Мозаика — (от французского mosaïque и латинского musivum — «посвященное музам») — изображение или узор, выложенный из однородных или различных мелких частиц: камня, керамической плитки, смальты, стекла и других материалов.

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. 

История

Самые ранние мозаики, найденные археологами в храмах Междуречья, относятся к IV тысяче­летию до Р.  Х. Мозаика занимала важное место в искусстве Древнего Египта и в древнем мире Греции и Рима. В Византии мозаикой часто украшали храмы. На Руси расцвет мозаики пришелся на X–XII века, после чего возник перерыв в развитии этого искусства до XVII века. Возрождение мозаики произошло в эпоху модерна (постройки А. Гауди, мозаики Г. Климта, М. А. Врубеля). Сейчас мозаика используется для украшения зданий, интерьеров и произведений декоративно-прикладного искусства.

На примере мозаики, сделанной Гильдией храмоздателей для храма Сретения Господня при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря, Москва 

Ангелы предстоят Крещению Спасителя, ожидая Его выхода из воды, чтобы облачить Спасителя в новые одежды:

Суть вещей: мозаика

Лик одного из ангелов:

Суть вещей: мозаика

Виды камня для мозаики:

1.

Суть вещей: мозаика

Необработанный натуральный камень — природный материал, который расколот с помощью молотка и наковальни.

2.

Суть вещей: мозаика

Обработанный отполированный камень.

3.

Суть вещей: мозаика

Золотая смальта — на цветное стекло кладут сусальное золото и дважды запекают в печи.

4.

Суть вещей: мозаика

Цветная смальта — цветной песок и реактивы смешивают и нагревают.

Этапы создания:

Суть вещей: мозаика

У заказчика утверждается эскиз, затем рисуется изображение в натуральную величину и размещается на стене. В него вносятся необходимые изменения. Затем мозаику отвозят обратно в мастерскую.

Суть вещей: мозаика

В мастерской мозаику выкладывают либо непосредственно в цементный раствор лицевой стороной вверх (прямой набор), либо камни закрепляются на клеевую пленку, а затем панно монтируют на нужную поверхность и планку снимают (обратный набор).

Суть вещей: мозаика

После переноса мозаики из мастерской в храм, изображение можно добрать и подправить на месте.

Художественная идея

Валентин Борисенко, руководитель мозаичной мастерской Гильдии храмоздателей

Суть вещей: мозаика

Сретенский храм находится в комплексе сооружений Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи: кинотеатра, школы, просветительского центра. Поэтому у него особая миссионерская задача. 

Для крещения людей и в качестве перехода между светскими помещениями Центра и храмом мы построили крестильню, украшенную орнаментами и материалами, которые относят нас к первым веками христианства. 

За алтарем находится небольшое пространство с изображением сюжета Крещения Господня. Мы будто видим только часть сохранившейся древней мозаики: сначала идет штукатурный фон, который становится более фактурным при приближении к иконе. Затем начинается большая плоскость колотого мрамора, который переходит в резные элементы, а потом — в мозаику из кусочков колотого мрамора. Акцент на ключевых элементах сюжета делается с помощью полудрагоценных камней, цветной и золотой смальты, дополняющих мозаику. Так при помощи иерархии материалов мы подчеркнули идею преображения земной материи в священное изображение.

Суть вещей: мозаика

Гильдия храмоздателей — профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов и мастеров в области сакрального искусства.
По вопросам сотрудничества: +7 (495) 258-03-33
, gildehram@gmail.com, Москва, 2-ая улица Энтузиастов, дом 5, корпус 7.

0
0
Сохранить
Поделиться: