«Чувство собственного достоинства». Огромный камень преткновения, с которым сталкиваются (иногда расшибаясь) люди, приходящие в Церковь. Светская культура, на которой мы воспитаны, всегда превозносила это чувство. «Мы не рабы, рабы — не мы», «лучше умереть стоя, чем жить на коленях», или, если надо интеллигентнее, то окуджавское: «Совесть, Благородство и Достоинство — вот оно, святое наше воинство». Человек без чувства собственного достоинства — это, как мы знаем, ничтожество, холуй, подлец, от которого всего можно ждать.
И вот мы вдохновляемся Евангелием, перед нами раскрывается Небо, мы приходим в Церковь... и начинается... Тебе сразу объяснят, что ты более не Иван Петрович, а раб Божий Иоанн (причем слово «раб» ты по умолчанию будешь понимать в традиционном, историческом смысле), ты ощутишь на себе всю мощь слов «послушание» и «смирение», ты и из книг, и от добрых людей узнаешь, что никакого своего достоинства в тебе нет и не было, а есть одни лишь грехи, из коих наиглавнейший — гордыня. Ничего ты из себя не представляешь, существуешь на этом свете только по милости Божией, а малейшее твое несогласие быть «тварью дрожащей» воспринимается как тщеславие, гордыня, а то и прямое богоборчество.
Я сейчас описываю крайний случай — обычно все бывает помягче, культурнее. Тем не менее, тенденция именно такова — неофиту обязательно внушают, что его представление о чувстве собственного достоинства в корне неверно, что оно выросло на почве безбожия и обильно полито гордыней.
Да, в этом есть правда. Действительно, в безбожном мире именно человек —мерило всех вещей, а когда уверуешь и поймешь, что мерилом все же является Бог — тогда приходится подвинуться, и прищемленная гордыня, конечно же, начинает пищать. Это ведь непросто признать: я такой умный и красивый не сам по себе, а потому что Бог дал мне Свои дары. Нет, хочется, чтобы Бог тут был не при чем, а всему хорошему во мне я был обязан себе самому... и все остальные тоже должны мне быть за это обязаны, все должны меня ценить: какой молодец, какой прекрасный made you self! Звучит, конечно, смешно, хотя до понимания, почему это смешно, надо еще дорасти.
Но это — не вся правда. Потому что в любом человеке есть не только грех, не только низости и гадости. Когда мы читаем в покаянном каноне «якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу», надо понимать, что это поэтический образ, а не констатация медицинского факта, не буквальное уподобление человека свинье. Помимо греха, помимо «семени тли», есть в человеке и образ Божий. Есть неотъемлемые Божии дары — свобода воли, разум, способность к творчеству, нравственное чутье. Да, после грехопадения прародителей человеческая природа испорчена и все эти дары запачканы, повреждены — но не сведены же к нулю! Человека тянет ко злу (тут очень удачно церковнославянское слово «удобопреклонен»), но он способен все же противостоять этой тяге, способен развивать полученные от Бога дары. И да, действительно, человек в значительной мере сам себя делает, сам себя поднимает или опускает. Бог — чаще всего незаметно — помогает ему подняться и препятствует опуститься. Но если бы человек ничего не делал сам, не совершал бы усилий, не реализовывал бы свою свободу — то он был бы не человеком, а животным.
Поэтому речь должна идти не о том, чтобы лишить человека чувства собственного достоинства — а о том, чтобы вместо безбожного представления о собственном достоинстве у него было бы христианское представление. То есть мое достоинство — оно не только мое, все мои достижения — это плод моего сотрудничества с Богом. Без Бога я никогда бы не добился этого, но и без своего труда я бы тоже этого не добился. Впрочем, не стоит гордиться собою — потому что если трезво взглянуть на себя, непременно увидишь: мог бы сделать еще больше, если бы не ленился, если бы не боялся, если бы не тупил...
Более того, считать себя только «свинией в калу» и более ничем — это своего рода метафизическая истерика, это желание снять с себя ответственность. Бить себя кулаками в грудь и посыпать голову пеплом — гораздо проще, чем развивать дары, полученные от Бога. Это логика раба из притчи, зарывшего свой талант. Или как в школе, когда ученик вопит: «я тупой, я ничего не понимаю, ставьте мне двойки, выгоняйте меня на фиг, пойду вагоны разгружать, раз уж мозгов нет». Тут не мозгов нет, а мотивации. Закатывать истерики куда легче, нежели спокойно и последовательно наверстывать пропущенный материал.
Бог не призывает нас считать себя тварями дрожащими, равно как и «право имеющими». Если мы считаем, что никакого достоинства у нас, жалких червей, нет и быть не может — так ведь Он рано или поздно спросит: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25:26-27). Иначе говоря, а почему это у тебя нет достоинства? Куда оно делось? Почему ты не постарался его получить? Почему не развивал полученные дары? Твое достоинство — оно ведь не только твое, но и Мое... И отвечать будет страшно, потому что — всё правда.