году. Предлагались различные названия для последнего текста Хемингуэя. На русский язык название перевели как «Праздник, который всегда с тобой»; Писатель и Город: Париж был любимым городом Хемингуэя. Впервые он побывал здесь еще во время Первой мировой, в 1918 году. В 1921 году двадцатидвухлетний Хемингуэй-журналист в качестве иностранного корреспондента газеты «Торонто стар» вместе с женой приехал в Париж. Несмотря на бедность, Хемингуэй упорно не хотел, чтобы его литературное, а не журналистское, творчество становилось источником денег. Писатель восхищался Парижем. Одним из его любимых мест для прогулок был Люксембургский сад. В Париже он много читает, знакомится с мировой литературой, именно здесь его всерьез захватывает увлечение литературным творчеством; Интересные факты: Подготовила Ася Занегина;Ил.: Эрнест Хемингуэй. Фотопортрет; Обложка одного из русских изданий повести «Праздник, который всегда с тобой» (М.: АСТ, 2015); Фото с конкурса двойников Хемингуэя, который уже 40 лет ежегодно проводится во Флориде; Обложка номера журнала «Лайф», где в 1952 году была напечатана повесть Хемингуэя «Старик и море»; Кадр из анимационного фильма Александра Петрова «Старик и море» (1999)// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.82.-83. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).
Картины смотрятся лучше на пустой желудок. Отрывок из произведения Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой». Перевод с англ. М. Брука, Л. Петрова и Ф. Розенталя. Заголовок отрывка дан редакцией// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.84.-85. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать»).
Строфы
Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».
Игорь Волгин. Только нежность. Подборка стихотворений («За околицей, возле оврага…»; «Но пробужденье добрых чувств...»; «Отплакала, отпела, отлюбила...»; «Я хоронил товарищей моих...»; «Отец уже три года не вставал...»; «Эти поздние стихи...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото Екатерины Волгиной. Иллюстрация Марии Заикиной// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).
Что читать:
Представлены и отрецензированы издания:
Протоиерей Сергий Овсянников. Книга про свободу. Уйти от законничества, дойти до любви. – М.: Никея, 2018. – 272 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Это последняя книга скончавшегося на Рождество 2018 года протоиерея Сергия Овсянникова, настоятеля православного прихода в Амстердаме. Поставленный в ней вопрос о том, как человеку воспринимать свою свободу и свои страхи, возник у автора, наверное, в самое актуальное время и в самом подходящем для этого месте — тюрьме, куда он попал, находясь на службе в Советской Армии. Именно в карцере родилась идея, ставшая основой этого произведения: «Свобода может быть только в Боге». Надо сразу предупредить: вопросов здесь больше, чем ответов, да и те, что есть, не претендуют на роль неких ноу-хау в области философии. И это большое преимущество книги, которая приглашает вместе с автором пройти этот тернистый путь. К счастью, терниями таких, на первый взгляд, отстраненных рассуждений усажены не все двести с лишним страниц. Каждый найдет для себя что-то полезное. Взять, к примеру, интереснейший разбор восьми смертных грехов — когда и откуда взялось такое число, как они «мутировали» в ногу с техническим прогрессом и самое главное — как теперь с ними бороться. Подход к «материям» здесь по-западному въедливый и практический. К слову, о Западе. Конечно, отец Сергий, как старый эмигрант, не упускает возможности сравнить две страны и, сам пожив в логове полумифического «зверя», не обходит вниманием химеру европейского демократического загнивания. Декларируемая свобода всего на свете, как это обычно и бывает, подразумевает множество нюансов, и чтобы их осмыслить, потребуется много труда.
Не верю! Дискуссии о Боге. - М.: Никея, 2019. – 304 с. / Представляет Иван Григорьев// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Броское «Не верю!» через рассеченную надвое ярко-красную обложку — это не провокация, а название дискуссионной передачи на телеканале «Спас», где нехристиане (представители интеллигенции, журналисты, интернет-знаменитости) оппонируют православным, среди которых в основном священники — и не простые, а с большим опытом в медиа. У стороннего человека такой формат теледебатов, конечно, может вызвать настороженность по ассоциации с другими проектами отечественного эфира, но это лишь на первый взгляд. На самом деле, ничего скандального здесь нет, а есть невероятно высокий для Восточной Европы уровень дискуссии. Ведущий Константин Мацан в предисловии возводит традицию таких диалогов к беседам митрополита Антония Сурожского и Марганиты Ласки на Би-би-си в 1970-е. Действительно, напряженный разговор между совершенно разными людьми на острые и противоречивые темы остается в рамках цивилизованности и взаимного уважения. В книгу вошли 15 расшифровок самых интересных и рейтинговых передач, например, с журналистом Владимиром Познером и протоиереем Максимом Козловым, Анатолием Вассерманом и протоиереем Александром Абрамовым. Такое серьезное интеллектуальное противостояние, несомненно, привлекает не одних только православных редким поводом испытать свои убеждения на прочность. А переведенные в текст диалоги делают удобнее и чисто эстетическое восприятие словесного поединка, позволяя следить за языковыми маневрами и риторическими приемами собеседников.
Протоиерей Георгий Завершинский. «Санфиш».Повесть. – М.: Издательский дом «Василиса», 2017. – 208 с.: 6 л. ил. / Представляет Наталья Богатырева// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.88. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Трагическая судьба подводной лодки, которая у англичан называлась «Sunfish», а у нас - «В-1», для протоиерея Георгия Завершинского стала отправной точкой книги, соединившей черты философско-исторического романа и психологической мелодрамы. Москвичка Александра и житель Эдинбурга Эдвард познакомились в Интернете, встретились в Шотландии, удостоверились в глубоком взаимном чувстве. Но выясняется, что дед Эдварда - тот самый летчик британских ВВС, который по ошибке, приняв за немецкую, в 1944-м потопил субмарину «Санфиш», где служил дед Александры. Почти шекспировская история, усиленная поисками ответов на вечные вопросы в духе Достоевского, Толстого, Чехова: «Как бы ей хотелось искренне поговорить с дедом! Узнать, простил ли он перед смертью летчиков — англичан или шотландцев, что потопили его? Не ощущал ли несправедливости высших сил — к себе и другим морякам лодки «В-1»?.. Обстоятельства уже не пересмотришь... Но как принять непоправимое?.. Что приходит раньше — наказание для сделавших зло или милосердие к тем, кто его стал жертвой?.. Какой ты, Господи, - милующий или наказующий?..» Небольшая книга, а сколько удалось в ней автору сказать! О поисках родной души, о равенстве всех в праве на жизнь, о вере и прощении, которое дает ощущение счастья.
Алистер Макграт. Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию. Перевод с английского Л. Б. Сумм. – М.: Эксмо, 2019. – 520 с. / Представляет Александр Соловьев// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.89. - (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).
Книги Клайва Льюиса уже давно вошли в обиход позднесоветских интеллектуалов, чему во многом поспособствовало восьмитомное собрание сочинений. Изданы также том его богословских текстов и его академические труды. Однако для разных людей Льюис открывается по-разному: для детей он автор сказок о Нарнии, для христиан и религиоведов он апологет, для филологов — ученый, автор знаменитых работ о «Потерянном рае», средневековом романе и поэзии трубадуров. Книга Алистера Макгарта - попытка понять Льюиса целиком, построить его интеллектуальную биографию. Это — серьезный научный труд, сочетающий и архивную работу, и тонкие филологические наблюдения о нарнийском цикле, и культурный контекст до- и послевоенной Англии, и массивный библиографический и справочный аппарат. Но, что бывает нечасто, биография чрезвычайно остроумная и увлекательная. Автор выстраивает повествование вокруг трех топосов Льюиса: Оксфорд, где состоялась дружба с Дж. Р. Р. Толкином, обращение в христианскую веру, благодаря чему были написаны первые апологетические работы; Нарния, история публикации, композиция и символическая структура которой анализируются с академической обстоятельностью; и, наконец, Кембридж, где Льюис работал последние годы жизни. Макграт пишет историю Льюиса, в первую очередь опираясь на его тексты — художественные, научные и апологетические. Несмотря на то, что в книге активно задействованы архивные, эпистолярные и мемуарные документы, касающиеся Льюиса, автора скорее интересует не уточнение конкретных биографических фактов, а путь от знакомства с Толкином к обращению, от апологетики военного времени - к сказкам Нарнии и так далее. Его биография населена огромным количеством людей, что превращает книгу еще и в интереснейшее повествование об Англии между двумя мировыми войнами. Однако для тех, кто Льюиса не читал, такая биография явно не лучшее начало знакомства с писателем. Кроме того, опытный читатель тоже может ощутить некоторую досаду — в книге снова слишком много внимания уделено Нарнии (целый раздел), и слишком мало, например, позднему изумительному роману «Пока мы лиц не обрели». Как бы то ни было, эта книга надолго останется лучшим, что написано о Льюисе, и тот факт, что она переведена, - большое счастье для любого ценителя его работ.
Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.
Реклама: С.92-95.
Вопросы о церковном искусстве:
Как выбрать икону для ребенка? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Фото Антона Валентинова// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).
Для чего нужны подписи на фресках и иконах? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»// Фома. - №10(198) – октябрь 2019. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).
Реклама: С.97.
Эпилог:
3 вопроса о «Фоме». Отвечает журналист, педагог Григорий Прутцков// Фома. - №10(198) — октябрь 2019. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).
1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? История русской медсестры Екатерины из Новой Зеландии (с. 42), которая помогает умирающим в паллиативном отделении больницы святителя Алексия в Москве. Екатерина разрывает укоренившийся стереотип о том, что уход за безнадежными больными в зарубежных больницах поставлен во всех отношениях лучше, чем у нас. Бюрократизация волонтерства в Новой Зеландии не самое страшное, с чем может столкнуться желающий послужить ближнему. Запрет на разговоры о политике еще можно оправдать... Но запрет говорить о религии оправдать никак нельзя...
2. Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? «Апокалипсис Марка» - толкование Марины Андреевны Журинской (с. 28) тринадцатой главы Евангелия от Марка, в которой Христос говорит о конце времен.
3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Опубликованные в этом номере фотографии известного фотографа Юлии Маковейчук (с. 52) навели на мысль, что мы очень мало знаем о том, как развивается православие в дальних районах нашей страны и планеты...Как проходит день священника в небольшом селе за Полярным кругом, где нет не то что богатых прихожан, но даже нормальных дорог? Чем живет, какие трудности испытывает принявший православие африканец, китаец или таджик?
4-я страница обложки: Реклама: О вере – детям. Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: АУДИО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте DETI.RADIOVERA.RU