Виталий Каплан
Бог и теорема Гёделя. Как математика ударила по атеизму
«Малое знание уводит от Бога, большое — приводит к Нему», — говорил английский мыслитель XVII века Френсис Бэкон. Со мной произошло именно так — благодаря изучению математики. А началось все с того, что в десять лет я случайно наткнулся на научно-фантастический роман про межпланетные путешествия, прочел залпом — и увлекся астрономией. Начал читать популярную, а затем и более серьезную литературу, делал простейшие астрономические приборы, наблюдал за звездным небом.
«Не понимаю слов „Христос умер за всех нас“. Как Его смерть влияет на меня?» — отвечаем на вопрос читательницы
В редакцию журнала «Фома» пришло письмо: Добрый вечер, уважаемая редакция журнала «Фома»! Хотела бы задать два вопроса, которые меня в последнее время волнуют. Первый вопрос. Мне 28 лет. Интерес к вере возник около 10 лет назад, но по-настоящему захотелось постичь Православие только недавно. Читаю Евангелие и толкования на него, но до сих пор не до…
Страх бед, которые нас ожидают: вот что мне помогает в нем не утонуть
Подумал о страхе. Я много чего боюсь (думаю, вы тоже). Это и вполне очевидные вещи — болезни и смерти близких, свои собственные болезни и смерть, нищета, одиночество, безумие, беспомощность… список можно длить бесконечно. И к общей бесконечности можно добавить специфические страхи, присущие нашему интересному времени. Что получается? Беды еще не случилось, она лишь гипотетическая, но…
Можно ли лгать во имя добра? Вот как я отвечаю себе на этот вопрос
Ложь во спасение допустима для христианина? Такой вопрос задают часто, и я сам себе его начал задавать тридцать лет назад, едва крестившись. Окончательного ответа у меня нет до сих пор, но кое-что все-таки я понял.
Дыры в стене. О том, чего мы в себе не видим
Самое страшное в таких дырах — что их не заделать покаянием. Покаяние лечит только то, что воспринимается тобою как ненормальность, как грех, как то, с чем реально нужно бороться. Каяться же в том, что на самом деле тебя никак не напрягает, было бы пустой формальностью и даже лицемерием
Может ли антихристом быть искусственный интеллект?
Не сбудется ли то, что апостол Иоанн Богослов описал в своем «Откровении»? Оно написано иносказательным языком, и может быть, антихрист будет вообще не человеком, а искусственным интеллектом?
Наилучший строй для православных
Еще одна старая как мир тема, по которой происходят регулярно жаркие споры — это какой политический строй, с христианской точки зрения, самый лучший — и вообще для всех, и конкретно для христиан. Правда, сейчас, по-моему, жар таких полемик заметно остыл по сравнению с началом 2000-х, но это временно. Думаю, еще не раз полыхнет.
10 тревожных звоночков в общении с новыми друзьями, о которых надо рассказать подростку
Дети, взрослея, переходя в подростковый возраст, начинают встраиваться в социум, обрастают контактами и со сверстниками, и со взрослыми людьми, и далеко не все эти контакты могут быть безопасны. Родителям стоило бы стремиться не к тому, чтобы изолировать свое чадо от всех мыслимых угроз, а к тому, чтобы подготовить его к преодолению таких опасностей. И прежде всего — чтобы подросток научился как можно раньше слышать «тревожные звоночки» при общении со своими новыми знакомыми.
Почему я не вижу Бога?
Почему я не вижу Бога? Почему Он прячется от меня, не дает почувствовать Свое присутствие?
Где вера смыкается с атеизмом
По следам одного недавнего спора. По-моему, глубокий, осмысленный атеизм и глубокая, осмысленная вера кое в чем сходны. А именно: они не делают проще повседневную жизнь. Наоборот, даже ее осложняют.
Когда просыпается зверь: о романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух»
25 лет назад умер знаменитый английский писатель, лауреат нобелевской премии Уильям Голдинг. В нашей стране он известен прежде всего своим романом о детях «Повелитель мух». Роман традиционно трактовался у нас как иллюстрация того, сколь жестоким могут оказаться дети, предоставленные самим себе. Мол, дети — это не такие невинные чистые создания, как думают сентиментальные взрослые. Но мне кажется, что в романе есть и гораздо более глубокие смысловые слои.
Сотворение мира: на стыке физики и теологии
Где та точка, в которой мир стал таким, каким его воспринимают ученые? Можно ли подходить с научными представлениями о пространстве, времени и материи к тому, что было в первый миг творения?