Русский пример святости

К тысячелетию подвига первых русских святых - Бориса и Глеба

Молодость братьев

Борис и Глеб были сыновьями крестителя Руси, великого киевского князя Владимира. Кто был их матерью, точно не известно, так как у князя, еще до его крещения, было множество детей от разных жен. Предположительно, их матерью была одна из супруг Владимира, болгарка по национальности. В крещении Борис, который был чуть старше, получил имя Роман, а Глеб был крещен с именем Давид. В отличие от других сыновей великого князя, часто враждовавших между собой, Борис и Глеб с детства любили друг друга и были все время вместе. Например, когда Борис читал жития святых, Глеб сидел рядом и слушал. Со своей стороны, Владимир сильнее всех своих сыновей любил Бориса и во всем доверял ему.

Когда братья подросли, отец направил их на княжение в разные города. Борис отправился в Ростов, а Глеб – в Муром. В то время в обоих этих городах еще было сильно язычество. По некоторым сведениям, муромские язычники не пустили Глеба в город и молодому князю пришлось жить вне его стен, в пригороде.

Путь князя Бориса

В 1014 году князь Владимир заболел и, желая передать великое княжение Борису, срочно вызвал его в Киев. На престол претендовали и другие наследники – пасынок Святополк1 и старший сын Ярослав, однако князь в тот момент был с ними в ссоре. В это время на Русь напали кочевники-печенеги. Это стало первым испытанием для Бориса. Во главе киевской рати он вышел навстречу врагам, однако последние, узнав об этом, ушли обратно в степи.

15 июля 1015 года князь Владимир умер. В Киеве в это время был только Святополк. Пытаясь скрыть смерть великого князя, он тайно захоронил его тело в церкви Пресвятой Богородицы, а сам постарался заручиться поддержкой киевлян. Однако, как свидетельствуют летописи, большинство горожан невзлюбили Святополка.

СВЯТЫЕ БОРИС И ГЛЕБ. Середина XIV в. Москва Из коллекции Н. П. Лихачева ДРЖ-2117. Русский Музей

СВЯТЫЕ БОРИС И ГЛЕБ. Середина XIV в. Москва Из коллекции Н. П. Лихачева ДРЖ-2117. Русский Музей

Борис же, не найдя печенегов, вернулся к Киеву. На берегу небольшой речки Альты он узнал, что отец умер, а его место занял Святополк. Дружина князя, в которой было восемь тысяч человек, предложила взять великое княжение силой, однако Борис отказался от войны со сводным братом. В ответ на это почти все воины покинули князя, с ним остались только самые верные его слуги. Со своей стороны, Святополк лживо предложил дружбу Борису, а сам тайно отправился в Вышгород, близ Киева, где нанял трех местных бояр (Путшу, Талеца и Еловита), чтобы они убили любимого сына Владимира.

Узнав от одного вестника о готовящемся убийстве, князь Борис опечалился, стал сильно скорбеть и молиться Богу. Всю ночь накануне своей мученической смерти он почти не спал. Встав рано утром, велел бывшему при нем священнику служить заутреню, а сам стал молиться. Во время этой молитвы в шатер князя ворвались убийцы и набросились на него с оружием. Бориса попытался защитить один из его слуг, венгр Георгий, однако он был убит вместе со своим господином. В житии святого Бориса говорится, что князь умер не сразу. Когда убийцы грабили шатер, он очнулся, его хотели добить, однако он попросил дать ему помолиться. После этого он обратился к Богу с молитвой, в которой поблагодарил Его за дарованный венец мученика. В конце он сказал своим убийцам, чтобы они окончили начатое. Тогда один из них ударил князя мечом прямо в сердце. По другой версии, Борис был убит позже, по дороге в Киев. Так или иначе, тело князя было тайно привезено в Вышгород и похоронено в церкви святого Василия.

По стопам брата

Убив Бориса, Святополк решил убрать с пути и его брата Глеба. Он послал в Муром лживое письмо, в котором звал сводного брата в Киев срочно повидаться с тяжелобольным отцом. Получив письмо, Глеб быстро направился в столицу Киевской Руси, однако по пути его встретила новая весть. Князь Ярослав, узнав о злодеянии Святополка, предупредил Глеба. В то время последний был уже на Днепре, в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Глеб остановился там и стал оплакивать отца и любимого брата. Он молился Богу и просил, чтобы ему была дарована такая же смерть, как и Борису. В этот момент корабль, на котором плыл князь, захватили подосланные Святополком убийцы. Сначала Глеб стал просить злодеев, чтобы его не убивали, говоря с плачем о своей молодости и беззащитности, однако потом, видя их жестокосердие, помолился и предложил им совершить задуманное. Один из подосланных, по имени Горясер, приказал убить князя, а сделал это повар Глеба, некий Торчин. Эта трагедия произошла 2 сентября 1015 года. Тело святого Глеба было брошено убийцами на берегу Смядыни между двумя колодами и, как свидетельствуют источники, пролежало там длительное время. При этом ни птицы, ни звери не тронули княжеского тела. Лишь только спустя несколько лет оно было перенесено в Вышгород и положено в церкви святого Василия, там же, где был похоронен Борис. Так, по воле Божией, соединились тела двух братьев, которые стали образцами русской святости.

Что же касается Святополка, то его судьба сложилась не слишком удачно. Почти сразу он был вынужден вступить в борьбу за власть, которая шла с переменным успехом на протяжении нескольких лет, после чего Святополк погиб. Великим князем стал Ярослав, получивший прозвание Мудрый.

Первые из русских

Борис и Глеб стали первыми из русских, причтенных Православной Церковью к лику святых. Более того, они были прославлены в чине страстотерпцев, которого Церковь до того момента не знала. Причиной этого стало смирение и истинная христианская кротость, с которой братья приняли смерть. Имея возможность взять власть силой, они отказались от кровопролития и братоубийства, предпочтя свою смерть смерти других. Их почитание в народе началось уже при Ярославе Мудром. Тогда же, по сообщениям летописей, у их гроба стали совершаться чудеса.

2 мая 1071 года, в правление князя Изяслава Ярославича, тела братьев-страстотерпцев были перенесены в новую церковь. Как предполагают исследователи, именно с этого времени началось общецерковное почитание Бориса и Глеба. В 1072 году они были официально канонизированы на соборе в Константинополе.

Кто такие страстотерпцы?

Материал по теме


Калка. П. Рыженко, 1996 г.

Русь разделенная

История единого древнерусского государства окончилась со смертью великого князя Владимира в 1015 году. После этого на Руси наступила длительная пора междоусобных войн между князьями, первой жертвой которых, собственно, и были святые Борис и Глеб.

Смиренная и безропотная кончина Бориса и Глеба от рук злоумышленников привела к тому, что Православная Церковь канонизировала их в чине святых, который до того был неизвестен. Братья были прославлены в чине страстотерпцев. Кто же это такие?
Есть два основных значения слова «страстотерпец». В более широком значении, так можно назвать любого христианского мученика. Например, в богослужебных текстах часто встречается термин «страстотерпец» в значении претерпевшего спасительные страсти (мучения, искушения, страдания) за веру в Господа.

Ну а в более узком смысле, возникшем именно после подвига Бориса и Глеба, страстотерпцами называют особый чин святости. Чтобы не спутать их с мучениками, необходимо понимать два принципиальных различия. Мученики страдали за исповедание веры в Иисуса Христа и принимали смерть от рук язычников или еретиков. Страстотерпцы же страдали за исполнение Христовых заповедей и погибали зачастую от рук своих же единоверцев. От мучеников их убийцы всегда требовали отречься от Спасителя.  От страстотерпцев отрекаться никто не требовал. Но, уподобляясь Спасителю, они сами смиренно и безропотно принимали страдания и смерть.
Именно поэтому, прославляя в данном чине, Церковь особо подчеркивает характер совершенного духовного подвига – беззлобие, смирение, непротивление врагам.

В истории Русской Православной Церкви, помимо святых Бориса и Глеба, к чину страстотерпцев причислены, например, князь Игорь Черниговский (†1147), царевич Димитрий Угличский (†1591), семья последнего российского императора Николая II: сам государь, его супруга Александра Федоровна и их дети – Ольга, Татиана, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей (все †1918).
Единственным святым древнехристианской Церкви, кого в наше время называют страстотерпцем, является преподобный Дула – египетский монах, живший предположительно в период между III и VI веками. В течение двадцати лет святой подвергался насмешкам и травле со стороны других монахов монастыря, в котором он подвизался. Преподобный Дула был несправедливо обвинен в воровстве церковных сосудов, его пытали, изувечили, позже его оправдали, но он благодарил своих мучителей за возможность уподобиться Христу. Святой скончался в своей келье во время коленопреклоненной молитвы.

Начиная с XI века, когда был поставлен вопрос о прославлении святых Бориса и Глеба, соборным решением в Константинополе чин страстотерпцев был окончательно введен в жизнь Православной Церкви.

На анонсе памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове (2006 год, скульптор — А. Ю. Рукавишников), источник wikipedia.org

Milov Sergey МИЛОВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Корреспондент
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.