Мозаика — (от французского mosaïque и латинского musivum — «посвященное музам») — изображение или узор, выложенный из однородных или различных мелких частиц: камня, керамической плитки, смальты, стекла и других материалов.
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.
История
Самые ранние мозаики, найденные археологами в храмах Междуречья, относятся к IV тысячелетию до Р. Х. Мозаика занимала важное место в искусстве Древнего Египта и в древнем мире Греции и Рима. В Византии мозаикой часто украшали храмы. На Руси расцвет мозаики пришелся на X–XII века, после чего возник перерыв в развитии этого искусства до XVII века. Возрождение мозаики произошло в эпоху модерна (постройки А. Гауди, мозаики Г. Климта, М. А. Врубеля). Сейчас мозаика используется для украшения зданий, интерьеров и произведений декоративно-прикладного искусства.
На примере мозаики, сделанной Гильдией храмоздателей для храма Сретения Господня при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря, Москва
Ангелы предстоят Крещению Спасителя, ожидая Его выхода из воды, чтобы облачить Спасителя в новые одежды:
Лик одного из ангелов:
Виды камня для мозаики:
1.
Необработанный натуральный камень — природный материал, который расколот с помощью молотка и наковальни.
2.
Обработанный отполированный камень.
3.
Золотая смальта — на цветное стекло кладут сусальное золото и дважды запекают в печи.
4.
Цветная смальта — цветной песок и реактивы смешивают и нагревают.
Этапы создания:
У заказчика утверждается эскиз, затем рисуется изображение в натуральную величину и размещается на стене. В него вносятся необходимые изменения. Затем мозаику отвозят обратно в мастерскую.
В мастерской мозаику выкладывают либо непосредственно в цементный раствор лицевой стороной вверх (прямой набор), либо камни закрепляются на клеевую пленку, а затем панно монтируют на нужную поверхность и планку снимают (обратный набор).
После переноса мозаики из мастерской в храм, изображение можно добрать и подправить на месте.
Художественная идея
Валентин Борисенко, руководитель мозаичной мастерской Гильдии храмоздателей
Сретенский храм находится в комплексе сооружений Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи: кинотеатра, школы, просветительского центра. Поэтому у него особая миссионерская задача.
Для крещения людей и в качестве перехода между светскими помещениями Центра и храмом мы построили крестильню, украшенную орнаментами и материалами, которые относят нас к первым веками христианства.
За алтарем находится небольшое пространство с изображением сюжета Крещения Господня. Мы будто видим только часть сохранившейся древней мозаики: сначала идет штукатурный фон, который становится более фактурным при приближении к иконе. Затем начинается большая плоскость колотого мрамора, который переходит в резные элементы, а потом — в мозаику из кусочков колотого мрамора. Акцент на ключевых элементах сюжета делается с помощью полудрагоценных камней, цветной и золотой смальты, дополняющих мозаику. Так при помощи иерархии материалов мы подчеркнули идею преображения земной материи в священное изображение.
Гильдия храмоздателей — профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов и мастеров в области сакрального искусства.
По вопросам сотрудничества: +7 (495) 258-03-33, gildehram@gmail.com, Москва, 2-ая улица Энтузиастов, дом 5, корпус 7.