Сретенский монастырь на Тверской земле

В отличие от других великих христианских праздников, в честь которых на Руси возводились храмы и устраивались монастыри, событие Сретения Господня практически не отражено в русской церковной архитектуре.

Сретенский монастырь в Москве

Сретенский монастырь в Москве

Так, например, знаменитый Сретенский монастырь Москвы был основан вовсе не в честь этого праздника, как может показаться несведущему человеку. Посвящен он встрече в 1395 году митрополитом Киприаном чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, во время нашествия на город Тамерлана. После совершенного молебна перед иконой произошло чудо: без видимой причины хан повернул от стен Москвы обратно. Этому событию и посвящен монастырь.
Одной же из самых известных обителей, посвященных именно двунадесятому празднику, является Сретенский монастырь города Кашина в Тверской области.

По преданию, эта обитель была основана еще в начале XV века. Упоминаемая эпоха была временем, когда Тверское княжество вместе с принадлежащими ему городами и селами упорно боролось за свою независимость сразу с несколькими соперниками: Золотой Ордой, Московским княжеством и – частично – с Литвой. Первое же документальное свидетельство о монастыре связано с жалованной грамотой великого князя Тверского Бориса Александровича (ок. 1398–1461), в которой основание обители приписано его брату, князю Георгию Александровичу (?–1426). Из этой грамоты следует, что князь Георгий основал монастырь на том месте, где его из военного похода встретила супруга Анастасия. Она сообщила князю, что у них родился сын Иоанн. Воодушевленный удачным походом и радостной вестью, князь повелел основать на месте встречи с женой женскую обитель в честь Сретения Господня.
После этой эпохи информации о монастыре практически нет. Известно, что во время Смуты XVII века он был полностью разрушен интервентами. Его восстановлением занималась Дорофея Ладыгина из княжеского рода Коркодиновых (1549–1629). После смерти своего супруга она ушла в эту обитель и весь остаток жизни занималась ее благоустройством.  Дорофея скончалась в 1649 году в возрасте 80 лет. Вскоре на ее могиле начали происходить чудеса исцеления, что сделало ее почитаемой в народе. В дальнейшем одной из настоятельниц монастыря был чудесным образом написан ее портрет. По преданию,  настоятельнице явилась сама Дорофея с повелением написать этот образ. В итоге она стала местночтимой святой.

Женский Сретенский монастырь. Часовня, где покоятся мощи прав. Дорофеи. Фото Прокудина-Горского С. М. 1910 г.

Женский Сретенский монастырь. Часовня, где покоятся мощи прав. Дорофеи. Фото Прокудина-Горского С. М. 1910 г.

Гораздо больше сохранилось информации об основных постройках Сретенского Кашинского монастыря.
Так, в 1630 году в обители был возведен деревянный шатровый соборный храм, чуть позже – церкви Анастасии Римлянки и Рождества святого пророка Иоанна Предтечи, а также шестигранная шатровая звонница.

Женский Сретенский монастырь в Кашине. Вход в дом, где жила великая княгиня Елизавета Федоровна в 1909 году. Фото Прокудина-Горского С. М. 1910 г.

Женский Сретенский монастырь в Кашине. Вход в дом, где жила великая княгиня Елизавета Федоровна в 1909 году.
Фото Прокудина-Горского С. М. 1910 г.

Первый каменный собор в честь праздника Сретения Господня был возведен в 1688–1692 годах на площади с двумя прилегающими к ней прудами. Он был построен ктиторами (попечителями) дьяконом Василием Бреховым и окольничим Федором Зыковым. В 1693 году была возведена также и каменная колокольня. По архитектуре Сретенский собор представлял собой бесстолпный четверик с сомкнутым сводом. Здание было декорировано поясом кокошников и завершено пятью декоративными главами. По бокам находились два придела. Позднее собор неоднократно перестраивался и обрастал различными архитектурными слоями.
В 1790 году при здании были построены теплая (зимняя) церковь-трапезная, а также четырехъярусная колокольня с небольшим шпилем. В 1890–1891 годах Сретенский собор масштабно реставрировался в последний раз. Руководил реставрационными работами инженер Федор Малиновский.
В целом же весь архитектурный ансамбль обители рос постепенно. Например, известно, что наибольшее число построек на его территории было возведено в XIX веке.

***

К сожалению, до наших дней дошла лишь самая малая часть некогда крупного комплекса.
Частично сохранилась Входоиерусалимская церковь (1777–1789), которая, правда, стояла вне стен монастыря. После революционной смуты 1917 года ее закрыли, а в 1936 году в здание переехал историко-археологический музей – благодаря этому и удалось сохранить церковь. Также частично сохранились еще некоторые здания – например, настоятельский корпус и кельи.
Что касается святынь Сретенского монастыря, то в свое время в нем находились: образ святого Георгия (дар князя Георгия Кашинского при основании обители), греческая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», чудотворная икона Богородицы «Страстная», а также образ Благовещения Пресвятой Богородицы.

Сретение8
Известно, что в 1909 году Сретенский монастырь посетила основательница Марфо-Мариинской обители Москвы святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918). Визит Елизаветы Федоровны был связан с повторным прославлением известной святой Тверской земли – благоверной княгини Анны Кашинской. В те дни Елизавета Федоровна регулярно посещала церковные службы, при этом стараясь ничем не выдавать своего высокого положения. Однажды она пришла в Воскресенский собор монастыря под видом обычной богомолки, в черных одеяниях, так что ее никто не узнал.
В дальнейшем великая княгиня приняла мученическую кончину: в ночь с 17 на 18 июля 1918 года она была сброшена в шахту Новая Селимская недалеко от города Алапаевска. В 1992 году Елизавета Федоровна за свое бескорыстное служение людям в Марфо-Мариинской обители и за мученическую кончину была прославлена в лике святых Русской Православной Церкви.

Смотрите также:

 

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 3,67 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.