15 февраля — Сретение Господне. На праздничной службе звучат удивительные по красоте и глубине слова, которые помогают нам по-особому пережить событие, о котором вспоминает Церковь в этот день, пережить так, словно бы каждый из нас становится его свидетелем. О нескольких таких фрагментах богослужения Сретения рассказывает публицист Максим Большаков.
Что такое Сретение
На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Таким образом они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола. В переводе с церковнославянского слово «сретение» — встреча. Но кого и с кем? Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме младенца Христа встретил старец Симеон. По преданию, он прожил уже почти 300 лет, так как получил от ангела обещание, что не умрет, пока сам не увидит пришедшего в мир Мессию.
Православные богослужения удивительны и беспредельны: они охватывают бесконечность в пространстве (от ада до занебесной выси) и времени (от начала времени до его исхода). Каждый раз выхватываешь только их кусочек и поражаешься чему-то новому, ранее ускользнувшему. И в службах праздника Сретения в разные годы в сердце у меня откладывались все новые и новые образы.
Богослужебные книги — это, в первую очередь, поэтические сборники, и написанные стихами картины важны в них не менее, чем учение, которое там излагается. Одно неотделимо от другого.
В службе Сретения не раз подчеркивается, что Младенец, которого Мама, исполняя древнее законодательство, принесла в Иерусалимский храм, — это Тот Самый Бог, Который, собственно, и дал Израилю упомянутый закон. Что сорокадневный Малыш, лежащий на руках Пречистой Девы, — это Тот Самый Бог, Который не имеет начала во времени, Древний днями, как называет Его пророк Даниил, описывающий одно из своих видений. Вот как выражено это в одной из стихир — праздничных песнопений Сретения:
«Ве́тхий де́ньми, И́же зако́н дре́вле в Сина́и дав Моисе́ю, днесь Младе́нец ви́дится и по зако́ну, я́ко зако́на Творе́ц, зако́н исполня́я, во храм прино́сится».
«Древний Днями и закон в древности давший на Синае Моисею, ныне младенцем видится. И по закону, как закона Создатель, закон исполняя, в храм приносится» (перевод Ольги Седаковой).
Из Евангелия от Луки мы знаем, что Иосиф и Мария принесли Иисуса в этот день в Храм и отдали за Него в жертву двух голубей. О том, почему они это сделали, рассказывается в первой паремии — отрывке из Ветхого Завета, который читается на вечерне накануне праздника и помогает лучше прочувствовать глубину и смысл отмечаемого события. Мы слышим фрагмент из книги Исход, где описывается десятая египетская казнь, когда в Египте погибли все первенцы, от детей до скота, кроме еврейских детей, и последующий выход евреев из Египта. В память об этом событии было установлено правило посвящать Богу, то есть служению Ему в качестве священников, всех первенцев. Позже, когда для службы Богу был выделен целый отдельный род, ведущий происхождение от ветхозаветного патриарха Левия (колено Левино), это правило было отчасти заменено, отчасти дополнено другим: первенцы по-прежнему обладали особым статусом, но, поскольку в условиях, когда существовали «профессиональные» священники они уже не имели права совершать богослужение, было постановлено приносить за них своего рода выкуп в размере пяти сиклейСикль — мера веса у древних евреев. серебра. Кроме того, на сороковой день после рождения сына матери предписывалось принести в жертву однолетнего ягненка и голубя, которых она должна была передать священнику. Если же семья была ограничена в средствах, ягненок мог быть заменен на второго голубя.
Эти правила и исполняет Пречистая Дева. Сын Божий, рожденный от Бога Отца, как говорится в Символе веры, «прежде всех век», приносится в храм как рожденный от Девы Марии сын человеческий. Придет время, и Тот, за кого теперь принесли выкуп и жертву, Сам добровольно принесет Себя в жертву, искупив на Кресте грехи всего человечества. В праздник Сретения мы вновь слышим прикровенное пророчество об этом в обращенных к Богоматери словах старца Симеона, который принимает Богомладенца на свои руки: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:34–35).
Но, наверное, самый потрясающий и парадоксальный образ Сретения открывается во второй паремии праздника (Ис 6:1–12) и разъясняется во всем последующем богослужении. Это чтение о том, как пророк Исаия увидел Господа, окруженного серафимами, от восклицаний которых поколебались верхи врат, и испугался: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с жертвенника, коснулся им уст пророка, и нечистота Исаии была очищена.
В чем пророческий смысл произошедшего? Уголь — это Тот Малыш, Которого принесли в храм, Христос, Бог, огонь поядающий (Евр 12:29), прожигающий все естество человека и испепеляющий живущий в нем грех. В пророческом видении даже серафим не мог взять пальцами уголь и принес его клещами. И если пылающий уголь становится символом Самого Господа, то клещи — символом рук Пречистой Богородицы. Причем обратите внимание: то, что в Ветхом Завете, живущем еще только ожиданием прихода в мир Бога-Любви, было пугающим металлическим инструментом, в Новом — открывается таинственно и прекрасно: руки Матери и Девы, носящие Младенца, держащего в Своих маленьких ладошках всё мироздание. И Бог является людям уже не как пророку Исаии, во славе и восклицаниях серафимов, колеблющих верхи врат храма Господня (Ис 6:4), и не как на Синайской горе Моисею, который, по словам одного из богослужебных текстов Сретения, «увидел Бога сзади и удостоился неясно слышать Божественный глас во мраке и буре», — Бог является людям доступно и смиренно, так что даже Симеон, по церковному преданию — старец непредставимо преклонного возраста, смог взять Его на руки.
Воистину, как поется в икосеИкос — песнопение, в котором прославляется празднуемое событие или святой праздника, «чу́дная зрим ны́не и пресла́вная, непостижи́мая, несказа́нная / И́же бо Ада́ма созда́вый но́сится я́ко Младе́нец, / Невмести́мый вмеща́ется на рука́х ста́рчих, / И́же в не́дрех неопи́санных Сый Отца́ Своего́ / во́лею опису́ется пло́тию».
«Чудное мы созерцаем ныне и необычайное, / непостижимое, невыразимое: / ибо Создателя Адама носят как младенца, / Невместимый в объятиях старца умещается, / Пребывающий в беспредельных недрах Отца Своего / добровольно ограничивается — плотью».