Соловки — немного чужие, но все же свои

Фотоблог Екатерины Соловьевой

Пять лет назад мне удалось побывать лишь на Большом Соловецком острове, и то — всего полтора дня.  Ошеломил монастырь, его красота и величие.  Мы ходили и просто гладили огромные, теплые, в рыжих лишайниках валуны, из которых сотни лет назад были сложены башни. 

Соловки периода СЛОНа, Соловки паломнические и подвижнические, Соловки монашеских  хозяйственных нововведений — ускользнули тогда от нас. Острова ждали следующих визитов.

Закатный свет в бухте Благополучия

Период с мая по середину июля — время белых ночей — горячая пора для архипелага.  Визит-центр, экскурсионное бюро и паломническая служба ломятся от желающих записаться на экскурсии и поездки. Гостиницы и гостевые дома забиты до отказа, велопрокатчики делают отличную кассу, а вай-фай есть только в холле одной гостиницы и то — за деньги. 

Вечером молодежь собирается у Тамарина причала

Непросто было поначалу абстрагироваться от туристическо-материальной стороны (цены очень кусаются). Велико было искушение не ворчать, заглядывая очередной раз в кошелек. Но первая же поездка с паломниками на монашеский остров Анзер сняла всю мирскую суету.

Особенно стыдно стало за свои сомнения и спесь, когда ступили на место мученической кончины архимандрита Петра (Зверева), что у подножия анзерской горы Голгофы. 

Соловки невозможно разделить на только монастырские или только гулаговские. Расстрельные захоронения на Секирной горе, знаменитая лестница в 294 ступени, по которой конвоиры скидывали тела убитых, трагические судьбы ссыльных на Заячьи острова, — лагерная история архипелага навеки переплелась с церковной.  Десятки монахов, не желавших покинуть остров, обрели на Соловках мученическую кончину. 

Мы оказались на островах аккурат к Петру и Павлу — с торжественного Крестного хода и праздничной службы народ радостно бежал на знаменитую Соловецкую ярмарку, куда съезжаются со своим товаром умельцы со всего Русского севера. 

Крестный ход вокруг монастыря в праздник Петра и Павла

Под вечер, когда утихла музыка и ярмарочный шум, из бухты Благополучия без лишней суеты вышла под парусом в открытое море поморская шняка. Плотники Михаил Наймарк и Феодосий Травин начали шить ее по старинным чертежам на Водлозере еще в 2001-м году. Спустя несколько лет шняка пришла по воде из Карелии на Соловки. Этим летом Михаил подновил, просмолил лодку и снова испробовал ее на большой воде. Уходя на катере в Кемь, я долго следила за парусом старинного судна, пока он не превратился в точку и не исчез за соловецким туманом.

Нос поморской шняки у морского музея

Поморская шняка идет под парусом на Соловки

Паломницы по пути на Заяцкие острова

Чайка на крыше катера Кемь-Соловки

Трудники Слава и Кирилл

Уставшая паломница по пути на остров Анзер

Высадка паломников на Анзер

В Троицком скиту на Анзере «коз кормить не благословляется»

Паломница спит у подножия Голгофского скита на Анзере

Служба в храме на горе Голгофе на Анзере

Знаменитая анзерская береза, выросшая в форме креста на месте массовых захоронений на Голгофском скиту

Экскурсовод из паломнической службы спит на носу катера по дороге на Большой Соловецкий остров

Реставрация часовни

Вознесенский храм-маяк на Секирной горе

Святое озеро

Крестный ход на праздник Петра и Павла

После вечерней службы  

В музее СЛОНа

Михаил Наймарк и его поморская шняка  

Высадка паломников на Большой Заяцкий остров

 

Фото Екатерины Соловьевой и Алексея Мякишева                      

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.