1 страница обложки – портрет Чулпан Хаматовой, актрисы, соучредителя фонда «Подари жизнь» (фото ИТАР-ТАСС). См. ее заметку «Мир без равнодушия» на С.24-25.
Пролог:
(на заставке – фото протоиерея Николая Балабанова)
Сергей Есенин. «Чую радуницу Божью…». Стихотворение, 1914// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.2. – (рубрика «Пролог»).
Содержание: С. 3.
Письма:
Письма об уроках. 5 октября 2010 года, с благодарностью нашим учителям. Подборка отрывков из писем, цитат из книг, воспоминаний, дневников// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.4-6. – (рубрика «Письма»). В подборку включены:
Притчи Соломона 4:3-6. Цитата: «Ибо я был сын у отца моего…». – С.4;
Главный предмет/ Анна, 36 лет, Ивановское. – С.4;
Из воспоминаний Андрея Михайловича, младшего брата Ф. М. Достоевского («В это время к нам ходили на дом два учителя…»). – С.4;
Святитель Николай Сербский, из письма молодому учителю («Мой молодой друг, если ты зовешься народным учителем…»). – С.4;
«Письмо заложнику», Антуан де Сент-Экзюпери. Цитата («Никто из нас не вправе себе одному приписать чистоту помыслов…»). – С.5;
Тусовщик/Александра, 21 год, Москва. – С.5;
Научи меня жить/ Из песни группы «Воскресение», стихи Алексея Романова. Цитата (Научи меня жить, научи меня что-нибудь делать…»). – С.5;
Учиться задумываться/ Константин, 23 года, Москва. – С.5-6;
Ф. М. Достоевский. «Дневники писателя», 1873. Цитата («Учитель – это штука тонкая, народный, национальный учитель вырабатывается веками…»). – С.6;
Отец/ Иван, 37 лет, Санкт-Петербург. – С.6;
Послание к евреям апостола Павла 13:7. Цитата («Поминайте наставников ваших…»). – С.6.
Реклама: С.7.
Колонка главного редактора:
Монолог:
Владимир Легойда. О формате СМИ и не только. Размышления в преддверии фестиваля «Вера и слово». Фото Владимира Ештокина// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.8-9. – (рубрика «Колонка главного редактора. Монолог»).
Интервью номера:
«Молитве в теплом кресле не научишься». Католический монах-отшельник перешел в Православие. Беседа с известным богословом иеромонахом Габриэлем Бунге, который ведет отшельнический образ жизни в маленьком скиту в Швейцарии. 27 августа 2010 года он перешел из Католичества в Православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. Беседовал Константин Мацан. Фото Владимира Ештокина и фото, предоставленное порталом Богослов.ru// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.10-14. – (рубрика «Интервью номера»). Имеется краткая биографическая справка «Габриэль Бунге» (С.11).
См. также: Бескомпромиссность молитвы. Отклик на интервью с Габриэлем Бунге («Фома» №10(90), октябрь 2010 года)/ Автор отклика - Валя, Москва// Фома. - №12(92) – декабрь 2010. – С.96. - (рубрика «Отклики»).
Реклама: С.15.
Вступление к теме от Редакции. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.16-17. – (рубрика «Тема номера. Милость сердца»).
Александр Ткаченко. Парадокс милосердия. Ради чего христиане творят добро. Фото Михаила Масленникова, «РИА Новости», Марата Хаялутдинова// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.18-23. – (рубрика «Тема номера. Милость сердца»).
Ивар Максутов, религиовед, преподаватель РГГУ, председатель московского религиоведческого общества. Во всех ли культурах есть понятие «милосердие»? Как понимают его разные культуры?// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.23. - (рубрика «Тема номера. Милость сердца»).
Кто для Вас пример для подражания в делах милосердия?// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.24-27. – (рубрика «Тема номера. Милость сердца»). На вопрос ответили:
Чулпан Хаматова, соучредитель фонда «Подари жизнь». Е Записала Оксана Головко. Фото предоставлено фондом «Подари жизнь». – С.24-25;
Юлия Данилова, главный редактор журнала «Нескучный сад» и портала «Милосердие.ру», Москва. Повод для удивления и радости. Фото Владимира Ештокина. – С.25;
Инга Коложвари, директор АНО «Проект СО-действие», Москва. То, что не измеряется в деньгах. Фото из архива автора. – С.25;
Александра Славянская, президент благотворительного фонда «Счастливый мир», генеральный директор группы компаний «Овентал», Москва. Когда жертвуют самые нуждающиеся. Фото из архива автора. – С.26;
Матвей Масальцев, главный редактор журнала «Деньги и благотворительность» и портала www.philanthropy.ru, Москва. О деятельном милосердии. Фото из архива автора. – С.26;
Диана Гурцкая, певица, председатель Попечительского совета фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца», Москва. Прощение палачам. Фото Владимира Ештокина. – С.26;
Священник Алексей Борискин, клирик церкви свв. Бориса и Глеба (Великий Новгород), к.м.н., врач оториноларинголог, председатель Новгородского общества православных врачей. Претерпевшие до конца. Фото Дениса Маханько. – С.27.
Пантелеимон, епископ (Орехово-Зуевский). «Если Бог есть Любовь, то и человек есть любовь». Беседа о милосердии с епископом Пантелеимоном, возглавляющим Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Беседовала Валерия Посашко. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.28-29. – (рубрика «Тема номера. Милость сердца»).
См. также: О «выгорании». Отклик на интервью епископа Пантелеимона («Фома» №10(90), октябрь 2010 года)/ Автор отклика – Инна Смирнова, Подольск// Фома. – №12(92) – декабрь 2010. – (рубрика «Отклики»).
ВЕРА (раздел). – С.30-43.
Сергей Худиев. Что такое свобода?// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.30-34. – (раздел «Вера»).
Реклама: С.35.
Новомученики:
Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Калмыцкий миссионер. Памяти священномученика Амфилохия (Скворцова). Фото Владимира Ештокина// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.36-37. – (раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).
1 октября Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского. Родился 17 февраля 1885 года в селе Норваш Казанской губернии в семье псаломщика, в крещении наречен Александром. На первом курсе Казанской духовной академии, в 1907 году, пострижен в мантию с именем Амфилохий. В 1909 году командирован академией в Астраханскую губернию, изучать калмыцкий язык для дальнейшей деятельности в Православной миссии среди калмыков Астраханской степи. В 1910 рукоположен в иеромонаха, окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при ней профессорским стипендиатом. Был одним из активных участников миссионерских съездов, на которых обсуждались вопросы переводов Священного Писания на калмыцкий язык. В 1911 году назначен исполняющим обязанности доцента при кафедре монгольского языка, истории и обличения ламаизма. В 1912-ом командирован в Монголию для изучения местного языка и литературы, касающейся ламаизма. В 1913 командировку продлили еще на один год с обязательством по возвращении прослужить в профессорской должности не менее пяти лет. После октябрьского переворота 1917 года иеромонах Амфилохий поселился в Успенском мужском монастыре неподалеку от Красноярска, а в феврале 1919-го вместе с пятью монахами переехал на озеро Тиберкуль в Минусинском уезде, где ими был основан скит. 8 марта 1925 года Патриарх Тихон хиротонисал его во епископа Красноярского, в апреле владыка прибыл в Красноярск и выступил с обличениями обновленцев. В 1926 году арестован и приговорен к трем годам заключения в Соловецком концлагере. После освобождения получил новое назначение в Самарскую губернию, но подал прошение и получил разрешение уйти на покой. В июле 1928 года прибыл в село Анжуль в Хакассии, где жили монахини к этому времени уже закрытого Матурского монастыря. Вскоре здесь образовался новый небольшой монастырь из десяти человек во главе с епископом Амфилохием. В апреле 1931 года вновь арестован и заключен в тюрьму. Приговорен к пяти годам концлагеря. Через два года против него выдвинули новые обвинения, срок заключения увеличили. 30 апреля 1937 года отбыв все, что было ему назначено, не поучил освобождения. 4 июня - открыто новое дело. По нему 20 сентября епископ Амфилохий приговорен к расстрелу. Казнен 1 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле.
Диалоги с неизвестным. К выходу нового издания сочинений выдающегося русского пастыря, философа и богослова - протоиерея Валентина Свенцицкого* (1881-1931): Протоиерей Валентин Свенцицкий. Диалоги. Статьи, проповеди, письма. – М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2010. – (серия «Слово исповедников ХХ века»)// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.38-41. – (раздел «Вера»). Публикация включает следующие материалы:
/Предисловие/ Егор Агафонов, старший редактор издательства ПСТГУ, рассказывает, почему появилась необходимость подготовки нового издания и чем оно будет отличаться от предыдущих. – С.38;
Протоиерей Валентин Свенцицкий. Диалоги. Отрывки. – С.38-41;
/Биографическая справка/ «Богослов и публицист, драматург и прозаик, церковный мыслитель и общественный деятель, исповедник протоиерей Валентин Свенцицкий…». – С.41;
Калинин Д. В. (внук В. П. Свенцицкого) и протоиерей Калинин Л. Д. (его правнук) в связи с появлением уточненных данных просят с 2010 года давать все ссылки на биографию В. Свинцицкого только по биографическим очеркам, опубликованным в первом томе его «Собрания сочинений» (М.: Даръ, 2008) и новом издании «Диалогов» (М.: ПСТГУ, 2010). – С.41.
Простые вопросы:
Фотофакт:
В Москве построят 200 новых храмов. Свои небольшие приходы возникнут в спальных районах столицы. Они будут не только удовлетворять молитвенные нужды, но и нести важную социальную функцию, выполняя роль культурных центров и центров служения милосердия. Планируются типовые проекты, рассчитанные на 300 и 500 человек// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.42. – (раздел «Вера», рубрика «Простые вопросы. Фотофакт»).
Простые вопросы:
Зло «во имя Божие»? Как можно объяснить казни, войны и другие злые дела, совершенные (и совершаемые) «во имя Божие»? Отвечает Сергей Худиев// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.42. – (раздел «Вера», рубрика «Простые вопросы»).
Почему Православие называется именно так?; Почему в молитвах из молитвослова так много самоуничижения – надо называть себя и «грешным», и «окаянным и недостойным», и «достойным всякого осуждения и муки»… Разве Богу это нужно? Отвечает Сергей Худиев// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.43. – (раздел «Вера», рубрика «Простые вопросы»).
Ответ священника:
Родители отказников и Пятая заповедь. Если родители бросили ребенка в детстве, а потом, через десятилетия, появились, является ли отказ от общения с ними нарушением заповеди «Почитай отца и мать»? Отвечает протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма г. Жиздра, Калужская область. Фото из архива автора// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.43. – (раздел «Вера», рубрика «Простые вопросы. Ответ священника»).
ЛЮДИ (раздел). – С.44-57.
Остров не для зайцев. Один день волонтером на Валааме. Фото и текст Марии Мироновой// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.44-49. – (раздел «Люди»).
У вас будет ребенок:
Совместный проект журнала «Фома», рубрики «У вас будет ребенок» передачи «Пока все дома» (Первый канал) и Регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Волгоградской области.
Найти малыша по видеопаспорту. Авторы - Тимур и Елена Кизяковы// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.50-51. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:
Наташа. Видеопаспорт № oqbm (Мои достижения; Обо мне; Мое здоровье; Я люблю; Мои документы). – С.50;
Паша. Видеопаспорт № 5hn8 (Я люблю; Обо мне; Мои достижения; Мое здоровье; Мои документы). – С.51;
Куда обращаться будущим родителям Наташи и Паши. – С.51;
В помощь усыновителям. На вопрос: «Где в Интернете можно получить информацию о детях, оставшихся без попечения родителей?» - отвечает Марина Андреева, координатор проекта «Территория без сирот» – С. 50-51.
Мост к себе. Психологическая помощь усыновителям. Беседа с президентом общественного благотворительного фонда «Родительский мост» (Санкт-Петербург) Мариной Левиной – мамой одиннадцати детей. Беседовала Анна Ершова. Рисунки Ксении Наумовой. Фото Мадины Астаховой и из архива Центра «Родительский Мост»// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.52-57. – (раздел «Люди»).
КУЛЬТУРА (раздел). – С.58-87.
Кино 2010: в поисках со-бытия. Кинокритик Лев Карахан о тенденциях 2010 года и о проблемах нашего сознания. Беседовала Алла Митрофанова. Ил.: Кадры из кинофильмов (предоставлены киноторговой компанией «Вольга» и др.)// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.58-67. – (раздел «Культура»). В материале анализируются фильмы:
«Как я провел этим летом». Режиссер – Алексей Попогребский, Россия»;
«Дядюшка Бунми, который умеет вспоминать свои прошлые жизни». Режиссер – Апичатпонг Вирасетакул, Таиланд;
«О людях и богах». Режиссер – Ксавье Бовуа, Франция;
«Поэзия». Режиссер – Ли Чан Дон, Южная Корея;
«Перемирие». Режиссер – Светлана Проскурина, Россия;
«Еще один год». Режиссер – Майк Ли, Великобритания;
«Копия верна». Режиссер – Аббас Киаростами, Франция, Италия;
«Лурд». Режиссер – Джессика Хауснер, Германия.
Монолог:
Протоиерей Андрей Юревич, настоятель Крестовоздвиженского собора в городе Лесосибирске, где силами энтузиастов открыт Музей современного христианского искусства. Обрести Небеса. О значении христианского изобразительного искусства в деле церковной проповеди и миссии. Фото из архива автора// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.68-69. – (раздел «Культура»).
Лицо России. Дети рассказали о своих героях. О проводившемся в 2010 году конкурсе «Лицо России», на который дети со всей России присылали свои сочинения о людях, являющихся для них примером высокого достоинства, жертвенности, живой человеческой души// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.70-73. – (раздел «Культура»). Материал включает публикацию одной из лучших работ конкурса:
Даниил Плотников, 4-й класс, Пермский край, Большесновский район, село Петропавловск. Пусть живут о нем память и доброе слово. Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Соликамский. Рисунки Наталии Кондратовой. - С.70-73.
Вера и слово. Разговор о существующей журналистике. С 11 по 13 октября 2010 года в Москве пройдет IV Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Задача публикации на нескольких примерах показать, сколь интересны и разнообразны могут быть православные СМИ// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.74-75. – (раздел «Культура»). Представлены и охарактеризованы следующие издания:
Журнал «Альфа и Омега». /Уникальный опыт «толстого» журнала о Православии. Серьезное чтение для тех, кто интересуется жизнью и историей Церкви, богословием, каноническим правом и так далее. Здесь можно встретить всё – от академических исследований до актуальной публицистики/. – С.74;
Стенгазета интернет-портала (www.pravmir.ru) «Православие и мир». /Уникальный формат издания, позволяющий охватывать православные приходы по всему миру. В каждом выпуске стенгазеты – отрывки из Евангелия и святых отцов, статьи на актуальные темы, наиболее важные церковные новости/. – С.74;
Журнал «Вверх». /Издание для детей и подростков. Является в первую очередь познавательным. Будучи православным по сути и содержанию, рассказывает не только о вере, но и об истории, о современной жизни обо всем, что интересно его потенциальным читателям/. – С.74;
«Вода живая». /Несколько лет назад «Санкт-Петербургские епархиальные новости» были преобразованы в журнал «Вода живая», и в скором времени обновленное издание шагнуло за пределы епархии. Это не удивительно – его тексты интересны не только верующим петербуржцам. «Вода живая» - эталон знаменитой петербуржской церковной интеллигентности. Ну, и, конечно, епархиальный вестник, полностью выполняющий свою основную функцию/. – С.75;
Отрок.ua. /Украинское молодежное издание. Явление исключительно авторское. Это - своеобразная площадка, где православные публицисты могут высказывать свое мнение о современном мире, о проблемах, волнующих молодежь. Получается живой диалог с легким привкусом элитарных изданий/.– C.75;
«Православная книга». /Портал www.pravkniga.ru сконцентрировал в себе сведения о православном книгоиздании. Обзоры книг, интервью с авторами и издателями. Каталог портала содержит более 20 000 книг, более полутора тысяч издателей. Дается информация о качестве книг, предостерегает от чтения пвсевдоправославной литературы/. – С.75;
Милосердие.ру. /Сайт www.miloserdie.ru. Уникальность проекта в том, что этот портал – не просто журналистика в Интернете, но и средство обратной связи. Помимо статей, освещающих все грани благотворительности и милосердия в современной России, здесь организован форум для волонтеров, собрана база данных по церковно-социальному движению. В кризисных ситуациях портал становится координатором конкретных дел помощи пострадавшим, одиноким, бездомным и т.д. – С.75.
Елена Зелинская. Лето от Рождества Христова. Путевые заметки о летней паломнической поездке в Рим с группой юных воспитанниц православного приюта и их воспитателями - сестрами подмосковного монастыря. Фото из архива автора// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.76-79. – (раздел «Культура»).
Строфы:
Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».
Михаил Бузник. Своды речи. Подборка стихотворений 63-летнего писателя и драматурга уроженца города Пржевальска, ныне свободно живущего между Россией и Европой. Христианская по сути, его поэзия по форме близка древней китайской лирике. Автор вступительной заметки Павел Крючков, редактор отдела поэзии журнала «Новый мир». Рисунок Марии Заикиной. Фото из архива автора// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.80-81. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).
Галерея:
Дарья Рощеня. Святые заступники Руси. Детская версия. По рассказу организатора всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси» Алины Бариновой. Ил.: Рисунки детей – участников конкурса// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.82-85. – (раздел «Культура», рубрика «Галерея»). Имеется краткая Справка о времени проведения, условиях и электронном адресе конкурса (С.82).
Обзоры:
Что читать:
Имеется развернутая рецензия:
Алексей Осипов, профессор Московской духовной академии. Просто о сложном. О книге Александра Ткаченко «Бабочка в ладони»* (М.: Никея, 2010. – 176 с.)// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.86. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).
*Книга Александра Ткаченко «Бабочка в ладони», имеющая подзаголовок «Зачем современному человеку христианство?», ориентирована на читателя, который, не удовлетворяясь общими рассуждениями, стремится понять – что же такое Православие применительно к его жизни? Что оно может дать ему лично? От чего защитить? В чем помочь? Автор открыто ставит эти вопросы, которые мучают множество искренне ищущих, и часто уже верующих людей. Александр Ткаченко обладает счастливой способностью говорить о сложных вещах просто и доходчиво. Благодаря такой подаче материала, серьезная книга читается легко и интересно.
Представлены и отрецензированы издания:
Иеромонах Симеон (Томачинский). Путеводитель к светлому Воскресению. Н. В. Гоголь и его «Выбранные места из переписки с друзьями». – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – 164 с. – (серия «Кафедра»)/ Представляет Ирина Лукьянова// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.87. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).
Иеромонах Симеон (Томачинский), отталкиваясь от высказанной гоголеведом Владимиром Воропаевым идеи, что структура «Выбранных мест» соответствует структуре Великого поста, находит множество подтверждений этой идее, сопоставляя гоголевскую книгу с текстами великопостных богослужений и чтений и открывая в ней немало скрытых смыслов. Автор рассматривает «Выбранные места» в рамках традиции церковно-учительной литературы. Книга – в параллель великопостному сорокадневному странствию – оказывается духовным путешествием, внутренним паломничеством в небесный град. Иеромонах Симеон много и интересно говорит не только о композиции, но и о языке, и о жанровых особенностях книги, и о причинах ее трагического провала. Размышляя об этой неровной, мучительной, величественной и «неудачной» книге Гоголя, он показывает, в чем ее сила, и ее слабость. И если о неудачной судьбе книги уже было сказано достаточно, то о ее величии и глубине – куда меньше. «Путеводитель к светлому Воскресению» восполняет этот пробел.
Киноповести для семейного чтения (выпуск №3). – М.: Издательство храма святой мученицы Татианы (МГУ), 2009. – 186 с./ Представляет Мария Кравцова// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.87. - (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).
В сборник включены три киносценария, различные по тематике и жанру. «Автостопом к Богу» - почти сказка, необыкновенно легкая и трогательная. Хотя ее действие происходит в октябре, с первых строк чувствуется, что это похоже на святочный рассказ – и предчувствие читателя не обманывает. «Анти-фа» написан в совсем другой тональности, и темы в нем затрагиваются отнюдь не радостные. Два абсолютно разных человека – один семинарист, другой – фашист, связаны не только кровным родством, но и общей трагедией, которую каждый переживает по-своему. Противоречия между ними нарастают, как снежный ком, а решать проблемы все равно предстоит вместе, и порой самым неожиданным образом. «Алмазный крест» - самый глубокий и впечатляющий сценарий из всех. Сила духа героя, его решимость пронести свою веру через все испытания, его мастерство и ненавязчивое благородство настолько притягивают к себе читателей, что не только не дают оторваться от книги, но и заставляют верить в то, что в этом мире нет ничего невозможного. Книга послужит хорошим материалом для семейного чтения и для занятий в воскресной школе.
Путеводитель. На правах рекламы: С.88,90,92, 95.
Реклама: С.89,91,93-94.
Отклики:
Хочется тоже быть настоящим человеком. Отклик на статью Ольги Костиной «Быть жертвой: жизнь “до” и “после”» (№ 87, июль 2010, С.46-51). Автор отклика – Юлия Посашко, Москва// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.96. – (рубрика «Отклики»). Имеется справка: «Движение «Сопротивление»: координаты» (С.96);
Церковь – не где-то там… Отклик на репортаж «После огня» (№89, сентябрь 2010, С.46-51). Автор отклика – Александр Дружинин, Нижний Новгород// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.96. – (рубрика «Отклики»).
Об интервью с первой леди. Отклик на интервью номера (№89, сентябрь 2010. С.6-9). Автор отклика – Виктория Голубкова, Санкт-Петербург, группа друзей «Фомы» на сайте vkontakte.ru// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.97. – (рубрика «Отклики»).
Опечатка. Редакция приносит извинения за ошибку в статье «Возвращаясь к “Солярису”» (№88, август 2010 года, С.85), где неверно указаны инициалы переводчицы книги Станислава Лема «Солярис»: правильно – В. М. Перельман// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.97. – (рубрика «Отклики»).
Коротко:
Мысли. Истории. Притчи. Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.97. – (рубрика «Коротко»).
Эпилог:
Мария Городова, писатель, обозреватель «Российской газеты». О свободе. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №10(90) – октябрь 2010. – С.98. – (рубрика «Эпилог»).
Впечатления от материалов октябрьского номера «Фомы».
3-я страница обложки – фото Ольги Крыловой (Благодаря стараниям тверского православного молодежного клуба «Сеятель» 21 сентября 2010 года возобновились богослужения в храме Рождества Богородицы в селе Красный Бор).
4-я страница обложки – реклама журнала «Фома». Подписная компания на 2011 год.