Не-традиционные ценности

 

Из недавних событий: во Франции готовится к принятию законопроект о легализации однополых браков. Одна часть общественности ликует: наконец-то Франция догонит Швецию по уровня защиты прав человека. Другая часть общественности негодует — и собирает стотысячный митинг против законопроекта. Кстати, по наблюдениям корреспондентов крупнейшей французской газеты Le Monde, большинство участников митинга — люди, относящие себя к Католической Церкви. И в российских, и во французских СМИ быстро и четко сформулировали: верующие вышли на защиту традиционных ценностей.

 THOMAS SAMSON/AFP/Getty Images

Выражение «традиционные ценности» кажется мне страшно неудобным. Вернее, не само выражение, а тот контекст, каким оно обросло.

Традиция — то, что не прекращается веками, передается из поколения в поколение и, что самое важное, в каждую новую эпоху выражено современным языком и не теряет своей сути. Если выражение «традиционные ценности» — об этом, то вопрос снимается сам собой.

Но, по моим ощущениям,

сегодня все чаще традиционные ценности выступают как оппозиция неким новым — очевидно, не-традиционным — ценностям. Задается как бы фиксированная пара оппонентов. Получается, что именно через сопротивление этим новым ценностям выкристаллизовываются ценности традиционные.

Ключевое слово — сопротивление. Как будто выступать за веру — значит, непременно выступать «против», а не «за». Например, против однополых браков, а не за Христа. То есть — парадоксально! — против грешников, а не за прощение и врачевание любовью. Как писал Сергей Довлатов, «после коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов». Потому что любая позиция «анти-» — конртпродкутивная. А в случае с выступлениями за веру — еще и не вполне христианская. Христианского принципа — «ненавидеть грех как поступок, но сострадать грешнику как человеку» — никто не отменял. Но, увы, не все об это помнят. Поэтому агрессивное нападение на человека другого мировоззрения то и дело предлагается считать христианским поступком.

Мне кажется, так не бывает — чтобы одни ценности обретались через борьбу с другими. Лично для меня как для верующего не существует никаких «традиционных» ценностей. Потому что не существует ценностей «не-традиционных». Ценности — это просто ценности. Они не требуют дополнительно себя определять. Они — понятны. К ним — например — безусловно, принадлежит семья, где есть папа-мужчина и мама-женщина. Все остальные гендерные комбинации мам и пап я просто не готов относить к категории ценностей. Ни новых, ни не-традиционных, ни каких-то еще…   

Я не считаю себя консерватором, который якобы держится за все прошлое, потому что оно — традиционное. Мне хочется верить, что я реалист и прагматик, предпочитающий держаться за настоящее. А ценности — без дополнительных определений — могут быть только вечными. Поэтому в каждую эпоху они те же. 

P.S. Тема легализации однополых браков взята просто как пример относительно недавних новостей. Сам текст не об этой проблеме. Автор не ставит своей целью поднять и обсудить данную тему и смиренно рассчитывает, что читатели и комментаторы будут это учитывать. 

Matsan МАЦАН Константин
рубрика: Авторы » М »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.